10 мифов о Шенгенской зоне и перспективе безвизового режима между Украиной и ЕС

Dec 12, 2013 18:34

Украинская власть (вне зависимости от того, она оранжевая или голубая) уже много лет дурачит людей, простых жителей Украины, в визовом вопросе. Большинство граждан не особо компетентны в этом вопросе и поэтому легко ведутся на различные вбросы, мифы, которые выдумывают украинские чиновники.

Я решил разоблачить все заблуждения, которые царят в визовом вопросе на Украине, и написал по этому поводу статью. Написана она была в 2008 году, но с тех пор совершенно не потеряла актуальности, так что всё сказанное там вполне можно отнести и к нашему дню. Как ни странно, её опубликовало довольно идеологически ангажированное издание "Украинская правда", хотя в ней содержалась некоторая критика  чиновников режима Ющенко.

Предлагаю свой текст про визы вашему вниманию.
------------------------------------------------------------

Мотивацией к написанию статьи послужила публикация на сайтах посольств стран Восточной Европы, вступивших в декабре прошлого года в Шенгенское пространство, новых визовых требований для граждан Украины, а также статья Виталия Мартынюка - оригинальный вариант ответа на волнующий всех вопрос "Светят ли украинцам Шенгенские визы?"

Проанализировав множество мифов о визах и Шенгенском пространстве, царящих в нашем обществе, попробуем дать на него свой вариант ответа.

Миф 1. Украина движется к безвизовому режиму с европейскими странами, и эта перспектива не за горами.

"На этот год мы запланировали себе и обязательно поставим вопрос перед ЕС о начале переговоров об отмене визового режима вообще. Пусть это среднесрочная цель, но мы будем к ней настойчиво стремиться", - так говорит о переговорах по визам со странами Евросоюза министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко в интервью еженедельнику "Зеркало недели".

Оптимизм у первого дипломата страны имеется, это бесспорно. Однако на чем он базируется?


Если провести сравнительный анализ, какое количество стран Европы украинец мог посещать без визы в течение последних 17 лет, то мы увидим, что с каждым годом таких стран становится все меньше и меньше.

После распада СССР первыми закрылись от нас Латвия, Литва, Эстония и объявившие независимость республики бывшей Югославии.

На рубеже нового тысячелетия визы для украинцев ввела Чехия, Словакия и Болгария, в 2004 году к ним присоединились последние безвизовые "островки" - Польша, Румыния и Венгрия.

Таким образом в 2004 году европейский континент оказался разделен визами на две части - большую западную, внутри которой все жители получили возможность свободно ездить друг к другу за границу, и маленькую восточную, для обитателей которой поездки за рубеж становятся с каждым годом все сложнее.

Мы, к сожалению, оказались во второй, маленькой части континента, отделенной визовой "стеной" от основной Европы.

Миф №2. Соглашение с Европейским Союзом об упрощении визового режима, ратифицированное Верховной Радой Украины, явилось большим достижением украинской дипломатии.

Министр иностранных дел Украины Владимир Огрызко в уже упомянутом интервью заявил о факте подписания соглашения: "Даже в очень сложных условиях, в которых внешняя политика осуществлялась в 2007 году, были достигнуты весьма серьезные и конкретные результаты..."

Разумеется, министр должен рапортовать о проделанной работе, это понятно. Но действительно ли является данное соглашение прорывом Украины в отношениях с ЕС, серьезным и конкретным результатом?

Правильный ответ: нет. Аналогичные соглашения были предложены ЕС (и заключены) со всеми странами соседями (кроме Беларуси): Российской Федерацией, Албанией, Молдовой, Черногорией, Македонией, Боснией и Герцеговиной, Сербией.

Миф №3. Соглашение с Европейским Союзом об упрощении визового режима облегчает въезд в Европу большому числу украинских граждан.

Владимир Огрызко в том же интервью по этому поводу говорит: "Получен очень неплохой результат, действительно ориентированный на людей. Мы сегодня даем им возможность ощутить, что они не отрезаны от Европы, что у них появилось значительно больше шансов спокойно и свободно путешествовать".

Радость министра понятна - теперь он, действительно, сможет по своему дипломатическому паспорту ездить в Европу без виз. "Не отрезанными от Европы" оказались также депутаты Верховной Рады, члены Кабинета Министров и другие владельцы диппаспортов.

Однако для обычных украинских граждан это заявление прозвучало несколько странно: ведь оно было сделано спустя всего несколько дней после кардинального ужесточения (а не облегчения) визового режима со стороны стран Восточной Европы.

Однако, скажет еврооптимист, соглашение предусматривает еще ряд моментов, облегчающих въезд.

Рассмотрим их по порядку. В чем заключается упрощение выдачи виз согласно соглашению?

Соглашение:

1) определяет единую госпошлину 35 евро за оформление виз. Учитывая, что еще в прошлом году госпошлина в Литву, Латвию, Эстонию, Польшу, Венгрию, Чехию и Словакию составляла 0 евро, а в страны Западной Европы цена и раньше была около 35 евро - все действительно "упростилось";

2) сокращает срок рассмотрения ходатайства о визе. В тексте документа сказано: "Решение о выдаче визы принимается в общем порядке в течение 10 календарных дней. В исключительных случаях срок принятия решения может быть продлен до 30 дней".

