Просмотренное за 2008. Часть восемнадцатая (Начало поста)

Oct 01, 2008 13:14




Итак, в этот раз нас ждёт два мультфильма и восемь фильмов. Под катом будут Алибастер и Маллой, Луиза Брукс и Юфит, японский ад и китайские фашисты. Енжой


171: Дмитрий Васильев (в титрах указана вся студия АлиБастер) - Колобаха

Почитая традиции отечественного кинематографа, студия «АлиБастер» сознает, что рецепт приготовления кассового блокбастера сегодня весьма прост: взять «Мы из Кронштадта», смешать с «Летят журавли», добавить немного из «Семеро смелых», «Броненосец Потемкин», «Тихий Дон» - и массовый зритель заполнит залы кинотеатров. И все же «АлиБастер» предпочитает идти своим ПЕРПЕНДИКУЛЯРНЫМ путем!


Недавно я писал по заказу одного радикального сайта рецензию на Фантомас Снимает Маску Кагадаева и Копейкина. Поскольку я по жизни большой любитель музыки и фильмов НОМ - то рецензия получилась чересчур восторженной, даже пришлось потом редактировать, избавляя от излишне положительных эпитетов. И среди тех фраз,которые я так и не убрал, было утверждение, что НОМ-Фильм снял лучшую русскую комедию года. Я был уверен, что пишу правду, ведь современное русское кино настолько ничтожно и уныло, что каждый хороший фильм поражает самим фактом своего существования. И я не думал, что за оставшееся время найдётся молодая шпана, и сотрёт таки классиков с лица земли. Был неправ. Нашлась. И стёрла.

Я уже давно обратил внимание на Дмитрия Васильева и студию Алибастер. В России на самом деле хватает маленьких студий, самопальным методом ваяющих ультрабезбюджетное кино. Но Алибастер на их фоне очень выделяется, во первых у них действительно качественные и смешные фильмы. Во вторых - люди там собрались не просто талантливые, но и с мозгами. Редкий случай, люди способны внятно сформулировать свою концепцию. Их концепция - снимать бесплатно. На полном серьёзе.

Цитата:
«Ятинсотэстс» - шестая по счету картина нашей студии «АлиБастер». Не так уж много за тринадцать лет существования студии, даже если просто поделить - получается меньше одного фильма в два года. Ну да, медленно работаем, зато делаем, что нам нравится. А идея наша в том, что мы снимаем кино без денег. Причем снимаем игровое, приключенческое, костюмное кино с драками, песнями, инопланетянами и роботами - и без всякого бюджета. Если деньги и тратим - то только на водку или шашлыки. А все потому, что мы такие дружелюбные и милые люди, что все окружающие стремятся нам помочь безвозмездно. Нет, серьезно, совсем без денег можно сделать гораздо больше, чем с маленькими деньгами. Люди, когда узнают, что никто на этом не зарабатывает, прямо на глазах меняются. Вот в последнем фильме у нас по сценарию была сцена с Эдуардом Хилем. Позвонили ему, а он отказывается: занят, говорит, работы много. А мы ему: нет, Эдуард Анатольевич, вы не поняли, мы Вас БЕСПЛАТНО сняться приглашаем. Ну, он сразу и согласился. Вот так и работаем, и вроде что-то получается. Ну, а что хорошего снимешь за деньги? Большие деньги и свобода творчества - это практически недостижимо, так работает, наверное, только Алексей Герман. Маленькие деньги и свобода творчества - это вообще нонсенс. Так что остается? НЕТ ДЕНЕГ - ЕСТЬ СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА.

