Оптина Пустынь. Батюшка Амвросий Оптинский

Jun 19, 2011 22:40


Это мой первый перепост в ЖЖ (optinapustin ).
И это моя дань уважения и восхищения проделанному труду Владимиру Мелехину и его сыну Владимиру за участие и несколько месяцев безвозмездного кропотливого труда по созданию 3D виртуальной экскурсии.
Сейчас вы нажмёте на кнопочку и совершенно волшебным образом отправитесь гулять по Оптиной Пустыни!
3D изображение - это полная иллюзия присутствия.
Вы можете зайти в любой храм и увидеть в нем ВСЁ! Можно приблизить, можно выйти и перейти в другое место. Да что там говорить - можно даже зайти в Иоанно-Предтеченский скит, открытый только для братии!
Виртуальные современные технологии потрясают, но ещё больше вызывают благодарных чувств - терпение, скрупулезность, ювелирность работы тех людей…, которые смогли сейчас всех нас отправить на другую планету, в другой мир - мир Оптиной Пустыни.
Кто знает, кто был там - понимает, о чем я пишу. Кто не был - уверена после видео экскурсии последует реальная поездка.
Оптинские старцы… это всленская душа России. Их жизни - пример нам суетящимся в мирских суетах… Расскажу о батюшке Амвросии Оптинском. Не бойтесь читать, не будет никаких нравоучений - я легко напишу. От его имени не только у меня - у многих - теплеет на сердце. В разных ситуациях и читаю, и мне помогают его блестящие афоризмы.
(Из рассказа «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. (Подсолнечные места.)»)

Монастырь Оптина Пустынь посмотреть в 3D



Иоанно-Предтеченский скит - посмотреть в 3D



Амвросий (Александр Гренков, 1812-1891, 79 лет). Восьмой ребенок из семьи пономаря из Тамбовской области. Семья была большая, дружная и очень религиозная, а маленький Саша был самым весёлым и шаловливым пацаном из всех детей. Доставалось за проказы ему от строгого дедушки по пятое число. В 12 лет он пошел в Духовное училище в Тамбове, потом в Духовную семинарию. Потом он - учитель. Весёлый, остроумный, любит музыку и танцы, пишет стихи, душа компании. Уйти в монастырь? - об этом молодой учитель даже и не помышлял. «В монастырь я не думал никогда идти, ... впрочем, другие почему-то предрекали мне, что я буду в монастыре. Но мысли человеческие - не те, что мысли Божии. От Господа стопы человеку исправляются»….
Вдруг молодой парень очень тяжело заболевает, настолько тяжело, что даёт обет - если произойдёт чудо и он поправится, то уйдёт в монастырь. Он выздоровел, но … как уйти в монастырь от мирских соблазнов молодому общительному и компанейскому человеку? И «целых четыре года он жался» от сомнений, «на душе было тяжело и совесть неспокойна», а решение принять не мог. Мир его не отпускал. Как-то с товарищем он посетил в одной тамбовской деревне известного старца-затворника Илариона и тот ему сразу сказал: «Иди в Оптину - там есть опытные старцы, и ты там нужен». И ещё он побывал в подмосковной Троице-Сергиевой Лавре, помолился перед мощами великого русского святого Сергия Радонежского, и отчетливо понял - надо уходить в Оптину.
В 28 лет был зачислен в братию и «год жил в монастыре на кухне. Пять келий переменил... На кухне год прималчивал, т.е. спросят что, скажу... А через год меня прямо в келейники взяли». Амвросий был духовным учеником двух старцев - Льва и Макария. Действительно, опытные Оптинские старцы сразу поняли, что молодому послушнику лучше бы пожить в безмолвном месте и перевели его в скит, он принял постриг и был наречен Амвросием, в память святителя Медиоланского.

В скиту он прожил 50 лет.






Можно подумать, что старцами становятся автоматически, благодаря возрасту….
Нет. Тяжелый это путь. Нужно ведь очистить свое сердце от страстей, победить в себе гордость и самолюбие, переносить искушения, приобретать смирение. После пострига он снова заболевает, очень тяжело, но не унывает, и даже говорит: «Монаху полезно болеть. И в болезни не надо лечиться, а только подлечиваться!». Как не странно болезнь «умерила живость его характера, предохранила его, быть может, от развития самомнения и побудила глубже войти в себя, лучше понять самого себя и человеческую природу».
Старец Амвросий - душевед. Читал людей как открытую книгу. «Лицо его, крестьянина-великоросса, с выдающимися скулами и с седой бородой, светилось умными и живыми глазами».
Он жил в крошечной хибарке в лесу, в скиту и принимал паломников. В 4 утра вставал на молитву. В 9 утра начинал приём людей. С 2-х до 3,4-х - отдыхал, кушал. Затем вечерня и опять приём до полуночи.

И так - 30 лет.









А больной-пребольной старец посмеивался. Вспоминал свое рождение, когда пришли гости, а матери рожать, и её пришлось отвести в баню. «Как на людях я родился, так все на людях и живу».