Месяц на рассмотрение визовой анкеты - это действительно "прогресс". Что ж, продолжаем радоваться.

При рассмотрении ходатайства о визе от уплаты госпошлины освобождаются: судьи, члены официальных делегаций, спортсмены, ученые и культурные деятели, журналисты, водители-дальнобойщики, члены поездных и локомотивных бригад. На первый взгляд список внушительный.

Однако давайте задумаемся, разве платили из своего кармана госпошлину судьи или проводники поездов, спортсмены или ученые?

Для всех указанных категорий граждан поездки в Европу являются выполнением своих профессиональных обязанностей, а командировочные расходы - на визу, проживание и дорогу - им обычно оплачивает работодатель.

Ради справедливости стоит заметить, что некоторые категории граждан, самостоятельно оплачивающих консульский сбор, в список все-таки попали. Это школьники, студенты и аспиранты, направляющиеся на учебу, а также пенсионеры.

Однако заметим, что для родителей, которые могут оплатить обучение своего чада в Сорбонском университете, экономия в 35 евро не является существенной, а количество украинских пенсионеров, ездящих отдыхать в страны Евросоюза на честно полученные от государства 500 гривен в месяц, невелико.

Более 90% украинских граждан воспользоваться "упрощением визового режима с ЕС" не смогут.

Миф №4. Отменив в 2005 году в одностороннем порядке въездные визы для всех стран Евросоюза Украина добилась облегчения визового режима для своих граждан со стороны ЕС.

С момента принятия этого исторического решения прошло уже почти 3 года, и единственное соглашение об упрощении виз, подписанное между Украиной и ЕС - то самое, которое мы рассматривали в предыдущем мифе.

Стоит отметить, что аналогичное соглашение ЕС с Российской Федерацией вступило в силу на полгода раньше нашего - в июне 2007 года, и это при том, что РФ сохранила паритетный визовый режим с Европой.

Какими соображениями руководствовались украинские дипломаты, инициируя отмену виз для граждан США, Канады, Японии и Южной Кореи - остается только догадываться. Ведь ответной отмены виз для украинцев со стороны этих стран не ожидает, кажется, никто.

Миф №5. Все страны Шенгенской зоны имеют одинаковые визовые требования, поэтому нельзя винить наших соседей (скажем, Чехию или Словакию) в ужесточении визового режима - они лишь вынуждены играть по общим правилам.

Достаточно зайти в Интернете на сайты консульств некоторых европейских стран, чтобы убедиться в том, что каждая страна выдвигает свои оригинальные требования.

Для сравнения рассмотрим визовые требования двух стран Шенгена: относительно бедной Словакии и одной из самых богатых - Норвегии, зарплаты в которой в несколько раз превышают словацкие.

Для получения туристической визы в эти страны требуется:
1) подтверждение брони отеля и маршрут путешествия (Норвегия);

для Словакии подтверждения отеля недостаточно - нужен оригинал ваучера от словацкой турфирмы;

2) копии всех страниц национального общегражданского паспорта (Норвегия); Словакия также требует оригинал паспорта;

3) подтверждение работодателя о стабильности дохода заявителя (Норвегия); Словакия также требует трудовую книжку и ее копию;

4) выписку с банковского счета либо копию дорожных чеков Норвегия требует только при отсутствии справки с места работы, в отличие от Словакии;

5) билеты на самолет или автобус Норвегии не нужны - опять таки в отличие от Словакии;

6) с 29 января 2008 году заявку на получение норвежской - но не словацкой - шенгенской визы можно подавать через Интернет.

Таким образом попасть украинскому туристу в Шенгенскую зону через норвежское консульство значительно легче, чем через словацкое - невероятно, но факт.

Миф №6. Без визы в страны Шенгенской зоны въезжают только граждане богатых государств, от которых Украина сильно отстает по всем экономическим показателям.

На самом деле свободно путешествовать по Европе могут граждане практически всех латиноамериканских стран. Уровень жизни во многих из них такой же, как в Украине, а может и ниже.

Страны Латинской Америки, безвизовые в Европу: Гондурас, Аргентина, Бразилия, Чили, Гватемала, Коста-Рика, Мексика, Никарагуа, Панама, Парагвай, Сальвадор, Уругвай, Венесуэла.

Миф №7. Препятствие на пути к безвизовому режиму между Украиной и ЕС - проблема неурегулированного статуса границ Украины с Россией, Беларусью и Молдовой и контрабанда.

Озвучил этот миф в своей статье "Светят ли украинцам Шенгенские визы?" Виталий Мартынюк.

В частности он пишет: "Только за 22 января 2008 года, по сообщению Государственной пограничной службы Украины, на украино-российской границе зафиксировано три попытки незаконной перевозки боеприпасов".

