Рогатые змеи - почти драконы Америки

Nov 15, 2016 16:55

Итак, у североамериканских (равно как и южноамериканских) индейцев драконов практически не было. Что подтверждает "цивилизационную" теорию возникновения оных существ: дескать, образ такой рептилии тесно связан с достаточно поздним этапом в развитии общества, требующим не только сильной политической организации и больших человеческих ресурсов, но и высокой степени абстрактного мышления. Именно последнее на фоне ирригационного земледелия, т.е. организованной практики соединения двух стихий: плодоносящей земли и оплодотворяющей воды, - способно в божественной или териоморфной сущности соединить столь противоречивые стихии как огонь и вода, земля и воздух.
.
Вместе с тем, подобные драконам существа у индейцев конечно были. С точки зрения сюжетных перепитий (ну или функционала персонажа) неким подобием европейских драконов, - которые "запирают" воду и сражаются с небесными громовержцами, соблазняют человеческих женщин и являются редкими волшебными существами, - можно представить рогатых змеев. С различными вариациями (иногда очень существенными) эти персонажи известны практически всем индейцами Северной Америки: от ирокезов до апачей и от тлинкитов до криков.
.


Карта расселения индейских племен..



Изображение времён миссисипской культуры на песчаниковой плите из Маундвиля.
В вот у эскимосов, кстати, совсем другие дракономонстры были, совсем другие... Но это совсем отдельная "веточка".
.
Зато Европа, между тем, тоже знала рогатых змеев, но они совсем не считались драконами. Вот, скажем, кельтские варианты:
.


.


Котёл из Гундеструпа: Цернунн в левой руке держит змею с бараньими рогами.

В Древнем Риме был известен змей с бараньей головой. Звали его Гликон.
.


Гликон. Скульптура II века..
Его образ был весьма популярен во II-III веках нашей эры в Римской империи.
.


Гликон на античном медальоне
.Он почитался как воплощения бога Асклепия. Согласно некоторым мифам, именно этот Гликон был настоящим отцом Александра Македонского.
.
Средневековая Европа тоже знала рогатых змеев. Тогда их звали керастами - от др.гр. κεράστης, что и значит "рогатые". Вот что и о них писал товарищ Исидор Севильский (560 - 636 г. н.э.):
.

«Змея, называемая кераст, у которой на голове рога как у барана, ведь kerata греки называют «рога». У неё при этом четыре маленьких рога, которые показывая [над поверхностью], как будто это еда, и так привлечённых животных убивают. Всё её тело покрыто песком, чтобы никому не дать себя обнаружить, кроме той части, которой она завлекает птиц, либо животных и так их ловит. Она более гибкая чем другие змеи и как кажется не имеет хребта»
Исидор Севильский «Этимологии» (XII. IV. 18)..
А вот описание кераста из Азбуковника XVII  века:
.
«Керасты, змеи большие. Так, змея родится из яйца, а яйцо, что гусиное и бывает длиной 16 аршин, а кожа на ней как у ящера. Не берёт его никакое оружие железное, а языка у него нет. Живёт в реке и с берега человека и скотину хватает и пожирает» .
Изображались европейские рогатые змеи часто без особых изысков. Понятно, с учетом наличия костяных вырастов на голове.



Изображение змеи-кераста манускрипта Hortus Sanitalis 1491 г.
.
Хотя бывали и эксклюзивные варианты:
.


Змея-кераст. Иллюстрация из фландрской рукописи, около 1350 г.
.Впрочем, вернемся в Америку.
.



Современнся стилизация..
Индейские рогатые змеи были не столь натуралистичны, по крайней мере, по своим повадкам.
.


Рогатая змея. Рисунок Норваля Морисо..
В первую очередь они ассоциировались с силами воды, дождя, молнии или грома, а так же с радугой (здесь можно найти многие параллели с драконами Европы [например, с белорусским цмоком] и Африки [дагомейская Айдо-Хведо]). Они населяли и охраняли "скрытые" пространства - подводный мир, пещеры под холмами или просто подземный мир - и постоянно враждовали с громовыми птицами.
.


Сисиютль и Громовая птица. Рисунок Марка Хендерсона
Люди в этом их противостоянии занимали промежуточное место, потому с рогатыми змеями люди и воюют, и дружат.
.
Соответственно, змеи могут выступать и в качестве врагов (воруют детей, женщин; могут превращаться в людей и "входить к женам человеческим"), и как друзья (перевозят людей через водные преграды, попросив при этом предепредить, если будут приближаться Громовые птицы; обучают ритуалам и прочим скрытым знаниям).


Рогатый змей Уктена. Современный рисунок от Kim Ravenfire..

Зародился образ рогатых змеев, видимо, в среде алгонкинских племен.
.


Территория расселения племен, говоривших на алгонкинских языках..
Именно здесь, среди племен кри и оджибва, можно найти развернутые легенды о змеях c оленьими рогами, которые сторожат подземные пространства, воюют с Громовыми птицами, перевозят меж своих рогов на "большую землю" человека (оказавшегося из-за козней родственников на необитаемом острове), безуспешно просят человека предупреждать о появлении Громовых птиц.
.


Рогатый змей. Современная стиллизация.
Сроки его возникновения скорее всего можно отнести к древнейшим временам (интересные азиатские параллели этому образу приводит Березкин - мотив I13A), причем еще до того, как они расположились севернее и вокруг группы Великих озер Северной Америки.
.


Изображение Рогатого змея, петроглифы в стиле Барьер-каньона, регион Вестерн-Сан-Рафаэль-Свелл, штат Юта..
О древности этого образа говорит его точечная известность среди некоторых племен как Плато и Северо-западного побережья Америки (якима, уматилла, кликитат, киттитас, венатчи, кёрдален, толова и др.), так и Великих равнин (арапахо и кайова), отделенных от основного ареала образа оленерогого змея и пустыми в этом смысле территориями, и альтернативными версиями рогатого змея.
.

.

Наскальное изображение (Pony Hills and Cook’s Peak, Нью-Мексико)

.У разных алгонкинских племен бытовали следующие имена для рогатых змеев, переводившиеся обычно как "великий змей", про них - в следующих статьях. Пока же отметим, что про рогатых змеев от алгонкинов узнали их кровные враги - ирокезы (воинственные ирокезы пришли с юга и оттяпали добрый кусок алгонкинской земли).
.


Рогатый змей. Рисунок на скале.
В их преданиях о рогатых змеях часто встречается мотив путешествия группы молодых индейцев куда-то далеко, и там в этом далеко (на землях алгонкинов?) они видят как Громы сражаются с рогатыми змеями; еще один распространенный у ирокезов мотив - женитьба девушки и парня, который оказывается рогатым змеем.
.
.


Громовая птица и рогатый змей на шаманском бубне. Современная реконструкция.
.
Ирокезское по происхождению племя чероки, ушедшее далеко на юг от Великих озер принесло идею рогатых змей мускогским племенам. (Ну или это был более общий процесс культурного обмена в рамках Юго-Восточного церемониального комплекса, растянутого вдоль всей Миссисипи).
.


Основные памятники и область распространения Юго-Восточного церемониального комплекса
.
Собственно, от мускогов-криков образ рогатых змеев стал известен "широкой" аудитории - во многом благодаря археологическому парку Маундвиль. Хотя самым популярным из всех рогатых змеев является черокский Уктена (Uktena).
.
Но обо всем этом уже в следующих публикациях...

драконы, виды драконов, индейцы, американские драконы

Previous post Next post
Up