Всё началось 17 декабря 2010 года, когда на перилах набережной над Ужем славного города Ужгород появился Мыколайчик - бронзовая фигурка св. Николая, которая была признана самой маленькой скульптурой Украины высотой 16 см. Поначалу рядом с ней стоял дом-Резиденция, но её вскоре пришлось убрать - прохожие принимали её за оригинальный мусорник и с чистой совестью бросали мусор в окошки.
Работа молодого скульптора Михаила Колодко понравилась и ужгородцам, и приезжим (в отличие от предыдущей, вызвавшей массу споров и волну вандализма серии "
кислотных медведей"*, которых пришлось убрать с городских улиц).
А потому на перилах набережной за прошедшие два года появились ещё несколько персонажей:
Свободка - официальное название “Маяк Ungvar”, посвящена закарпатскому флоту и установлена летом 2011 в честь регаты по Ужу на самодельных плавсредствах. Пародия на знаменитую статую Свободы одновременно является и самым маленьким маяком (17 см) , так как её факел оборудован миниатюрной лампочкой.
Свободку, как и брюссельского Писяющего Мальчика, стали одевать в разные костюмы по соответствующим поводам - то в мадярскую национальную одежду, то в наряд невесты, теперь вот приготовили к серии зимних праздников.
Следующими на перилах воссели Ференц Лист (который, по уверению местных краеведов,
бывал в здешних краях, подружившись с венгерским музыкантом Нандором Плотени):
и Швейк, который в своих "анабазисах" чуть было не попал в Унгвар-Ужгород, если верить Гашеку.
В планах колодка ещё немало фигур, которые легко разместятся на длинных перилах набережной. А вот чья идея - завязать перила узлом, я не в курсе...
Кроме перил, свои нано-скульптуры художник создаёт и в других местах.
Так, недалеко от главной площади Ужгорода, в скверике возле ректората УжНУ появилась игрушечная машинка, за рулём которой - закарпатский художник Гаврило Глюк:
Эта работа вызвала большие споры, сводящиеся к аргументу - не гоже знаменитого художника делать таким маленьким. Нахожу в этом рациональное зерно. Наверно, на полноценный памятник к столетию Глюка денег не хватило - уважили так...
Но не надо думать, что Михайло Колодко не умеет делать полноценных скульптур. Вот его последняя работа, памятник художнику Игнатию Рожковичу, венгру ужгородского происхождения:
На "картине" - изображение Ужгорода в прошлом, когда пешеходный мост был транспортным, с огромными индустриальными фермами.
Или - памятник Фонарщику. Его прототип - реальный ужгородец-еврей, очень эрудированный и в прошолом знаменитый на весь город.
Или - Винодел, установленный в Виноградове (первоначально задумывался для Берегово, но нашему мэру он оказался не нужным):
Ну, а спорные "медведы", типа вот этого
(ныне ликвидирован, после серии вандальских атак)
или этого (на территории кафе)
надо считать пробными шарами на пути становления скульптора...