Безусловно, контрабанда в любой стране является проблемой. Однако факт ввоза нескольких пистолетов или автоматов (не танки же перевозили, в самом деле) из России на Украину - дело украинской милиции, которая должна лучше работать в вопросе пресечения этой незаконной торговли. Какое это имеет отношение к безвизовому режиму - совершенно непонятно.

Далее Мартынюк пишет: "Еще одной проблемой является неопределенность приднестровского сегмента границы между Украиной и Молдовой".

Автор намекает на то, что до тех пор пока Украина будет граничить с непризнанным государством Приднестровье, безвизовости в Европу ей не видать.

Для того чтобы убедиться в несостоятельности этого мифа, достаточно привести пример Израиля. Граждане "земли обетованной" путешествуют в Европу без виз, однако страну с большим количеством неурегулированных границ трудно себе представить.

К северу от Израиля находится Ливан, пограничье с которым - фактически линия фронта. На юге Израиля - Палестина, где также ситуация постоянно находится на грани гражданской войны. Закрыта граница с Сирией.

В недалеком прошлом Израиль имел территориальные споры также с Египтом и Иорданией, то есть вообще со всеми своими соседями! Через Израильскую границу не то что осуществляются "попытки незаконной перевозки боеприпасов", а летят ракеты и бомбы, притом постоянно.

И что же? Израильтяне спокойно ездят в Европу без виз.

Вот еще один пример. Граждане республики Кипр не только могут ездить в ЕС без виз, но даже являются его частью! Тот факт, что единственное государство, с которым республика Кипр граничит по земле - это непризнанный турецкий Кипр, не помешало первому стать полноправным членом ЕС.

Так что по сравнению с пограничными проблемами этих государств наличие у Украины такого соседа как ПМР, тем более на небольшом отрезке границы, никак не может являться хоть сколько-нибудь серьезной проблемой.

Миф №8. Препятствие на пути к безвизовому режиму между Украиной и ЕС - потоки нелегальных мигрантов из стран Азии, пытающихся через территорию Украины проникнуть в Западную Европу. Эту проблему можно решить путем введения визового режима со странами СНГ.

Виталий Мартынюк в той же статье пишет: "Основной поток нелегальных мигрантов в Украину проходит через страны СНГ, в первую очередь через Россию. Этому содействует... безвизовый режим с указанными странами", "...именно через эти страны проходят основные каналы нелегальной миграции".

Большинство нелегалов из Азии - граждане Индии, Пакистана, Бангладеш, Китая и других бедных и перенаселенных стран. Со всеми этими государствами у Украины - визовый режим.

Чем может помочь в деле пресечения нелегальной миграции введение виз со странами СНГ и "в первую очередь с Россией", откуда сколько-нибудь заметной нелегальной миграции в Украину нет - непонятно.

Ведь не россияне и не казахстанцы переходят по полю границу и убегают от нарядов пограничников. Да к тому же для нелегального перехода не нужно иметь не то что визу, а и какие-либо документы вообще.

Миф №9. Чем строже в стране визовый режим, тем меньше в ней нелегальных мигрантов и наоборот.

Виталий Мартынюк приводит в своей статье такую статистику: "По информации дипломатических представительств Украины, в Польше на заработках находятся 300 тыс. граждан, в Италии - 200 тыс."

По неформальным рейтингам сложности получения визы, публиковавшимся в различных отечественных газетах, Италия традиционно занимает первое или одно из первых мест в Европе - в консульстве с аппликантами проводят жесткое собеседование, требуют справки о наличии недвижимости, о движении денежных средств на банковском счету и т.п.

Польша, напротив, до вступления в Шенген месяц назад была самой либеральной по своим визовым требованиям - в консульстве можно было в течение одного дня оформить многоразовую визу на полгода без каких-либо документов вообще, причем бесплатно.

И что мы видим? Две страны проводили совершенно разную визовую политику, однако получили почти одинаковое количество украинских "заробитчан".

Миф №10. Препятствие на пути к безвизовому режиму между Украиной и ЕС - несоответствие визового списка Украины визовому списку ЕС.

Виталий Мартынюк пытается обосновать этот миф следующим образом: "Европейский Союз, скорее всего, с началом переговорного процесса будет требовать от Украины устранить эти расхождения (в визовом списке - А.С.). Главным подходом является то, что у Украины не должно быть безвизового режима со странами, поездки из которых в ЕС предусматривают получение виз. В настоящее время у Украины безвизовый режим со всеми странами СНГ, кроме Туркменистана".

Все аргументы против выполнения дискриминационному требования ЕС о необходимости "соответствия визового списка Украины списку ЕС" были бы дискуссионными, если бы не одно "но": обязательность соблюдения этих требований для безвизового режима - очередной миф.

Рассмотрим пример Хорватии.

Граждане этой страны ездят по всей Европе без виз, что не мешает Хорватии иметь безвизовый режим поездок с Россией, Сербией, Боснией, Македонией, в ЕС визовыми.

Еще более убедительный пример - Малайзия, безвизовая для более чем ста стран мира, граждане которой также свободно посещают Европу.

Украина, парадоксы, законы, визы, Европа

Previous post Next post
Up