Про монстров

Nov 23, 2015 15:46


Таки да, мастер-класс по фанастическим существам случился!


И, если судить по реакции собравшихся, случился совсем неплохо. Да чего там - получилось ХОРОШО! Доброй части детской аудитории - от 7 до 13 лет - перфоманс понравился )) Не знаю, что сыграло больше - мои артистические лекторские эрудитские способности и познания, красивые картинки, придуманные женой занятия и задания, вид с 17-го этажа или принесенные книжки. НО! - в туалет или за печеньками за все полтора часа занятий вышел только один человек.

Это был мой младший сын, которые "за вкусно пожрать" папу родного продаст! Шутка. Семья для него важнее еды, но тут же не про семью говорили, а про монстров, с которыми папа своих детей и так давно познакомил.

Остальные сидели или лежали, слушали и спрашивали, фантазировали и рисовали. Потом говорили "хотим еще, ну и что, что время закончилось!" и спрашивали, когда будет следующее занятие ))
Было приятно.

Из недоработок. Во-первых, мне нужно было несколько снизить темп подачи информации и не торопиться. Хотя я боялся, что буду использовать много "научных" слов, но жена и дети сказали, что в этом смысле я был молодец. Впрочем, не только в этом! ))) Во-вторых, нам нужно было жестче структурировать аудиторию. Грубо говоря, приглашать или только тех, кто младше 10 лет, или только "страшаков". В эти выходные я как-то выкрутился, но в будущем такого нужно избегать: то, в чем 7-9 летние участвуют с удовольствием, для 14-летних как-то не статусно и беспонтово. Рисовать мелками, например. Что еще... Ну, пожалуй, в следующий раз я бы разбил презентацию на две части. Первая - условно серьезная, с элементами научно-популярного изложения в стиле "как оно на самом деле жили-живут оборотни и кентавры" и почему-как в кино все перевирают. А вторая - облегченно-развлекательная, поржать-картинки посмотреть. Как-то так.

Ну а если в форме отчета (эспешели фор zly_pies :)) ), то было как-то так:

Всей семьей (кроме самой младшей дочке, с которой уговорили остаться куму) на машине мы подъехали к дому со студией, которую снимали. Студия на 17-м этаже, оттуда открывается интересный вид. Конечно, я его не сфотографировал, потому что было легкое у меня мандражЭ и совсем не до фоточьков.

В студию было доставлено: тематических книжков штук 15 (больших-толстых-с картинкаме), коробка с печеньками ("переходи на нашу сторону"), 2 бутылки воды, сахар-чай (можно было не брать, хозяйка и так бы дала), две а-ля школьные доски и коробка с мелками, блоки бумаги А4 и А2, карандаши и стирки, проектор, ноут и рулон обоев, на белой стороны которых была нарисована карта. Ну и еще всякого по мелочи.

Ко времени Х пришло порядка 10 человек (потом подошли еще два опоздавших). Мы до последнего момента не знали, сколько же кого будет: придут дети одни или с родителями, сколько придет неприглашенных, сколько заявленных отколется, сколько заболеют и т.д. Мы ориентировались сразу человек на 10-15. Если бы было больше, можно было бы конечно арендовать другое помещение, но чем больше аудитория (детская!), тем сложнее ее удержать! И мы решили, что сколько будет - столько будет. Задача на самом деле была проста - разведка и проверка. Проверка себя: смогу ли я (общавшись практически только со взрослыми-студентами) работать с детской аудиторией. Разведка "площадки": насколько вообще детей цепанет эта тема? Кому и с какой стороны она будет интересна - как "младшешкольникам", как "десятилеткам", как подросткам?

Честно говоря, с подростками работать мне было бы комфортнее. По одной простой причине - мифология очень реалистична. И намного интереснее ее рассказывать без купюр, без внутреней цензуры о том, что русалки были без хвоста и голые, что жытняя баба засовывала невезучим путникам в рот свои железные груди и убивала отравленным молоком, что дочка домовика любила эротически забавляться с молодыми парнями, а банник лапал молодух. Что домовой - это дух умершего предка и потому старики до сих пор не любят переезжать в новый дом (потому что дом "заберет" их, чтоб в виде домовика ожить самому), что навьи - это некрещеные дети или выкидыши, что матом можно отогнать нечисть, а кукишь есть символическое обозначение полового акта. Блин, да валом таких фактов, хоть специально семинар делай для "18+" ))) Да, малым детям такое не расскажешь. Еще со взрослой аудиторией можно проводить антропологические, исторические, географические, культурологические, лингвистические параллели - это такой простор для взрослой игры!..

