Вчера Рэджеп Эрдоган объявил о введении чрезвычайного положения в стране на три месяца в связи с расследованием попытки военного переворота. За этим объявлением последовало другое: Турция приостанавливает действие Европейской конвенции по правам человека на время ЧП. Все идет к тому, что слухи о возможном введении в стране смертной казни имеют самые реальные основания. Обстановка в Турции накаляется, права человека отодвигаются на дальний план, а на повестке дня создание в стране исламской республики с авторитарным режимом. Эрдагана совсем не печалит, что такие планы отодвигают его от Европы, закрывая наглухо двери вступления в ЕС. Кроме того, перед ним замаячила и перспектива исключения Турции из НАТО.
Сегодня за закон о режиме ЧП высказались 346 депутатов из 461 участвовавших в заседании. Это формальная процедура, но она необходима для фактической реализации решения о введении чрезвычайного положения.
Можно много говорить о том, что путч в Турции стал прямым следствием тоталитарной политики Эрдогана, но парадокс в том, что он же станет и продолжением такой политики. Даже оправданием, которое использует турецкий лидер в своих варварских зачистках, коснувшихся не только военных, но и судей, учителей, преподавателей университетов, сотрудников Минспорта, что "говорит о росте массовых репрессий", как отмечает политический обозреватель Владимир Ардаев. И все это вопреки призывам из США и Евросоюза к соблюдению норм демократии, так что конвенция по правам человека, ставшая помехой на пути к турецкому авторитаризму, для турецкого народа явно остается в прошлом. И пока что самоуверенность Эрдогана переигрывает европейскую политику, оказавшуюся беспомощной в сложившейся ситуации.