Значительная часть армянских детей наряду с другими двумя главными группами армянского населения империи, т. е. с женщинами и пожилыми людьми, претерпела невероятные трудности, связанные с тяжелыми и изнурительными переходами из-за бесконечного числа перемещений и депортаций в безлюдные пустыни Месопотамии в сегодняшней Сирии.
Другая значительная часть армянских детей оказалась жертвой многочисленных случаев резни, которая происходила во всех уголках империи. Как указывал американский посол Генри Моргентау, чтобы сберечь "порох и патроны", мусульманские крестьяне, которые выступали как группы поддержки преступных банд, созданных для осуществления резни, использовали "дубинки, молотки, топоры, косы, лопаты и пилы. Такие инструменты... вызывали гораздо более мучительную смерть, чем использование огнестрельного оружия..."
Во всех этих операциях дети составляли часть общего населения, обреченного на полное уничтожение. Несмотря на это, во многих случаях они подвергались также отдельным и дифференцированным формам массового убийства. В этом случае дети каждый раз составляли особую и отдельную группу. В Трапезундской провинции, например, тысячам детей позволили остаться, хотя взрослые были депортированы. В пустынях Месопотамии, в частности в округе Дейр-эз-Зор, тысячи истощенных детей, которые после изнурительных переходов выглядели, как скелеты, также были обречены на смерть как особая категория. В Эрзеруме, в Эрзерумской провинции сотни обреченных на гибель детей также составляли отдельную группу.
Отсюда вырисовываются контуры трех главных методов убийств - сбрасывание в море и реки, сжигание живьем и массовое изнасилование перед убийством; жертвами изнасилований стали тысячи армянских детей, встретивших свою смерть в 1915-1916 гг.
Два турецких врача, д-р Зия Фуад, инспектор службы здравоохранения, и д-р Аднан, руководитель службы здравоохранения города, выступили на заседаниях турецкого Военного трибунала в 1919 г. со свидетельскими показаниями (основываясь на достоверных фактах, полученных от местных турецких врачей) о том, что д-р Али Салиб, руководитель службы здравоохранения Трапезундской провинции, систематически направлял армянских младенцев в городскую больницу Красного Креста и приказывал топить в Черном море тех, кто отказывался принять его "лекарство". Д-р Салиб применял и другой метод, который назывался "паровой баней" - в помещение, забитое до отказа армянскими младенцами, с помощью вмонтированной армейской установки подавался удушающий горячий пар, который незамедлительно убивал детей. Священник Лоран, настоятель Ордена французских капуцинов в Трапезунде, свидетельствовал через переводчика, что он лично видел на больничном дворе трупы отравленных детей, втиснутых, словно животные на бойне, в большие глубокие корзины, которые затем сбрасывались в море.
Губернатор Азми, хвастаясь, сказал одному армянскому юноше: "Из числа самых привлекательных армянских девушек в возрасте 10-13 лет я выбрал несколько и передал их моему сыну (которому было тогда 14 лет) как подарок; других я утопил в море".
Одной из самых ужасных особенностей детоубийства в Трапезундской провинции было массовое сбрасывание в трапезундскую реку Дегирменделе, чтобы утопить их. Но детей главным образом топили в Черном море, на котором расположен этот портовый город. Наиболее выразительно об этих сбрасываниях детей в море рассказал депутат от этой провинции Хафиз Мехмед, юрист по профессии. Выступая после окончания войны в палате депутатов Оттоманского парламента (11 декабря 1919 г.), он признал, что лично видел однажды, как армянских женщин и детей погрузили на баржи в порту г. Орди в Трапезундской провинции и потом утопили их в открытом море. Затем он заявил, что местные жители сокрушенно говорили: "Аллах накажет нас за то, что мы сделали".
Со своей стороны генеральный консул Италии в Трапезунде сеньор Коррини в подробном сообщении обратил внимание на тот факт, что "дети отняты у родителей... их сотнями погрузили на борт судна - на них были только нательные рубашки, - и затем сбросили и утопили в Черном море и в реке Дегирменделе; таковы мои неизгладимые воспоминания о Трапезунде, воспоминания, которые спустя месяц все еще терзают мою душу и почти сводят меня с ума..."
