![](http://pics.livejournal.com/panarina_nadya/pic/0009pe8q)
Земля в
деревне является основой благополучия крестьянина. С каждым поколением уменьшается количество земли на душу населения. Начинается в деревнях постепенный процесс малоземелья.
Из книг Верховонданской церкви: «1900 год. В церковный приход входило около восьмидесяти деревень, починков и заимок. Число жителей достигало семи тысяч человек».
Серди крестьян была низкая грамотность. Мировоззрение формировала приходская церковь. В школе преподавался «Закон Божий» и «Ветхий Закон». Священники вели церковное и подворное богослужение. Службы проводились и на полях. Церковь у прихожан осуществляла процесс покаяния, обряды венчания, купельное крещение новорожденного наречение ему имени, отпевание усопшего. От рождения до смерти человек был связан крепкими узами с Церковью.
Поэтому закрытие богослужения и гонение на церковнослужителей стало первым недовольством и серьезным недоверием крестьян к новой власти.
В единоличной деревне того периода орудиями обработки земли были: лемех, борона плетеная деревянная. Орудие обработки урожая - серп и коса. Тягловая сила - лошадь. Урожайность полей низкая. Шел быстрый рост населения. В приходе за восемь лет (1865-1872г.г.) родилось почти две тысячи человек.
Бедность, безграмотность, суеверие - основная характеристика Верхотины.
Не баловал нас край родной
Пряником и калачом в былые дни.
Репа с квасом, хлеб ржаной,
Были с детства нам сродни.
Жили, и бывало, голодали,
Без нужды в побор не шли,
Хлеба крошек не бросали,
Лето в поле, а зимою в школу шли.
Одеждой одевались портяной,
Их лыка лапоть заменял штиблет.
Вот таким был край родной
Детских наших лет.
Автор: Мочалов Иван Терентьевич (брат Евгении Терентьевны)
Фото - в деревне (из семейного архива Евгении Терентьевны, село Черновское, Шабалинский район)
Главная страница