Елена Стадник, независимый журналист, волонтер
Записки из подполья
18 сентября 2014, 16:26
Очерк киевлянки, прожившей в днепропетровском центре для беженцев три недели.
....
Спрашиваю у хорошего дяди - нашего повара: «Вы за Россию? Или за Украину?». Ответ: «Я за мир». Блин, так его уже нет! А он говорит, что он протестант. Продать можно душу Мамону, а Христос все равно - это любовь и мир. Жили бы все во Христе, все было бы хорошо». У меня голова идет кругом, слышать не хочу. Не понимаю, хочу убежать, а не могу. Сижу на лавочке, курю, слушаю:
«Пришли ко мне ДНРовцы, забрали. Я верующий, поэтому, наверное, и забрали. Били сильно. Вывозили в посадку. Ставили на колени. Стреляли возле уха, а потом дуло автомата к голове приставляли. Привезли с братом в какое-то помещение. Расстелили клеенку. Достали нож. Сказали, что сейчас резать будут. Попросили перебраться на клеенку, чтобы кровью пол не запачкать. Не резали. Продержали сутки и отпустили.
Брат с семьей сбежал. И я сбежал. Мама у меня онкобольная была. Лекарств не было вообще никаких. Я тут как мог доставал лекарства и ей туда передавал. Пару недель назад она умерла. Похоронили. Без меня.
Я тебе расскажу как это получилось. Пришли к меру Шахтерска люди и дали тысячу долларов. Говорят, пусть тут флаг ДНР повисит. А ему что, он говорит, мол, можете еще тысячу накинуть и пусть висит хоть китайский флаг. Приходят и говорят: «А можно мы вон там блокпост поставим?», и деньги на стол кладут. Смеялись сначала с них все, думали они сумасшедшие. А потом всё - захватили милицию, прокуратуру, СБУ. Стали вершителями судеб. Стало не смешно, но было уже поздно».
...
Слушаю речи молоденькой девушки и ничего не понимаю, пытаюсь понять интуитивно: «Мне предложили хату в селе. Я не могу жить в селе. Я из города. Я не хочу работать в поле. Лучше вернусь домой». Я сама столичная. Но мне всегда казалось, что лучше перебиться зиму в селе, чем умереть под «Градом» в городе. Черт его знает...
....
«ДНРовцы ужасные, но, знаешь, они ведь очистили город. Они действительно перестреляли всех наркоманов. Они забирали только тех, кто провинился. Если ты нормальный, они тебя не трогали. А если выпил и буянил, тебя заставляют окопы рыть, как рабов используют». Разве Донбасс ничего не слышал о честных судах? Разве не знает о презумпции невиновности? Разве не знает, что подсудимый имеет право на адвоката? Парни смеются.«Алена, успокойся. Пришли наркоманы с автоматами и нагнули наркоманов без автоматов. Это жизнь!».
...
Парень из Снежного хороший с нами живет. Он на работу устроился. Молодец. Друзья у него разные. Говорит, в какой-то момент всё перепуталось. Все разделились: эти за Украину, те за ДНР. Сначала пиво пили и посмеивались друг над другом: «Ты бандеровец!», «А ты сепаратист!». А потом всё, вошли русские в город. Сейчас там и телевизор и уже даже валюта русская есть. Пришли к нему друзья и говорят: «Вали быстрее, иначе нам тебя сдать придется». Свалил.
...
"В Киеве я как-то раз встретила беженца. В конце 90-х он сбежал из Белграда - Белград бомбили. Он решил уйти от войны и переехал жить в Луганск. Давеча под «Градами» он вывозил оттуда жену и двоих детей. Им, кажется, 2 и 5 лет. На выезде из города он увидел пять трупов - гражданские, просто лежали на остановке. "
...
"Тошнит от слухов. Кого-то обсуждают, кого-то осуждают. Считают чужие деньги. «Вот есть два волонтера, круглосуточно они работают в центре для беженцев. А квартиру-то они снимают! Как ты думаешь, за какие деньги?». Я уже побывала в тысячи волонтерских организаций и везде такие слухи. Недобрые мы, да?"
http://blogs.lb.ua/elena_stadnik/279838_zapiski_podpolya.html