Другим местом, где в массовом порядке топили армян, особенно детей, было Кемахское ущелье, по которому протекает река Евфрат, приблизительно в 50 км юго-западнее Эрзинджана в Эрзерумской провинции. Значительная часть армянского населения этой провинции (около 20-25 тысяч человек, в частности население Эрзинджана) была вырезана в этом узком ущелье руками солдат нерегулярных частей, т.е. бандитов 86-го кавалерийского полка 29-й дивизии 9-го армейского корпуса оттоманской Третьей армии, штаб-квартира которой находилась в Эрзеруме. Основываясь на консульском сообщении, американский посол в Турции Моргентау указывает, что в Кемахском ущелье "сотни детей были турками заколоты штыками и брошены в реку Евфрат...".
Большое число армянских детей было уничтожено также путем массового их сбрасывания в воды реки Евфрат в ее нижней, месопотамской части, особенно в районе Дейр-эз-Зора, ставшего армянским прототипом Освенцима.
Сексуальные злоупотребления, которые были широко распространены во время Геноцида армян, не ограничивались изнасилованиями молодых армянских женщин. Швейцарский фармацевт, который в течение всей войны оставался в Урфе и часто совершал поездки по району, утверждает, что гомосексуальное изнасилование в широких масштабах происходило как в связи с геноцидными убийствами, так и в турецких домах, где армянские мальчики оказывались в качестве приемных детей. Как сообщал он, "особенно турецкие офицеры совершали непостижимые и невыразимые акты по отношению к армянским девушкам, но никто не может представить масштабы преступлений в форме неестественного секса по отношению к сотням, тысячам армянских мальчиков".
Вот еще случаи, связанные с изнасилованием перед убийством. В Анкарской провинции, близ деревни Баш-Аяш, два насильника-убийцы - бандит Дели Хасан и жандарм Ибрагим - изнасиловали 12 мальчиков в возрасте 12-14 лет и после убили их. Тех, кто не умер сразу, истязали до смерти, дети вопили: "Мама, мама!".
Как явствует из подробного описания, которое приводилось французским католическим миссионером, находившимся там в течение всего периода резни, т.е. с июня по декабрь 1915 г., такое проявление варварства не ограничивалось сжиганием живых детей. "В Диарбекире обычным явлением было захоронение в больших рвах живьем одновременно сотен детей в возрасте от 7 до 13 лет. По истечении продолжительного времени еще можно было видеть движение земли, передававшей агонию этих душ"...
По свидетельству другого очевидца, в другом случае в Фурункуларе, округ Малатия, в Харпутской провинции, жандармы похоронили заживо в заранее выкопанном большом рве 90-100 армянских детей в возрасте 3-4 лет. Жертвы, чувствуя свою неминуемую смерть, начали истерически кричать, когда их сбрасывали в этот ров, который находился в местечке, по иронии судьбы названном "Детским садом" (Cocuklar - Bahchesi). Но эта чудовищная операция была завершена в несколько минут.
Быть может, самое поразительное свидетельство очевидца о настоящем холокосте армянских детей в Муше, Битлисская провинция, исходит от командующего турецкой армий генерала Мехмеда Вехиба. В докладе по просьбе турецкого Военного трибунала генерал Вехиб свидетельствовал о том, что он лично видел во время инспекционной поездки. "Армянские женщины и дети были сожжены заживо в селе Чурич, расположенном в 5 км севернее Муша". Он увидел обугленные останки жертв этой расправы и с возмущением заявил: "Вряд ли можно найти в исламе нечто подобное такой жестокости и зверству".
Наконец, можно сослаться на доклад, направленный в Госдепартамент США другим американским врачом, д-ром Джорджем Б. Хайдом из Американского Красного Креста, который работал в Киликии в 1919 г. В 1920 г. он информировал Госдепартамент, а также сенатора Уоррена Гардинга незадолго до того, как этот сенатор-республиканец был избран 29-м президентом США, о насилии над армянскими детьми в годы Первой мировой войны. Он заявил, что "лечил несколько сот христианских детей обоего поля в возрасте от 5 до 12 лет, над которыми турки совершали зверские надругательства".
