Домонгольские церкви Смоленска

Aug 30, 2010 17:46


(Фрагменты из рассказа «Все Пути ведут в Смоленск»).

Когда я увидела в первый раз это понятие «домонгольские церкви» оно меня сильно царапнуло по душе. До-мон-гольс-кие. Если Киев крестился в 988, а Батый пришёл на Русь в 1237 - значит, эти церкви были построены в этот мирный промежуток, а главное уцелели! 
В Смоленске таких церквей три: Петра и Павла /~1146, Михаила Архангела (Свирская) /~1180-1197, Иоанна Богослова /~1160.



Петропавловская церковь.

Мы начали осмотр с первой - Петропавловской. Она находится на Правобережье, в районе рынка, авто и ж/д вокзала (ул. Кашена). Интересно, что на церковной территории располагаются два храма - один белый и нарядный, с крылечками и колокольней, другой - темно-невзрачно-кирпичный. Мы сразу кинулись к белому. Оббежали его почти кругом, пощёлкали фотоаппаратом и про себя удивились, что внутри почему-то находится туристическая, хоть и паломническая, компания. Честно говоря, буквально отбивались от назойливой мухи-мысли «ну, и что особенного в этой вашей домонгольской церкви». Мы уже буквально направились к выходу, как краем глаза увидели несколько человек, заходящих в невзрачную и скромную соседнюю церковь. И тут нас пробило - так вот же она!

Вот как бывает. И эта церковь Петра и Павла подарила нам очень сильные ощущения. Совсем нельзя назвать её красивой. Она лаконична, строга и сдержанна до предела. Но в её пропорциях, линиях, окнах-амбразурах, шершавом кирпиче, гладких полукруглых маковках, общем облике - таится такая сила, и такая энергетика, что от неё невозможно оторвать глаз.

Внутри - ощущения такие же - сильные и уютные. Не хочется уходить. Она не отпускает. Внутри церковь маленькая, мне запомнилась слева красивая икона Богоматери в окладе из золотых металлических виноградных листьев. Мы зашли в храм видимо перед началом службы, уже подтягивался народ, поэтому экскурсию свою мы быстро завершили, было неудобно стоять с круглыми глазами и открытыми ртами. Но снаружи я фотографировала её бесконечно, плюс ко всем своим архитектурным и историческим достоинствам она была окружена бушующими цветущими пионами.

Тот белый храм, на который мы обратили внимание сначала - это церковь св. Варвары, причем она сама находится на третьем этаже, а две лестницы-крылечка, оказывается, ведут к колокольне.

По поводу месторасположения, которое называют неудачным, а именно - современно-безликие почти неокультуренные окрестности в виде грязного рынка, такого же автовокзала, трамвайных и ж/д путей в придачу, я хочу сказать, что это не церковь неудачно расположена, а все эти объекты её окружающие.

А храм то стоит на правильном месте. Раньше (до 18 века) ведь возводили церкви только на особых сильных местах - энергетических точках или перекрёстках невидимых знергийных линий.

Церкви Иоанна Богослова и Михаила Архангела (Свирская).

Обе эти церкви находятся уже на Левобережье, вдоль Днепра, достаточно недалеко друг от друга. Церковь Иоанна Богослова или «На овражке» (ул. Б.Краснофлотская) мы только посмотрели из машины - проехали мимо. Раньше она была почти двойником Петропавловской по силуэту, а в 18в. сильно до неузнаваемости перестроена. Но, если бы позволяло время, несмотря на отсутствие архитектурно-визуального удовольствия, зайти в неё стоит - только ради того, чтобы почувствовать, как начинает звенеть голова. Я уже писала - эти храмы стоят в сильных местах.

Церковь Михаила Архангела или «Михайлово чудо» стоит на холме, у неё довольно большая огороженная территория (стык улиц М. и Б. Краснофлотских).

Опять же мы были подготовлены отзывами, которые в один голос называли её  «красавицей» и «живой историей». Но первое впечатление было у нас не таким.

Мы обошли её кругом, выбрали место, чтобы взгляд обнимал её всю и стали вербализовать свои ощущения. «Это что-то византийское, или похоже на греческую архитектуру», - неуверенно сказала я. «Представляю, как бы она органично смотрелась в Средневековье где-нибудь в Прибалтике», - резюмировал муж.

Храм, действительно, напоминал больше про-готический замок-башню, но никак не православную да ещё домонгольскую церковь. Он очень высокий, даже грандиозно высокий, к тому же у него пологие треугольные крыши-скаты, что нехарактерно и чуждо для русского менталитета.
Мы озадаченно вошли внутрь и там, на стене увидели фотографию церкви в своём истинном первоначальном виде (это фотореконструкция) - и всё сразу поняли. Она перестроена! А какая была! Скаты крыш были мягко-волнистыми, и если использовать поэтические сравнения, то можно сказать, что церковь была похожа на распускающийся цветок или как будто она выходила из расступающихся морских волн.

В 18в. над ней провели экзекуцию, называемую реставрацией.
Морские волны крыш заменили на плоские треугольники, что-то пристроили, что-то перестроили, заложили окна в барабане (барабан - это шея, на которой держится маковка-купол). А ведь древние строители специально в своём 12 веке додумались и создали именно такое освещение храма: из 8 огромных, узких и длинных окошек на барабане внутрь буквально лился солнечный свет, причем так особенно - контрастно и верхняя часть храма была настолько пронизана светом, что создавалось ощущение её приближенности к небу, а все остальные части здания «приземлялись». Как удавалось древним мастерам добиваться такой удивительной гармонии в построении пространства - загадка до сих пор и для нашего сверхинтеллектуального времени.

Когда находишься внутри этой церкви, то испытываешь невероятные ощущения. Я уже писала, что храм очень высокий, а, находясь внутри и в центре, благодаря особому определённому арочному делению пространства, оказываешься в таком подкупольном «колодце», в котором - тебя просто уносит ввысь, вверх. Там огромная высота, а главное, арки по бокам как будто сдавливают и ужимают воздух вокруг тебя со всех сторон, и возникает чувство ощущения себя в воздушном узком «тоннеле» устремленном вверх.

Такие храмы как церковь Михаила Архангела в Смоленске - редчайшая редкость. Подобные фрагментарно есть ещё в Старой Рязани, в Полоцке, Великом Новгороде, Старой Ладоге, Владимире, Суздале. Смотришь на этот храм и сразу думаешь, а какая у неё история? Кто построил? Почему здесь?

РОССИЯ, Смоленск и Вязьма

Previous post Next post
Up