Совершеннолетие узурпатора

Aug 30, 2009 19:40

Сегодня исполняется 18 лет со дня провозглашения Азербайджанской республикой государственной независимости. Данное политическое решение Верховного Совета Азербайджанской ССР было проведено с нарушением всех норм международного права и советского законодательства. Азербайджан воспользовался нестабильной обстановкой в СССР, составной частью которого он являлся, и вышел из состава Советского Союза.

Существуют преступления, не имеющие срока давности. Речь, в данном случае не о Геноциде или других преступлениях, связанных с массовым уничтожением людей по расовому, этническому, или религиозному признаку. Речь о преступлении, имеющем пролонгированный характер, становящимся причиной все новых и новых преступлений. В стремлении замести следы одного преступления, преступник совершает новые. Именно подобное преступление было совершено Верховным Советом Азербайджанской ССР 30 августа 1991 года.

17 марта 1991 года на территории СССР был проведен всенародный референдум, на который был вынесен всего один вопрос: «Считаете ли Вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняли участие 75,1% имеющих право голоса жителей Азербайджанской ССР, 93,3% из которых сказали твердое «Да». Столь внушительный процент желающих оставаться в составе СССР жителей Аз. ССР, казалось, являлся гарантией того, что руководство этой республики на долгие годы откажется от сепаратистских настроений. Однако уже спустя пять с половиной месяцев, 30 августа 1991 года, Верховный Совет Азербайджанской ССР провозгласил Декларацию о восстановлении государственной независимости Азербайджанской республики.

Бесконечно цинично звучит уже первая фраза этой Декларации: «Верховный Совет Азербайджанской республики, руководствуясь высшими государственными интересами народа Азербайджана и выражая его волю…» Какова была воля населения Азербайджанской ССР известно по результатам референдума от 17 марта 1991 года. Таким образом, данный антинародный и антиконституционный акт стал первым в продолжающейся по сей день длинной цепочке преступлений, совершенных незаконно рожденным государственным образованием.

Однако в данной Декларации было еще немало лукавства, откровенных подлогов и просто обмана. Так, принявшие Декларацию люди представляли собой не Верховный Совет никогда в истории не существовавшей Азербайджанской Республики, а Верховный Совет Азербайджанской ССР; с 1918 по 1920 год существовавшее государственное образование называлось не Азербайджанской республикой, а Азербайджанской демократической республикой и т. д. Однако анализ всего комплекса провозглашенных в Декларации нарушений международного права, советского законодательства и Конституции СССР выходит за рамки задач данной статьи.

Декларация от 30 августа содержит не поддающийся сомнениям отказ Азербайджанской республики от правопреемства Азербайджанской ССР (впоследствии, 18 октября того же года, этот принцип будет еще более четко зафиксирован в Конституционном акте Азербайджанской республики «О государственной независимости Азербайджанской республики»). Между тем, в 1918-20 годах в пределах Азербайджанской демократической республики не было двух исторических армянских провинций Арцах и Нахиджеван, а также ныне именуемого «Южным округом» Толыша. Родина талышей была насильно присоединена к Азербайджану летом-осенью 1920 года, при открытом содействии войск 11 Красной Армии. В свою очередь, Арцах и Нахиджеван были включены в пределы Азербайджанской советской республики спустя год с лишним после ее советизации, в 1921 году. Таким образом, отказываясь от советского правопреемства, Азербайджанская республика отказывалась по крайней мере от Арцаха, Нахиджевана и Толыша.

Статьи 1 и 2 упомянутого Конституционного акта иначе интерпретировать просто невозможно.

Статья 1. Вторжение 27-28 апреля 1920 года вооруженных сил РСФСР на территорию Азербайджана, свержение законно избранных органов власти Азербайджанской республики и последующая оккупация со стороны ХI Красной Армии являются, в соответствии с нормами международного права, агрессией РСФСР против независимого Азербайджанского государства.

Статья 2. Азербайджанская республика является преемницей существовавшей с 28 мая 1918 года по 28 апреля 1920 года Азербайджанской республики.

Специально для слабо информированного читателя сообщим, что Азербайджан изменил бы своим стародавним обычаям, если, выходя из состава СССР, не плюнул бы в миску, из которой питался свыше семидесяти лет. «Вслед за этим Азербайджан, так же, как и в 1806-1828 годах, был вновь аннексирован Россией»; «В дальнейшем на протяжении 70 лет против Азербайджанской республики проводилась политика колониализма, беспощадно эксплуатировались природные ресурсы Азербайджана и растаскивались его национальные богатства, азербайджанский народ подвергался преследованиям и репрессиям, попиралось его национальное достоинство», это - далеко не все подобные извлечения из Конституционного акта Азербайджанской республики.