Колобаха - седьмой их фильм. И на данный момент - лучший.
Уже у предыдущего, Ятинсотэстс, был огромный потенциал. Но там было немного трудно смотреть, в связи с интересным лингвистическим экспериментом, фильм был снят на псевдобюрятском. Всё, конечно, было и так понятно, фраза робот-кирдыкун надолго вошла в мою повседневную речь. Однако их новая работа превзошла предыдущую историю о борьбе бурятского мента с инопланетными роботами.
Итак, недалёкое будущее. В России, и вообще в Евразии - вечная зима. И заодно смесь социализма эпохи застоя с самым кондовым и реакционным православием. Эдакая теология порабощения.
В Америке же, которую кстати сняли в соседней Финляндии, наоборот. Вечное лето, гедонизм, наркотики и извращения. И президент, подозрительно похожий на Саакашвили.
И вот, сотрудники НИИ Выживания России наконец узнают, как это всё получилось. Оказывается коварные американцы нашли Ось Перельмана. И повернули. Что и привело к сложившейся геополитической ситуации. Но можно найти вторую сторону данной оси, и всё встанет на свои места. На берёзах вырастут бананы и всё такое.
Но коварные американцы всюду имеют не менее коварных шпионов. Так что на перерез экспедиции по поиску Оси отправляется двухголовый зомби, сделанный подручными средствами из подручного материала (трупов извращенца, пытавшегося изнасиловать робота-наркоторговца и рабочего, неудачно пытавшегося отремонтировать этого самого робота)злобным нацистским преступником Готтлибом Губке. И это только завязка. Короче, глядя на этот копеечный по бюджету фильм, я понимаю, что в принципе возможно снять даже экранизацию Мифогенной Любви Каст Пепперштейна. Нужно только найти талантливого режиссёра. И отнять у него все деньги:) Нет, кроме шуток, сделать такой анализ подсознания современной России, со всеми её архетипами. Там ещё немного убрать откровенной шизы - и можно на основе снимать очередной "поцреотичесский" блогбастер. Высший уровень иронии.
И главное - сам фильм смотрится очень легко. Шутки смешные, актёры хорошие. Музыка - просто отличная. Американцы слушают издевательский хип-хоп, на тему тяжёлый судьбы растамана в Америке. Русские - очень хорошую пародию на советские песни, в принципе некоторые песни вполне можно представить где нибудь на Беларусь-ТВ. Впрочем эту конкретно песню не пустят, там мат есть:)

Короче, я не буду пока писать, что это лучший русский фильм года. Вдруг повезёт, и ещё что то хорошее снимут. Но одно точно,
Колобаха - фильм уровня Пасеки НОМа. Это уже многое значит.
И самое главное - Алибастер уже снимает что-то новое.

О новом проекте студии АлиБастер пока известно немного. Вот эти скупые факты:

- Одна из частей фильма будет снята под водой. Для этого приглашаются водолазы и батискафщики.

- В новой картине планируется много поединков с участием мастеров восточных единоборств, в том числе с использованием запрещенных приемов.

- В основу сюжета ляжет малоизвестная книга Ж. Л. Гроссмана "Косой луч".

- Грубая низкопошибная порнография снова волнует современную молодежь.


Ждём с нетерпением. А пока обращайтесь в пункты ампутации
И вообще, мы направляем свои машины к центру земного ядра

172: Чед Смит, Макс Смит -  Дом Ханны

Это история о привидениях с неожиданным вывертом. Как бы сюрреалистическая греческая трагедия о персонажах, погружающихся в безумие и о своего рода катализаторе, толкающем их все ниже по спирали.
"Дом Ханны" воскрешает визуальные текстуры и ритм немого и звукового кино 1930х и переносит окончание его истории вперед. Фильм определенно содержит вычурные элементы, характерные для немого кино, но они смешаны с валом по-настоящему тревожных образов. Это современный немой фильм.
Режиссёр Чед Смит о своём фильме.

Есть у меня одна большая любовь, немое кино. И разумеется, я очень внимательно отслеживаю современные фильмы, пытающиеся продолжить мою любимую эстетику. Не тупо повторить, а сделать современной, ведь появление цветной плёнки не привело к исчезновению чёрно-белых фото. По этому мне так нравятся такие разноплановые работы как ло-фай фильмы Мэддина, вполне практичная стилизация Зов Ктулху и аргентинский арт-хаус Антена. Страшная сказка про Дом Ханны относится именно к этой линии. Причём это одновременно является образцом безбюджетного кино, снятого людьми из чистого энтузиазма, без средств. А эту стилистику я тоже очень люблю.
Итак, первые минуты фильма не понравились. Не то, что бы совсем, но всё же покоробили. Просто фильм сразу взял темп, близкий к клиповой эстетике, а на этом поле уже есть один хороший режиссёр, Гай Мэддин. И одновременно, каждый кадр обработан огромным количеством откровенно слабых компьютерных эффектов, не голливудских конечно, но напоминающих про фильмы нелюбимого мной Андрюши Исканова.
Но к счастью вступление кончилось, и начался собственно фильм. Главное - снизился темп, превратившись в вполне завораживающую готическую историю, просто сделанную в очень необычной визуальной манере. Манера тоже вскоре перестала удивлять и раздражать (в отличии от того-же Исканова). Просто когда компьютерные эффекты не пытаются подражать реальности а являются частью кинематографической условности - то они становятся похожи на любимые мной картонные костюмы для монстров. И в некоторых моментах это приводит к очень сильным кадрам. Опять же, процитирую интервью режиссёра:

