Dec 12, 2008 18:17
26 ноября на двухсторонней встрече делегаций грузинской и армянской патриархий было сказано о необходимости реального начала работы двухсторонней комиссии, которая на основании экспертиз и археологических раскопок должна изучить вопрос принадлежности памятника и вынести соответствующее заключение.
10 декабря, уже на следующий день после посещения Сурб Норашена армянской делегацией во главе с премьером Тиграном Саргсяном в Грузии были озвучены претензии на десяток храмов уже на территории собственно Республики Армения.
Оставив в стороне вопрос необходимости в очередной раз доказывать очевидное, в данной работе мы хотели бы, наконец, озвучить, как осуществляют свои действия православные захватчики, какими свидетельствами при этом подкрепляют свои претензии на бесчисленные армянские архитектурные памятники в Грузии, Западной Армении, Святой земле, а также на севере территории современной Республики Армении.
1. Различия в церковной атрибутике и последовательность действий современных вандалов
В этой части работы хотелось бы подробнее остановиться на различиях в постройке и церковной атрибутике армянской апостольской и грузинской православной церквей, и рассмотреть, в какой последовательности действуют православные погромщики в захваченных ими армянских храмах.
Алтарь армянских церквей вместе со святым столом представляет собой сцену. Он возводится на каменном постаменте и находится на высоте примерно 80 сантиметров от пола молельного зала. К постаменту с двух сторон прилегают специально воздвигаемые каменные лестницы, что дает возможность священникам подниматься к алтарю во время церковных обрядов. В грузинской, так же, впрочем, как в греческой и других православных церквях, алтарь сооружается на уровне церковного пола. Поэтому, первым делом грузины разрушают сей каменный постамент-сцену, и сравнивают с землей алтарь.
В северной стене армянской церкви располагается крестильня. В ней - каменная чаша - купель для воды, используемая во время обряда крещения. Изготавливается она из цельного куска камня. В грузинских церквях такой, вмонтированной в стену чаши, нет: для обряда крещения используется передвижная чаша - тазик с водой. Поэтому следующим шагом грузин становится разрушение и уничтожение этой каменной чаши для крещения.
Последующий этап: планомерное уничтожение армянских текстов и букв, лапидарных надписей, вырезанных на камне эпитафий и фресок с изображениями святых. Затем, на место уничтоженных армянских надписей и фресок, на стены и внутреннюю часть купола наносятся уже новые - современные грузинские церковные росписи (именно так произошло, например, с церковью Петхаин Сурб Аствацацин в Тбилиси).
Есть еще одно существенное различие: в соответствии с халкедонитскими грузинскими обрядами, захоронение останков умерших разрешалось производить внутри церквей и храмов. По армянским же церковным законам церковь, внутри которой произведено захоронение, превращается в часовню, что запрещает проведение в ней различных церковных обрядов и церемоний, в том числе, венчаний и крестин. Поэтому захоронения делаются в церковном дворе.
Именно по этой причине, следом за вышеприведенными действиями, начинается осквернение и уничтожение армянских могил, надгробных камней, находящихся под стенами церквей с внешней стороны, последним вопиющим примером чему стало осквернение армянских надгробных камней во дворе Норашена. К наиболее известным и посещаемым храмам на место армянских надгробных камней целенаправленно завозятся могильные камни с грузинских кладбищ.
продолжение следует
«Армянские храмы...»,
Грузия,
перекрещивание,
Армянское культурное наследие