Код Туминаса. «Война и мир» в Театре Вахтангова

Dec 01, 2021 08:00


К своему 100-летию Вахтанговский театр преподнес роскошный подарок - масштабную и 5-ти часовую «Войну и мир».

Римас Туминас пересказал роман языком спектакля, соединил великую литературу с выдающейся актёрской выразительностью, говорящей музыкой, собственным исключительным стилем, тонкость которого можно сравнить с техникой «сфумато» Да Винчи и сделал это - гениально. Нигде не продешевил и с вахтанговской сцены запустил ракету в космос. «Война и Мир» в Вахтанговском поистине шедевр.

Необъяснимая лёгкость пятичасового спектакля кажется невозможной вне стен театра, но являет собой константу и загадку.



(с) фотограф Сергей Чалый



Туминас не тонет в скучном пересказе событий, а имеет своё совершенно неповторимое видение. Позволяет чувственно вживаться в материал, поднимая чувства до космического масштаба и возвращая к земным и знакомым. Соединяет неподдельный интерес к историческим событиям с хроникой жизни, разгоняет действие с привлечением мягкой иронии, юмора, а потом внезапно переключает на регистры лирики, философии, морали. Крупной кистью выписывает пространство и время, мелкой - детали, мимику и едва уловимые человеческие переживания. Постоянно раскачивает зрительское внимание, не давая ему застаиваться, доводит ритм действия до критической точки. Кульминационные моменты, катарсические пики, воллюстические ощущения, смех, шок, пожалуй, не полный, но отчётливый спектр эмоций, сквозь которые он ведёт зрителей.







Изумительный темпоритм спектакля придаёт ему почти музыкально обозначенную законченность. Спектакль льётся как музыка, которую невозможно расчленить на ноты. Зрители буквально входят в роман, дышат его воздухом, пропитываются атмосферой, а герои оживают. В спектакле клубится время, в нём резонируют личные драмы и одновременно сохраняется свободное повествование эпоса. Далеко не все события и образы романа сохранены, да это было и невозможно в пространстве театральной сцены. Но при этом каждый без исключения выбранный эпизод имеет свою температуру, свой импульс, своё значение и свой вес в общей концепции всего режиссёрского замысла.







Стиль Туминаса основан на глубокой художественной интуиции, посредством которой он отважился чуть изменить трактовку привычных хрестоматийных клише (молодой Болконский, графиня Ростова, Соня), выдвинуть на первый план новых героев (Перонская, Ахросимова) и поразительно психологически точно показать остальных.

И это «чуть», это добавление капель новых красок позволяет воспринимать литературных героев как живых людей и болезненно остро ощущать глубинную связь с ними. Актеры буквально растворяют себя в образах героев.

Актёры, зрители и сам режиссёр оказываются в одной эстетической системе, потрясающей эмоциональной связке друг с другом. В музыке это явление называется полифонией, «многозвучием», в театре, когда все актёры равноправно и блестяще ведут свои партии - стилем режиссёра. При минимуме декораций Римас Туминас средствами актёров и музыки достигает исчерпывающей художественной цельности. Актёрский полифонизм достигает эпического размаха, сила которого сравнима с мощью оратории, когда любой выход абсолютно каждого являет собой максимальную задействованность и наполненность образа. В спектакле будет несколько составов, что будет поддерживать неугасимое стремление увидеть всех.







Поразительно воздействие спектакля - оно не поддаётся логическому объяснению. Какие-то крошечные штрихи, нюансы, прикосновения, движения, слова, взгляды, звуки, свет, аллегории, кричащая пустота сцены и сердце вспыхивает - нежностью, болью, сопереживанием, любовью и патриотизмом. Тем самым забытым подлинным ощущением причастности к великой нации и великой стране, который может вспыхнуть не от пафоса, а от простой спички.

Туминас поставил перед собой феноменально сложную задачу - объяснить, донести и показать основные идеи многотомного романа в форме максимальной концентрированности. Отсекая лишнее, оставляя суть, обнажая внутренний мир. Не иллюстрируя роман, а отвечая на вечный вопрос «Как жить?». И выполнил её.

Вернул в театр душу.

Вернул театр в театр.

Вернул в сердце Бога.

Театр имени Вахтангова

Сценическая композиция и постановка Римаса Туминаса

Хореограф - Анжелика Холина

Художник по свету - Александр Матвеев при участии Дамира Исмагилова

В ролях:

Граф Илья Андреевич Ростов - Сергей Маковецкий

Графиня Ростова, его жена - Ирина Купченко

Вера их старшая дочь - Ася Домская

Наташа, их младшая дочь - Ксения Трейстер

Николай, их сын - Юрий Цокуров

Соня, их племянница - Мария Волкова

Князь Николай Андреевич Болконский - Евгений Князев

Андрей, его сын - Юрий Поляк Марья, его дочь - Полина Чернышова Лиза, жена князя Андрея - Мария Бердинских

Мадемуазель Бурьен, компаньонка княжны Марьи - Аделина Гизатуллина

Граф Пётр (Пьер) Кириллович Безухов - Павел Попов

Князь Василий Сергеевич Курагин - Владимир Симонов

Элен, его дочь Анна Антонова

Анатоль, его сын - Владимир Логвинов

Княгиня Анна Михайловна Друбецкая - Мария Шастина

Борис, её сын - Николай Романовский

Марья Игнатьевна Перонская - Людмила Максакова

Марья Дмитриевна Ахросимова - Ольга Тумайкина

Анна Павловна Шерер - Анна Дубровская

Виконт Мортемар - Олег Макаров

Марья Львовна Карагина - Ольга Гаврилюк

Ушелец - Артём Пархоменко

(с) фотограф Сергей Чалый

Публикация подготовлена при содействии СМИ Русский блоггер (больше фото)

ТЕАТР, *Культурная жизнь Москвы, я/Кино-Театр/Цирк-Концерт

Previous post Next post
Up