Ещё его духовный учитель старец Макарий как-то сказал ему: «Будешь жить в хибарке по ту сторону ворот, и смотри - вот тебе мой завет - никого из приходящих не оставляй без утешения». А потом тоже шутил, указывая на Амвросия, окруженного толпой: «Посмотрите-ка, посмотрите! Амвросий-то у меня хлеб отнимает, хлеб отнимает».

И «батюшка Абросим» утешал всех. Удивительным образом он умел сразу определить духовное состояние человека и дать ему самый правильный и полезный совет. А также исцелял, хотя очень не любил афишировать эти свои чудесные способности. Людей к нему приходило видимо-невидимо. В очередях стояли и ждали 10 минут разговора со старцем по несколько дней. Не хватало ямщиков для перегона между Оптиной и Калугой, а также номеров в монастырских гостиницах. Людей поражала «непостижимая бездна любви, которые были в нем». А Оптину пустынь называли «духовной санаторией израненных душ».

Достоевский приезжал к старцу Амвросию и в своем романе «Братья Карамазовы» описал его как «старца Зосиму». …«При этом Алёша почти всегда замечал, что входившие в первый раз к старцу на уединённую беседу, входили в страхе и беспокойстве, а выходили почти всегда светлыми и радостными, и самое мрачное лицо обращалось в счастливое».

Даже его графское сиятельство Лев Николаевич Толстой изволили беседовать с мудрым старцем. После беседы Толстой ушел из хибарки в раздражении, а старец слег в постель со словами: «Никогда не обратится ко Христу! Горды-ыня!».

Батюшка Амвросий - основатель Казанской женской пустыни, известной под названием «Шамордино».



Святой Амвросий: «Терпел Моисей, терпел Елисей, терпел Илия, буду же терпеть и я».
«Нужно жить нелицемерно и вести себя примерно, тогда дело наше будет верно, а иначе будет скверно».
«Жить можно и в миру, только не на юру, а жить тихо».
«Скука унынию внука, а лени дочь. Чтобы прогнать ее прочь, в деле потрудись, в молитве не ленись, тогда и скука пройдет, и усердие придет».
«Грехи как грецкие орехи - скорлупу расколешь, а зерно выковырять трудно».
«Если стараются унизить - значит, хотят смирить тебя».
«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».
«Когда нападет гордость, скажи себе: «Чудачка ходит».
«Если очень зацепят тебя, скажи себе: «Не ситцевая, не полиняешь».
«Будь сам справедлив и не обижай никого».
«От ласки у людей бывают совсем иные глазки».
«Нужно заставлять себя, хотя и против воли, делать какое-нибудь добро врагам своим; а главное - не мстить им и быть осторожными, чтобы как-нибудь не обидеть их видом презрения и уничижения».
«Во всяком человеке есть что-то хорошее и доброе; мы же обыкновенно видим в людях только пороки, хорошего не видим».
«Молитву Иисусову произноси против блудных искушений, а в гневных искушениях молись за того, на кого скорбишь: «Спаси, Господи, и помилуй такую-то и ее святыми молитвами помози мне окаянному и грешному».
«Не беспокойся много об устройстве судьбы. Имей только неуклонное желание спасения и, предоставив Богу, жди Его помощи, пока не придет время».
«Старайтесь жить как по лесу ходят некоторые: попадается корявое дерево - подогнутся или обойдут, а какая-нибудь назойливая ветвь хлестнет в затылок - не очень на это смотрят».
«Господь почивает в простых сердцах. Золото везде видно и везде проглянет, несмотря даже на угловатость, а другой, как ни кудрявься, все золотом не будет».
«Книги читать поутру с четверть часа до работы, а потом целый день жуй, что читала, как овца жвачку».
На вопрос: «Как себе внимать, с чего начинать?», последовал такой ответ: «Надо прежде записывать: как в церковь ходишь, как стоишь, как глядишь, как гордишься, как тщеславишься, как сердишься и прочее».
На вопрос: «Как жить?», батюшка отвечал: «Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем мое почтение».
Великий старец, душевед, лечил словами горести и печали, помогал людям, но не уставал повторять народную поговорку: «Боже-то поможи - да и сам мужик не лежи».
И сейчас сюда в Оптину пустынь, поклониться мощам святого Оптинского старца Амвросия приезжает множество людей и, действительно, происходит множество чудес по его молитвам.
Абсолютно точно пошутил святой старец, отвечая на вопрос: «Батюшка, что же нам без тебя то делать?» - «Уж если я с вами тут все возился, то там-то от вас уж, верно, не уйдешь».

Икона над ракой святого старца Амвросия - мироточит.



Согласно уставу Оптинской пустыни, в приделе Введенского собора, освященном в его честь, каждое утро в 5.30 совершается молебен преподобному Амвросию.

Рассказ «Оптина Пустынь и Шамордино. Русские Места Света. (Подсолнечные места.)»
Перепост для жж можно взять здесь

Тульская область, *Под-Солнечные места России (Монастыри), РОССИЯ

Previous post Next post
Up