Некоторые аспекты политики Израиля в отношении двух армянских государств. Часть 7

Apr 28, 2012 17:23



Армяне в Израиле

Первое армянское присутствие на Святой земле относится к временам Великой Армении и периоду завоевательных походов Тиграна Великого. А первые армянские христиане появились здесь в IV веке, проживали они на горе Сион до VI века, когда были ограблены и изгнаны оттуда византийским императором Юстинианом. В VII веке после завоевания Иерусалима Арабским халифатом армяне возвращаются в Палестину, начинают свою деятельность армянские епископы. После создания здесь в XI веке латинского Иерусалимского королевства армянская община стала увеличиваться, и постепенно в сердце Старого города появился знаменитый Армянский квартал. В XII веке здесь был построен кафедральный собор Святого Иакова, в котором захоронена голова одноименного апостола и находится гробница святого Иакова - брата Господня, а также Церковь Ангелов. Во дворе этой церкви растет та самая олива, к которой привязывали Иисуса. Помимо храмов в квартале имеются и две известных библиотеки - Патриаршая и Галуста Гюльбенкяна. Кроме того, не будем забывать, что армянам принадлежит и часть одной из важнейших святынь христианского мира - Храма Гроба Господня.

Бог миловал Армянский квартал Иерусалима. Его обошли стороной бурные события Истории, он избежал разрушений со стороны армий многочисленных завоевателей.

Во время Первой мировой войны армянская община Святой земли пополнилась армянами, бежавшими от безжалостного турецкого ятагана.

За первые 20 лет независимости Израиля, прошедшие под знаком войн и разрушений, подавляющее большинство армян покинуло эту страну, а многие здания Армянского квартала были переданы Еврейскому. Интересно, что и поныне часть пожилых армян, проживающих здесь, сохраняет гражданство Иордании.

Данные о численности армян на территории Израиля довольно противоречивы, в разных источниках фигурируют цифры от 9 до 20 тыс. человек.

Первая общественная организация израильских армян «Союз армян Израиля «Арарат» появилась в 2004 году в Гуш-Дане, в 2005-ом был образован «Союз израильских армян города Петах-Тиква «Наири».

«К сожалению, имея в Израиле немногочисленную, но очень активную диаспору, руководство Армении практически не уделяет ей никакого внимания, - говорит директор Института стран Восточной Европы и СНГ в Тель-Авиве Александр Цинкер. - Необходимо понимать, что именно через общественные организации, через непосредственное общение граждан Израиля можно добиться значительных результатов в формировании необходимого общественного мнения, а израильские политики очень серьезно к нему прислушиваются, особенно в преддверии очередных выборов, которые у нас происходят очень часто. Я надеюсь в обозримом будущем быть свидетелем принятия Закона Израиля о признании Геноцида армян. Только давайте не просто наблюдать за этим процессом, а еще и что-то для этого делать. Желательно вместе».

А пока политическое руководство Армении не обращает особого внимания на проблемы армянской общины Израиля, пристальное внимание ей уделяют различные спецслужбы, как израильские, так и турецкие.

Но больше всего беспокоят общину многочисленные провокации израильских властей, а также греческого духовенства и еврейских ультраортодоксов против Армянской церкви и армянских священнослужителей.

«Конфликты между представителями армянского и греческого духовенства, периодически возникающие в Иерусалиме, провоцируются властями Израиля, - говорит иерей  Шаге Карапетян. - Израильские власти стремятся избавиться от армянского элемента в Иерусалиме и используют в этих целях греков».

Что же касается еврейских ультраортодоксов, то у них вошло в привычку плеваться и набрасываться с оскорблениями на христианских и, в том числе, армянских священнослужителей в Иерусалиме, причем вне зависимости от сана и возраста. Так, в сентябре 2011 года во время похоронной процессии ультраортодоксальными хасидами из группировки «Харед» был оплеван армянский священник отец Альберт.

Тому, что большинство нападений на религиозной почве в Иерусалиме связано именно с армянами, а полицией такие инциденты расследуются крайне неохотно, есть простая причина.

«Священная для евреев гора Сион фактически находится во владении армянской общины, и израильское государство реализует планомерную политику по вытеснению оттуда армян», - замечает Шаге Карапетян.