Не будем комментировать эти строки, это может сделать любой непредвзятый человек, мало-мальски знакомый с историей региона. Скажем лишь, что в ночь на 28 апреля 1920 года 11 Красная Армия вошла в Азербайджан по просьбе его правительства, так как предъявившая территориальные претензии к Армении, Грузии, Талыш-Муганской республике и Дагестану, Азербайджанская демократическая республика терпела поражения на всех фронтах. Вошедшая в период повсеместного обвала фронта и массового дезертирства азербайджанских солдат, Красная Армия не только спасла эту республику, но и нарастила ее территорию за счет армянских, талышских, аварских и лезгинских территорий.

Таким образом, 30 августа 1991 года пара сотен человек узурпировала власть на большей части территории Азербайджанской ССР. Непосредственным результатом этой Декларации стала военная агрессия Азербайджанской республики против суверенной Нагорно-Карабахской Республики, подавление национально-освободительного движения в Талыше, а также безудержная и беззаконная дискриминация коренных народов незаконно провозглашенного государства.

Стоит отметить, что все, без исключения, проблемы, порожденные этой преступной Декларацией, продолжают существовать и углубляться по сей день. Незаконнорожденный Азербайджан и сегодня предъявляет территориальные претензии на Нагорно-Карабахскую Республику, насильственно ассимилирует коренные народы (в частности, лишая их права и возможности учиться на родном языке, выселяя из Родины общественных деятелей коренных народов, арестовывая и убивая их активистов) и является серьезным источником нестабильности в регионе. Одно преступление породило огромное множество других. Взятая Азербайджанской ССР десятилетия назад на вооружение политика «усмирения» коренных народов получила свое новое «осмысление» именно 30 октября 1991 года.

Интересно, что в последнее время отдельные азербайджанские ученые принялись за доказательство… незаконности Декларации от 30 августа. Так, проживающий за пределами Азербайджанской республики Т. Мусаев пишет: «Очевидно, что данная Декларация, провозглашающая восстановление государственной независимости Азербайджанской Республики 1918-1920 годов, а не выход из состава СССР, была принята без учета предусмотренного в союзном Законе порядка выхода». Идеи Мусаева немедленно были подхвачены кликушествующим «политологом» В. Сеидовым, также проживающим за пределами Азербайджанской республики: «Принятие Декларации входило в противоречие с Законом СССР, не имело юридической силы и, следовательно, не могло служить правовым основанием для начала процедуры самостоятельного определения НКАО своего будущего статуса».

Наивно было бы считать, что означенные представители азербайджанской стороны действительно заинтересовались правовыми аспектами выхода Азербайджанской ССР из состава СССР. Эти люди просто попытались передвинуть дату обретения Азербайджаном независимости до даты распада СССР. И нужно им это для того, чтобы «оспорить»… законность провозглашения Нагорно-Карабахской Республики. Логика во всей этой правовой эквилибристике следующая: если Азербайджанская ССР, объявившая 30 августа о своем выходе из состава СССР, нарушила советское законодательство и международное право, то и последовавшие вслед за этим правовые акты о независимости НКР являются незаконными. Иными словами: если даже я бандит и убийца, то ты все равно обречен дружить со мной до тех пор, пока меня не упекут в тюрьму.

Между тем, население Нагорно-Карабахской республики получило право на реализацию своего права на самоопределение в рамках советского законодательства ipso facto (в силу самого факта) Декларации Верховного Совета Азербайджанской республики от 30 августа 1991 года. Отметим, что международное право давало и дает это право и без каких-либо правовых актов метрополии. Степанакерт вовсе не был обязан задумываться о правовой корректности предпринимаемых Азербайджаном действий по выходу из состава СССР. Тем более Декларации, принятой высшим законодательным органом этой республики. Поэтому сам факт принятия Азербайджанской ССР Декларации о государственной независимости стал правовым пусковым механизмом для выхода НКР из состава СССР в рамках советского законодательства. Проблема законности (вернее, незаконности) провозглашения Азербайджанской республики, в той ее части, которая не соприкасается с агрессией против НКР, нас не касается. Это проблема населения Азербайджана и тех международных организаций, что приняли в свои ряды преступное государство.

Справедливости ради надо сказать, что идея построения цепочки «мы преступили закон, значит, вы были неправы» не нашла понимания в высшем руководстве Баку. Там просчитали, что признание ущербности и незаконности зарождения Азербайджанской республики может повлечь за собой нежелательные последствия, вплоть до проведения плебисцита среди населения, в том числе и коренных народов, республики. Ибо признание незаконности провозглашения Азербайджанской республики является признанием в узурпации - захвате власти насильственным путём, совершённом с нарушением закона, либо незаконное присвоение властных полномочий. А это уже чревато распадом незаконнорожденного образования, продолжающего столь же незаконно удерживать в своих пределах народы, никогда в истории не выражавших согласия жить в Азербайджанской республике.

Левон Мелик-Шахназарян

история, Азербайджан, правовые аспекты армяно-тюркских отношен, voskanapat

Previous post Next post
Up