Из информации, представленной Армянским патриархатом Стамбула во время перемирия: ряд турецких армейских офицеров, подвергая себя огромному личному риску, не считали за труд передать Патриархату несколько сирот обоего пола, привезенных ими из таких отдаленных провинций, как Харпутская, Диарбекирская и Алеппо.
Еще более трогательным является поступок турецкого муллы, главного шариатского судьи в Муше, который погиб, пытаясь спасти армянских женщин и детей. Небезызвестный главарь курдских бандитов Мусса-бек после того, как он выбрал себе из толпы самых молодых и красивых армянских девушек, собирался сжечь заживо остальных жителей села Авзуд. Мулла, заявив, что ни одна религия - ни мусульманская, ни христианская - не позволяет сжигать живьем женщин и детей, решительно вмешался, чтобы спасти их. И надеясь, что он может помешать неминуемой гибели людей, укрылся вместе с жителями села в том же помещении, куда были загнаны все жертвы. Убийцы просто высмеяли его и без боязни исполнили свой замысел - мулла погиб в огне вместе с другими жертвами, которых он пытался спасти.
Геноцидальная расправа с армянскими детьми примечательна и в плане дальнейшей судьбы тех из них, кто выжил. Тысячи мальчиков стали приемными детьми в турецких семьях и воспитывались как турки. Десятки тысяч девочек и девушек также рассеялись в турецкой среде в роли служанок, наложниц в гаремах либо законных жен после обращения их в мусульманство. А многие другие влачили тоскливую жизнь в сиротских домах. Для полного изучения вопроса об армянских детях как жертвах Геноцида необходимо провести дополнительное исследование как завершающей стадии такого преступления, а именно - выявление того, как сложилась судьба выживших сирот, заложниц, жен и тех, кто принял иную веру.
Я привел лишь некоторые, не самые жуткие фрагменты из исследования профессора В. Дадряна, нашедшего тем не менее место в своей работе для упоминания имен тех считанных турок, которые пытались помочь армянам. Они спасли лишь капельку армянской крови или даже не смогли этого сделать. Но своим поведением, подтверждающим исключение из правил, оказались сопричастными боли человека другого племени. Тем более беспомощных детенышей чужого племени. Таких, случалось, не трогали даже гиены. Но большинство турок тогда действовало хуже гиен, по принципу: "В этот раз мы завершим дело". И весь прошедший с тех пор век им кажется, что дело завершено. Потому что опустошенная Западная Армения не рождает больше армянских детей, а тех, кто появляется за Араксом и в других уголках планеты, мало. "Да и кто сейчас помнит резню армян?" - как говаривал верный последователь Талаата и прочих отцов-основателей фашизма Гитлер.
История показала, что человечество все-таки кое-что помнит и Гитлер явно переоценил перспективу провалов в коллективной памяти. Ему и коллегам по Третьему рейху припомнили и Освенцим, и Бабий Яр, и Лидице. Нынешним потомкам осуществившего Геноцид турецкого государства кажется, что они проскочили самую опасную фазу возможной материальной кары за содеянное. Еще несколько лет, еще несколько лицемерных политических маневров сильных мира сего и укоров к 100-летию беспрецедентного по масштабам и злодейству народогубительства, и можно будет с легким выговором ("без занесения в личное дело турецкой нации") пробивать себе заслуженный путь в высшее общество цивилизованной Европы.
Но зря старается сегодняшняя турецкая политическая элита. Преступления 1894-1923 гг. - не из тех, что имеют срок давности. Вообще если судить о каком-либо народе по тому, чем он запомнился истории, то у турок это - геноцид армян, ассирийцев, греков, арабов, курдов и всех остальных, кто подвернулся им (не имеющим еще самоназвания) за тысячу лет опустошения Ближнего Востока. Этот вклад в цивилизацию никогда забыт не будет. А за содеянное все равно так или иначе придется ответить.
Лучший способ замолить грехи - действенное раскаяние. Сегодняшняя Турция к этому не готова. Тем хуже для завтрашней Турции. Которая когда-нибудь поймет, что лучше вообще не принадлежать к какому-либо роду-племени, чем происходить от тех, кто губил души младенцев, ставя себя выше Аллаха и остальных небесных владык.
Александр Товмасян
Фотографии из humus.livejournal.com