Почему фильм выглядит таким образом?
Меня всегда очаровывало немое кино и визуальные текстуры, возникающие лишь благодаря случайному разрушению самой пленки. Дефекты пленки, царапины, скачки, грязь, волоски и т.п. всегда придают фильму ощущение почти ожившей картины.
Я это люблю. Мне хотелось рассматривать фильм скорее как последовательность подвижных живописных полотен, а не как фотореалистическое воспроизведение реальности. Думаю, вкупе с заданной темой получился идеальный союз.

Что вас больше всего удовлетворило в фильме?
Сцена с влагалищем! Я правда горжусь этой сценой. Также я очень доволен саундтреком, записанным для фильма. Он по-настоящему динамичный и все, кто были привлечены (музыканты и немузыканты) создали удивительную какафонию музыкального хаоса. Он чудесно подходит к фильму. К тому же, я думаю, что "Дом Ханны" смотрится довольно классно

В итоге эта история о приведениях и змеях, сводящих с ума семью, поселившуюся в Небраске 19 века смотрится вполне необычно. Этот сюжет вполне мог бы стать основой для очередного глупого фильма про злобных полтергейстоффф. Но к счастю этого не происходит. видимо поэтому у фильма такой низкий рейтинг на имдб, зрители просто обманулись в ожиданиях. Что только радует.
Добавлю. Саундтрек действительно очень и очень сильный, я даже начал искать на западных торрент-трекерах OST. Пока не нашёл:( Сцена с влагалищем тоже поразительна, я сам её выделил при просмотре. И сам принцип восприятия фильма как серии подвижных живописных полотен тоже заставляет обратить внимание на этих ребят. Насколько я знаю, они потихоньку снимают продолжение фильма. Очень надеюсь что снимут.
Резюме:
Вполне достойная работа.

173: Фил Маллой - Нетерпимость

Поскольку 10 Заповедей становятся всё более и более скучными и предсказуемыми - решил посмотреть что будет дальше и оценил поздний мультфильм Маллоя, снятый в 2000 году. Сразу скажу, интерес проснулся. Мультфильм отличный.
Итак, есть земля. И есть планета ЗОГ. Переводчик правда называет её название как Зорг, но надписи хорошо видны. И любой знаток правой мифологии в её конспирологическо-антисемитском варианте сразу расшифрует значение аббревиатуры... На этой планете обитают наши старые знакомые из 10 Заповедей 3. Помни День Субботний.  Гуманоиды с половыми органами вместо головы и головами вместо половых органов. Но на этот раз Филл наконец-то реализовал все возможности этого образа.

Суть мультфильма. Земляне находят в космосе бобину с киноплёнкой. Впрочем долго не могут понять, что это, пока один учёный случайно не видит надпись на коробке через зеркало. И весь проявленный фильм оказывается именно "зеркалом", отражающим нашу обыденную жизнь в "перевёрнутом" виде. В своё время великий мизантроп Свифт высказал своё отвращение и брезгливость к человечеству в целом через "сказку" про путешественника, видящего в "иных" странах карикатуры на себя и своих сородичей. Здесь мы видим нечто похожее. Обучающий фильм, подробно рассказывающий про биологическую жизнь "инопланетян" и про связанную с ней мораль вызвал шок у человечества своей "аморальностью". Хотя вся эта аморальность - аморальность нашей повседневной жизни, на которую лицемерие "культуры" ежедневно закрывает глаза. Нам кажется омерзительной фантазия Маллоя, придумавшего способы зачатия, деторождения, кормления детей и общественных ритуалов "расы зогов", но на самом деле всё перечисленное не менее омерзительно и у хомо сапиенс.
Но зеркало на то и зеркало, что бы люди не узнавали в нём себя.
Разьярённое человечество с крестом наперевес решило незамедлительно отправить космический флот, что бы уничтожить эту оскорбляющую общественную мораль планету. Не зная ещё, что на Зог тоже нашли похожий фильм, тоже возмутились и тоже отправили флот.
Продолжение следует.