Ладно, все пришли, расположились кому как удобно и я начал.

Начал с дома и его духов - домового и домовихи, кикиморы и волосеня, злыдней, жировика, бирзала и западных домовых эльфов...



Сначала смотрел в свои записи, потом броил. "Остапа окатывали потные валы вдохновения" (с)



Меня начало потихоньку вштыривать. Дети и слушали, и картинки обсуждали.









Потом, чтоб дети не засиделись, мальчики рисовали соременных кикимор, а девочки - домовика.


Идея неожиданно "зашла" и рисовать стали все, в том числе и один из возрастных парней. Только самый старший сказал, что он "вообще не любит рисовать". А что? В своем праве.



Результат коллективного творчества.


Потом, фигурально выражаясь, из дома мы вышли во двор. От домовика - к дворовому.


Я здесь малевал на доске двор-усадьбу-сядзібу. Чем хлев отличается от сарая? Почему конь и корова важнее кур и свиней? Что такое амбар, закрома и сусеки? Супруга боялась, что это детям будет не важно. Но мне показалось, что элементы этнографии и деревенского быта будут в тему. Мои малые потом говорили, что это было тоже интересно.

В общем были: дворовой, хлевник, вазила с кумельганом и баган, поветник, амбарный, гуменник и евник, банник.










Здесь в качестве перерыва и отдыха от "лекционного" материала поговорили о том, чем мог бы заниматься дворовой в современном доме (чем подъезд современной многоэтажки не двор?). Выяснилось много интересного: оказывается, пропажи вайфая - это проделки домового, частые поломки лифта - забавы дворового, домовой еще в тапки иногда гадит, а дворовой тырит лампочки в подъездах. В общем, есть им место в наших панельках)

После двора вышли в поле и на луг. Хе, прикольно, дети отличают луг и поле, а студенты-горожане не всегда. В общем, там прошлись по железной бабе, крыжовничихе, жытних женках, полевиках и жытене, лядащему, стоговому со стожихой...














Пообсуждали с детьми, каким должно быть современное огородно-полевое пугало...


И как-то внезапно оказалось, что время-то уже на исходе! Ну то есть осталось уже буквально минут каких 20, а я рассказал максимум третью часть (а то и вовсе четверть) из того, чего хотел. Но здесь спасла домашняя заготовка - карта с отображением мифологических стран.



Вот ниже на фоточке видны дом коричневый с незакрашенными строениями усадьбы, зеленый огород, почти не видим желтый цвет поля в левом верхнем углу, светло-светло зеленое поле - это где мы успели "побывать". А ведь еще нарисованы кубики кузни и мельницы, до которых мы не дошли, голубая полоска реки со всеми водяными и русалками-озерницами, темно-зеленое пятно болота, лес со свякими лешими-боровыми-гаевыми, кладбище с упырями и церковью, мост с троллем - этого мы и не тронули. А дальше еще страна великанов, племена карликов, табуны кентавров, поселения всяких минотавров-инокефалов, оборотни, которых десятки видов, дивьи племена средневековых рукописей... Я не говорю про драконов и морских чудищ!

В общем раскатал перед детьми все это "богатство" - и спрашиваю, о чем, мол, на добивочку по-быстрому поговорим? Старшаки захотели упырей-вампиров-кладбище! Понятно, но, говорю, только с разрешения родителей, чтоб вам ночью кошмары не снились и энурез заново не начался. А про драконов - это отдельно надо, там не на одно заседение информации.


Короче, сошлись на оборотнях.




























Ну и коллективное фото на последок:



Вот как-то так все и прошло.

Главное, что я вынес с этого действа:
- сегодня у нас реально отсутствуют какие-либо творческие кружки для детей (есть фактически только три направления: спорт, музыка, робототехника), для старшаков же все вообще ограничивается практически репетиторско-ЦТшными занятиями;
- я могу проводить такие вот занятия и они могут приносить удовольствия;
- профессией это не станет, но как хобби - вполне! ))

Спасибо за внимание!

ЗЫ: на самом деле ничего бы этого не было, если бы не творчески-организаторская жилка супруги. Идея была ее ("А что? Давай попробуем!"), организация - ее, перманентное стимулирование - ее, методические рекомендации - ее. Спасибо ей, честь и хвала! Хау, я сказал.

дети, миф-клуб

Previous post Next post
Up