Глава, воспевающая велосипеды!
Велосипеды в Голландии я буду воспевать во всех местах рассказа, где только смогу
. Вот это реальная изюминка страны и города! Поначалу я думала, что крутить педали по городу, наверное, тяжеловато, утомительно, опасно и страшно. Но как же я ошибалась! Для велосипедистов созданы все условия: специальные дорожки и отдельные светофоры, многочисленные парковки. Голландцы ездят в основном на моделях для города, т.е. с большими по d колёсами и тонкими шинами. (На своих горных мы лично устаём гораздо больше, чем на таком). Колёса крутятся очень легко, а расстояния, которые мы прежде устало протаптывали, одолеваются за минуты. На велосипедах точно надо ехать в район доков, Jordaаn и в островной Амстердам. Какое же наслаждение мчаться по городу, наравне с голландцами, вдоль каналов по мостикам, по новым районам и знакомым местам!
Самое смешное, что, будучи пешеходами, мы порой думали: как же достали велосипедисты. Но, мчась на великах, думаешь совсем обратное: как же надоели эти неуклюжие пешеходы. )
Велосипедных прокатов в Амстердаме много, вот три основных:
1)
Mac Bike. Красные велики. 3 часа - 9€ (с ручным тормозом) и 6€ (с педальным); 24 часа - 12.75€ и 8.50€. Работает с 9-17.45. Адреса: Центральный вокзал (если лицом к нему, то справа), Waterlooplein и Leidsplein. Есть туры: Canals&Bridges Tour (каналы и мосты), Amstel-Windmill (Rembrandt) Tour (вдоль живописной реки Амстел), Amsterdam’s Harbour Area (гавань), the Zaance Schans (рыбацкая деревня) и др.
2)
Yellow Bike. Жёлтые велики. 2 часа - 6€; 24 часа - 10€. Адрес: Nieuwezijds Kolk 29. Сайт:
http://www.yellowbike.nl. Они также предлагают велосипедные экскурсии: Amsterdam City Bike Tour (3 ч. - 19.50€) и Amsterdam Countryside Bike Tour (6 ч. - 27.50€).
3)
Mike’s Bike. Самые разнообразные модели великов. 4 часа - 5€; 1 день (вернуть до 18ч.) - 7€, 24 часа - 10€, дополнительный день - 5€. Адрес: Kerkstraat 134. У них тоже есть отличные экскурсии в т.ч. и совмещённые с корабликом: City Tour (22€) и Bike&Boat (29€). В рамках последнего они везут в гавань, зоопарк, район Jordaan, пересаживают на кораблик с пивом и drinks, потом едут в Вонделпарк. Выдают штормовки если непогода.
Мы брали велосипед в первом, т.к. ещё давно сами случайно заметили их огромный подземный ангар на Waterlooplein. Правда, немного накололись с ценами. В буклетах, которые мы взяли у них, но прочитали естественно позже, указана одна цена, а непосредственно в прокате ценник какой-то непонятный: к цене велосипеда добавлена страховка. Мы не знали, что от неё можно отказаться (она была нам совершенно не нужна, мы брали велосипеды на 3 часа) и заплатили вместо 18€ - 27€. В третьем предлагают отличные маршруты, сбор у Рийксмузея. А что - отличная идея на самом деле. И весело, и познавательно, и пообщаться-познакомиться с народом можно. В MacBike продавалось много типично голландских прибамбасов для велосипедов: клеёнчатые чехлы ярких расцветок на сиденья, клеёнчатые перекидывающиеся через багажник сумки, маленькие подсветки-фары, которые цепляются к примеру, к ремню сумки через плечо, не говоря уже о майках-кепках. Муж так слился с велосипедом, что тут же перенял от голландцев велосипедный стиль общения - ехал впереди и модно отмахивал мне либо рукой, либо кистью - показывал, куда он поворачивает. Клёва!
В каждом прокате велосипеды имеют свой специфический цвет и эмблему. К велосипедам прилагаются мощные цепи с замком. Угон великов, наверное, основная тема голландской полицейской хроники. Поэтому неудивительно, что у многих очень прилично одетых голландцев велосипеды ржавые и скрипящие. Чего зря тратиться на дорогой, если всё равно угонят.
Про вариации велосипедов с детскими креслами не написать невозможно: спереди маленькое сиденье, которое крепится к рулю; сзади - к багажнику, причём все с педальками-подножками - чтобы не болтались ножки и с защитными экранчиками на спицах - чтобы не закрутило штанишки. На руль устанавливается прозрачное стекло типа мотоциклетного, чтобы не дуло на малыша.
Есть конструкции удлинённых велосипедов, где впереди родителя на раме есть дополнительное седло с нормальными педалями и маленький руль для ребёнка 6-8 лет. На таком велике, кстати, могут ехать два родителя - там ещё и два взрослых седла - такая велосипедная длинная гусеница.
Очень распространенны деревянные лодки-кабинки впереди велосипеда. Внутри деревянное сиденье и 2 довольных маленьких голландца. Если дождь, то сверху раскрывается чехол-дождевик и лодка превращается в кабинку-палатку.
Маленькие голландцы прекрасно чувствуют себя за рулём. Совсем крохи безмятежно храпят, постарше - хохочут, вертятся и совсем не пристёгиваются. Пронизывающий ветер их совсем не смущает. Если человек (в апреле) закутан в кучу одежды с толстой вязаной шапкой на голове - это турист, если рядом идёт/едет полураздетый человек с годовалым малышом, у которого шапочка едва держится на макушке, а на ножках хорошо, если есть носочки - это голландцы.
За рулём они делают всё - в буквальном смысле этого слова. Голландец(-ка) может ехать с 3-мя детьми, 2-мя корзинками с продуктами, в обнимку с огромными мешками мусора, при этом болтать по мобильному и жевать булочку. Удивляются только туристы. Видели тесно обнимающуюся парочку на двух велосипедах. Причём возраст велосипеду не помеха. И если вас обгонит жизнерадостная ста… извиняюсь, дама, вся в татушках, рваных джинсах и ковбойских сапогах с седовласым панковатым кавалером себе под стать - завидуйте молча. Наш совковый менталитет жёстко осуждает людей в возрасте, не носящих серое, вязаное и войлочное.
*Фото для коллажей взяты на Яндекс-фотках
Рассказ «Бегущая по волнам. Голландия. Почти вся и Амстердам».