174:Фил Маллой - Нетерпимость 2. Вторжение
Итак, два флота летят по космосу навстречу друг другу. И промахиваются, не заметив противника, поскольку на обоих флотах в момент пересечения пилоты смотрят порно. Ну и не только:)
Зог прилетает к цели первым.
Разница между двумя частями не то что-бы огромна, но весьма заметна. Вторая нетерпимость является историей жизни человека, случайно узнавшего что на планете поселились чужаки. Конкретно он зашёл на пьянку к друзьям из ку-клукс-клана (лозунг White Power на стене наглядно доказал, что Маллой в курсе жаргона и значит должен знать значение термина Zionist Occupation Government). Напившиеся расисты снимают головы и под ними оказываются половые органы. Дальше начинается путешествие узнавшего истину человека по Америке, переполненной "не людьми". Впрочем зоги ничем вообще по поведению от людей не отличаются. Они захватили планету для того, что бы жить вместо захваченных. Да, президент США тоже оказался членоголовым, ну и что?
В конце концов человек уходит в пустыню где находит город религий. Среди прочего там оказалась Церковь Нуди, заставляющая предположить, что Маллой может быть знаком и с творчеством Дэвида Тибета и Current 93. Человек впрочем не присоединяется ник одной вере, а создаёт свою. Крайне изуверскую по сексуальным ритуалам религию, главным понятием которой стало требование наплодить как можно больше детей для будущей расовой войны. Но всё не так просто.
Финал мультфильма. Человек, убивший и жену и всех многочисленных детей, оказавшихся тоже пришельцами, убегает в пещеру. И теряет там голову. В буквальном смысле.
А далеко в космосе земной флот долетает до Зог.
Продолжения нет.

175:Г.В Пабст -  Ящик Пандоры

Есть фильмы, в которые влюбляешься буквально с первого взгляда. Причём остаётся открытым вопрос, в фильм влюбляешься, или в актрису:) Это именно такой случай, замечательная режиссура Пабста тут оказалась обрамлением для невероятного бенефиса Луизы Брукс.
Собственно пьесы Ведекинда "Дух Земли" и "Ящик Пандоры", по которым был снят этот фильм, я ещё не смог найти. Хотя "Дух Земли" на русский перевёл лично Мейерхольд. Поэтому я пока не могу сравнивать атмосферу пьес и фильма, хотя во всех источниках пишут что суть пьесы была сильно изменена в сторону большего имморализма. И германские зрители в массе своей не приняли эту версию истории Лулу, поскольку для Пабста и Брукс в сюжете о легкомысленной танцовщице, разрушающей жизни окружающих мужчин не нашлось места морали и осуждению.
Пара цитат, наглядно показывающих разницу в восприятии этого фильма. Сперва из Зигфрида Кракаукэра:

Следующий фильм Пабста, "Ящик Пандоры" (1928), поставлен по пьесе Франка Ведекинда о женщине, одержимой неутолимой похотью и разбивающей жизнь каждого любовника и свою собственную. Верный прежним художественным пристрастиям, Пабст пленился тем, что буйство инстинктивных страстей Ведекинд связывал с внутренним распадом нашего общества. Современники Пабста считали "Ящик Пандоры" режиссерской неудачей. Картина и вправду не получилась, но не по тем причинам, которые указывались критиками. Они считали, что главная ошибка Пабста заключалась в переделке литературной пьесы в немой фильм - ведь смысл драмы Ведекинда раскрывался главным образом в изощренно построенных диалогах. Слабость картины тем не менее объяснялась не столько невозможностью перевести диалоги в область сугубо пластическую, сколько абстрактной природой ведекиндовской пьесы в целом. Эта природа заявляла о себе во многом: герои пьесы не жили собственной жизнью, а служили иллюстрацией нравственных установок. Пабст ошибся в выборе пьесы потому, что по своему экспрессионистскому духу она скорее была детищем "фантастического" послевоенного периода, нежели реалистической поры стабилизации. В результате не ко времени затраченных стараний Пабст поставил фильм, который, по выражению Потамкина, представлял собой "атмосферу", лишенную содержания".

