Самая весёлая неделя в году - Масляница! (28 февраля - 6 марта)

Feb 27, 2011 13:11



 
МаслЯница - это очень древний славянский Солнечный праздник, который носит название Третьих Закличек Весны. В том виде в каком мы празднуем его сейчас он напоминает цветок, который небрежно обломали, а корни оставили в земле.
Мало кто может сейчас точно сказать «зачем нужно есть блины на Масленицу», кататься с горок, раскачиваться на качелях, разрушать снежную крепость и подраться как следует. И вообще для многих будет открытием, что сжигают в конце масляной седмицы не весёлую Масленицу (символ Весны), а мрачную Морену (символ Зимы).
Поверхностное знание превращает этот праздник в обычное обжорство и рядовое веселье.
А когда действие наполняется смыслом - это совсем другой Праздник…
Я всегда буквально млела, когда где-то случайно встречала старославянские древние оригинальные тексты, не изуродованные «пересказом» и «литературной обработкой». Настоящие слова «оттуда из далёкого Времени» наполнены музыкой и вы это сразу почувствуете.
Начинается Масленица с Закличек Весны.


Согласно славянским сказам, Весна-Дева приезжает о сию пору к людям на золотом, как Солнце, либо зелёном, как трава, Коне...

Гой ты Свет-Белосветушко, наше Красное Солнышко, ты восстань, пробудися ты во своем светлом тереме, ты умойся-то росами да водою бегучею, поведи коня доброго во поля свет-лазоревы. Как пойдет Златогривый конь небесными просторами мимо бора темяного да на красну на горушку, как на той ли на горушке зелена растет травушка, как слетались сбиралися на ней белы лебедушки, молодые молодушки. Все-то красные девушки становились над реченькой, на высокой на горушке пели песни-весняночки, кликали Весну Красную: Ты Весна Дева светлая, ты ходи в нашу сторону, у тебя цветы алые, все-то росы медвяные, ты зови лето жаркое, гони зиму студеную! Пусть бегут ручьи к морюшку к окиян-морю синему, пусть поют песни звонкие, пусть поют песни вешние, славя Красное Солнышко самого-то Даждьбожушку, славя Лелюшку светлую да сыру Землю-Матушку! Слава! Гой!

Весну ведь - не встречают, а «кличут», «окликают», «заклинают», т.е. призывают путём разных обрядов. Масленичные забавы и есть эти специальные обряды.

Раньше этот праздник всегда приурачивался к Весеннему Равноденствию, когда День становится длиннее Ночи, и Солнце «на воробьиный скок» переходит за точку Равноденствия. Славяне веровали в божественность Солнца, испускающего Свет. Поэтому, чествуя Масляницу, обязательно пекут блины, которые повторяют своими очертаниями Солнце.
Первый блин - «комом» - это особый вид блинов, которые относят в лес и кладут на пень, угощая Лесного хозяина (Велеса, Медведя). Таким образом отмечается начало Масленицы - Комоедица (Медвежий праздник).

После Комоедицы начинаются игрища (забавы).




Каждый день Масленичной недели имеет свое название и традиции:

Понедельник - Встреча (соломенную куклу Маслену наряжали в женские одежды и отвозили на самую высокую гору, чтобы посмотрела, откуда весна придет);
Вторник - Заигрыши (парни приглашали девушек кататься с гор, приглядывая себе, тем временем, невест);
Среда - Лакомка (тещи угощали блинами зятьев);
Четверг - Разгул/Коровье/Велесово/Свято (гулянье набирало силу, катались на тройках, устраивали кулачные бои);
Пятница - Тёщины Вечёрки (пришла пора зятьям угощать тещ);
Суббота - Золовкины Посиделки (невестки приглашали на блины всех родных);
Воскресенье - Проводы или Прощёное воскресенье (сжигали соломенную Морену, а пепел развеивали по полям, чтобы дать силу будущему урожаю; вечером с поклонами и поцелуями просили друг и друга прощения).

Масляница была самым веселым праздником в году, когда веселились все от мала до стара, была «Все радуется, все хохочет».






Согласно славянским сказам, из Ирия (Вырия) Небесного по весне возвращаются на птичьих крылах души Предков, чтобы остаться на Земле с потомками своими до будущей осени. Поэтому обязательные для Масленицы конские ристалища (или бега) и кулачные бои - это символы тризны (почестей) по Предкам.



Масляничный столб - земное воплощение Столба Небесного или «Мирового Древа», на котором находится Ирий.