Да, еврейский глаз на Армянский квартал положен давно и прочно. Ведь неспроста же собиратель антиармянской мифологии Авигдор Эскин регулярно транслирует в эфир варианты «равноценного обмена» израильских армян на евреев Армении.

Конечно, нападают не только на армян. Жертвами религиозной нетерпимости становятся представители и других христианских конфессий. В декабре 2009 года на стенах главного храма Русской православной церкви в Иерусалиме -  Троицкого собора неустановленные лица оставили надпись «Смерть христианам», сделанную на иврите. Представитель миссии РПЦ отец Феофан рассказал, что плевки и угрозы в адрес христианских священнослужителей случаются в Иерусалиме практически ежедневно:

«Русские и греки, следуя традиции христианского смирения, вынужденно терпят грязные выходки фанатиков. Лишь наши армянские братья во Христе решаются дать отпор обидчикам».

Да, армяне стараются постоять за свою честь. Однако не все так просто. В мае 2008 года перед судом по обвинению в нападении предстал студент духовной семинарии, гражданин Армении Ованес Маратерсян, который в ответ на плевок ортодокса, нанес тому удар в глаз, а затем хорошенько оттаскал за пейсы. Эта история получила широкий общественный резонанс, результатом которого в 2010 году стала беспрецедентная отмена несправедливого судебного решения в отношении армянского парня. Судья Дов Поллок отклонил иск побитого ортодокса, назвав его «противоречащим принципам справедливости и уместности».

«Посадить на скамью подсудимых того, кто один раз ударил в лицо человека, который унижал его, плюя ему в лицо, категорически недопустимо. Уж не говорю о том, что плевать в лицо человеку в одежде священника - уголовное преступление. Наказания заслуживает, прежде всего, зачинщик драки. Подобное происходит уже в течение ряда лет, и власти не принимают необходимых мер для искоренения этого явления путем уголовного преследования и нравственного образования. Нельзя мириться с тем, что христиан унижают из-за религии, так же, как это было в свое время в Европе с иудеями».

Но израильская Фемида поступает так далеко не всегда. Как правило, законом наказываются не те, кто позволяет себе плеваться и всячески унижать достоинство христиан, а тех, кто осаждает зарвавшихся молодчиков.

В сентябре 2009 года атаке еврейских религиозных фанатиков подверглись двое учащихся духовной семинарии Иерусалима, граждане Армении Нарек Ованнисян, 1992 года рождения и Давид Арутюнян, 1993-го. Численное превосходство нападавших и разница в возрасте не смутили молодых армянских ребят, которые дали фанатикам достойный ответ.  Однако битые иудеи поспешили вызвать полицию, в результате чего были арестованы не зачинщики драки, а двое оборонявшихся от них армян. Итог удивителен для цивилизованного государства: без следствия и суда министерством внутренних дел Израиля было принято решение о немедленной депортации армянских семинаристов.

Еще более удивительная история произошла в 2004 году, когда за плевок в патриаршего викария архиепископа Нурхана Манукяна иудейский ультраортодокс Цви Розенталь был приговорен к 75-дневному административному запрету на вход в Армянский квартал Иерусалима. Какое суровое наказание! Однако выяснилось, что задержавший хулигана полицейский офицер оказался по национальности армянином. Недовольный наказанием Розенталь подал на офицера в суд, мотивируя свой иск тем, что арест произошел в субботу - священный для иудеев день и, стало быть, полицейский своими действиями совершил «осквернение Субботы». В итоге офицер, задержавший негодяя, был смещен с должности, а впоследствии по собственному желанию уволился из органов правопорядка.

Представители иудейского духовенства в адрес хулиганствующих ортодоксов неоднократно высказывались неодобрительно. Верховный ашкеназский раввин Израиля Йона Мецгер во время своего посещения Армении, дал слово Гарегину II-му, что употребит все силы против тех, кто подобным образом толкует Тору и считает за благое дело плюнуть в «неверного» или унизить его. Однако покуда никаких изменений в этом направлении не видно, унижения христиан в Иерусалиме продолжаются.

© Пандухт

Продолжение следует...

Израиль, евреи, Армянское культурное наследие, Аспекты политики Израиля...

Previous post Next post
Up