А вот что произошло в 1955:

Энергичный директор Французской Синематеки Анри Ланглуа, устроил в Париже большую выставку «Шестьдесят лет кинематографа». Над входом в Музей современного искусства висели два гигантских портрета: один - французской актрисы Марии Фальконетти в ставшем классикой фильме Карла Дрейера Страсти Жанны Д’Арк, а на втором была изображена Луиза Брукс в Ящике Пандоры. Когда критика спросили, почему он предпочел ее настоящим звездам, таким как Гарбо или Дитрих, он воскликнул: «Нет никакой Гарбо! Нет никакой Дитрих! Есть только Луиза Брукс!»

Лангуа вообще великий человек, сделавший для кино очень многое. И в этом эпизоде он в очередной раз демонстрировал свой вкус. На самом деле я вполне готов подписаться под этими словами. Более того, Фальконетти и Брукс можно считать двумя полюсами в передаче на экране женственности. Фальконетти лучше всех в истории кино передала женственность как самопожертвование и духовный прорыв, так сказать женственность в средневековом понимании. А Брукс... Брукс практически идеально передала женственность как обвалакиващую материю, чистую чувственность и гедонизм. Кстати, в последствии она написала автобиографию, которую назвала Naked on My Goat. Голышом на Козле. И потом сожгла. но уже по названию можно многое понять, Брукс вообще была на удивление умной девочкой, откровенно влюблённый в неё Кеннет Тайнан (Из чьей подробной статьи Девушка в шлеме чёрных волос я узнал большинство подробностей жизни Брукс), посетив пожилую Луизу поразился количеству книг, лежавших на тумбочке возле кровати: "включая произведения Пруста, Шопенгауэра, Рускина, Ортеги-и-Гассета, Сэмюэля Джонсона, Эдмунда Уилсона и многих ныне живущих серьезных авторов. «Я, возможно, одна из самых начитанных дур в мире», сказала мне хозяйка, проводя сбивчивую экскурсию по своему жилищу."

Ладно, я что то совсем отвлёкся... Возвращаюсь к фильму. Жила была девочка. Легкомысленная, сексуально раскованная, свободная. В неё влюблялись буквально все окружающие, не взирая на половую принадлежность. И она столь же легко разбивала их жизни. Не со зла, просто она самим фактом своего существования раскрывала их суть. Первые две части фильма всё происходящее светло и реалистично. Пабст вообще крупнейший реалист кинематографа веймарской республики, его считают противоположенностью экспрессионизму. Но дальше начинается медленное сгущение мрака. Свадьба на миллионере, сдавшимся Лулу, заканчивается жутчайшей сценой даже не ревности, скорее взаимного саморазрушения.
При этом объективно в смерти Питера Шона виноват именно он сам, Лулу не сознательная убийца. Она убивает самим фактом своего существования. Она не активный игрок, но действие не возможно без неё. Я не буду расписывать все повороты сюжета, и так уже дал много спойлеров. Скажу только, что я следил за происходящим не отрываясь все два часа.
Однакоесть ещё один аспект, кроме игры Брукс, который делает этот фильм шедевром на все времена. Это финал. Холодный Лондон, состоящий из тумана и теней. Реалист Пабст в этом сегмента фильма показал высочайший уровень владения приёмами киноэкспрессионизма. И в этом мареве на встречу друг к другу движутся маньяк убийца и Лулу, ставшая проституткой.Что интересно, в середине фильма, когда скрывающуюся от полиции после бегства из зала суда Лулу пытаются принудить к проституции, она активно сопротивляется и убегает, оставив за спиной ещё один труп. Но тогда пытаются ограничить её свободу. В Лондоне же она решает сама. В результате происходит самый эротичный и стильный эпизод убийства, какой я видел на экране. Сама Брукс описала этот эпизод следующим образом:

В канун рождества она готовится получить подарок, о котором мечтала с самого детства: смерть от рук сексуального маньяка

И ещё одна замечательная формулировка от неё же:

Фильм должен закончиться кадром ножа в моей вагине

Я же говорю, это была уникальная актриса, редко кто способен давать столь чёткие формулировки.
Резюме.
Шедевр. Прошу простить за сбивчивость отзыва, я как то до сих пор не переварил этот фильм настолько, что бы анализировать его со свежей головой.
Конец поста

Пабст, Алибастер, Зигфрид Кракауэр, кадры, кино, кино 2008, мультфильм, Луиза Брукс, немое кино, галерея, Фил Маллой

Previous post Next post
Up