На Масляницу устраиваются также качели - качание это символ очищения через весенний воздух. Высота размаха качелей символизирует сильный и высокий рост растений.

Весна Дева Красная, приди к нам с радостью с великой милостью со льном высоким с корнем глубоким с хлебом обильным! Гой!

Катание с гор на санках или бычьих кожах или на дощечках в форме лыж (все молодые пары деревни должны были скатиться по одному разу), а также катание (круговое) на запряженных санях по улицам - это символы плодородия (плодовитости) и этим тоже заклинают Солнце.
«С горы скатились - с Весной воротились».

Яри нас Ярила своею силой вельми великой, стань солнцеликий во небе яснее, по Весне-Красне, озари гору о сию пору, ста гора красна вельми прекрасна, ста гора свята, а весь богата богам пригожа, а людям тоже Ярая Сила! Гой ты Ярила! Слава! Гой!




Игра «взятие снежного городка» - представляет собой Зиму, которую разрушают силы Весны.
Заигрыш (в четверг) начинается со взятия Зимней Крепости, возведённой заранее, в которой находится чучело Морены-Зимы. Защищают Крепость «слуги Морены» - ряженые в «хари» (маски) девицы, которые должны противостоять идущим на приступ парням - «слугам Ярилы».

...Идёт Мара по улице, Несёт блины на блюдце - Кому вынется, тому сбудется, Тому сбудется, не минуется... О светлой поре на Красной горе Весну-Деву закликали, Зиму-Стару провожали: «Уходи прочь, Зима-Моренушка, Уходи прочь иным бережком! Ходи к нам, Весна-Дева Красная, Ходи к нам, Леля Прекрасная!» Отвечала людям Весна-Дева Красная: «Уж вы гой еси, вы люди русские! Крепка ещё Зима во праве Своём, Крепь ледяная высока стоит, Потому нет Мне пути-дороги на Русь!»
Как услыхали те слова люди русские, Собиралися по всей по Светлой Руси, Люди русские - честны Родовичи, Добры молодцы - потворники Ярилины. Как садились они на быстрых коней, Скакали на Моренину Крепь ледяную, Размётывали Крепь по чисту полю, Забирали из неё чучелко Морены. Брали они Морену, спустя рукава, Выносили её на перёд двора, Вязали на чучелко Навьи наузы, Воскладали чучелко на Ярый Огонь. Дымно горела - уходила прочь Зима Старая, Приходила на Русь Весна Младая! На том люди русские Весне Красной славу поют, А Морену-Зиму во срок Её ждут: «Славися днесе, Весна-Дева Красная! Величайся, Тёмна Мати во срок Свой! Гой, Велика Мати! Гой-Ма!»




После того как Крепость взята с песнями и весельем разжигают Огонь, на который водружают (торжественно, с почтением и в специальных рукавицах) чучело Морены Свароговны (Мары-Зимы). На неё принято повязывать разные узелки из ленточек (наузы), привязывая и отправляя в Навь «все горести и болести прошедшего лета».

Услыши Мара тебя чтущих, челом тебе ноне бьющих, уроки твои блюдущих, величанья тебе рекущи, со Колом года вращайся во срок свой, к нам возвращайся с новой зимою, не со бедою, со снегом белым, не с мором черным, а стани днесе оберег нашей весе. Уходи Мара хладна от нас прочь безоглядно, все лиха наши несчастья-горя с собой уноси за сине море, за камень латырь, за черный пустырь, где навии есте, а живы несте да буде тако, до Нова Кола, а здесе ноне не твоя пора! Гой Черна Мати! Гой-ма!

Огнь-Огонь, пламя ярое, кудри златые, очи ясные! Огнь-огонь, пламя светлое, златым соколом распери крыла! Огнь-огонь, пламя чистое, разбуди Весну, Зиму отпусти! Огнь-огонь, пламя жгучее, кровь кипучая, ярь горючая, Огнь-Огонь, пламя славное, Весна во черед идет справная! Огнь-Огонь, пламя ввысь лети, Сваргу распали, землю освети! Слава! Гой!



А заканчивается праздник хороводом вокруг Огненного Кола (Колеса), который движется по движению Солнца (посолонь), и славят «разгорающееся Весеннее Солнце».

При прощании в Прощёное Воскресенье одаривали друг друга пряниками и говорили: «Прости меня, пожалуй, буде в чём виноват перед тобой».

я/ОтСебятина

Previous post Next post
Up