Серпуховские зарисовки: Красная Гора. Монастыри. Павлины. Вкусный хлеб

Apr 29, 2014 19:47


Из рассказа «Серпухов или Павлиный глаз. Поленово. Ока. Бёхово»

Нравятся нам путешествия одного дня. Мы вошли во вкус, распробовали их и уже разгорелся аппетит, постоянно хочется ещё-ё-ё. Во-первых, удобно - один день, не очень большие расстояния и дорога не выматывает. Во-вторых - все впечатления концентрированные. В-третьих - удовольствие получает ещё от одного факта, что оказывается в ближнем и дальнем Подмосковье есть просто замечательные места, о которых ты либо ни сном ни духом, либо краем уха, а тут такие подарки.



Серпухов - неоднозначный, упрямый город. Раскрылся он нам не с первого раза, когда мы сюда приехали познакомиться с городом, а со второго, когда через него мы уже проезжали в Зубровник в Приокско-Террасном заповеднике (о нем в следующем рассказе). Неоднозначность города обусловлена, прежде всего, нашей суетой. Хочется сразу посмотреть и то, и это, начинаешь метаться и пропускаешь главное. А это «главное», как ни странно и обычно - что-то не очень заметное, скромное, невысовывающееся, некричащее. Так вот в Серпухове главное - это попасть в ритм жизни и побродить по его улочкам.
Потому что у Серпухова - уникальная застройка. Плюс два очень интересных монастыря - Высоцкий мужской и Владычный женский. Плюс церкви. Плюс Кремлевская (Красная) гора. И плюс павлины.


НЕМНОГО ПРО СЕРПУХОВ

Надо сказать спасибо московскому князю Иване Калите, который в нач.14в. беспокоясь о своих трёх сыновьях и о своём очередном непредсказуемом визите в Орду, написал две духовные грамоты, в которых распределил всё своё княжеское имущество между ними. Теперь именно благодаря этим документам историки знают о существовании русских городов. Здесь есть и про Серпухов, который достался в наследство младшему сыну Андрею: «А се даль сыну своему Андрею: Лопасну, Северьску, Нарунижское, Серпухов…». Дата написания датируется ~ 1339.
А через 30 лет в 1374 здесь в Серпухове уже сыном князя Андрея - князем Владимиром Андреевичем (будущим Храбрым) строится Кремль. Древний Серпухов называли - «Свят Град».
Серпухов находится в 100км от Москвы. От МКАД (Варшавское шоссе) к нему ведут две дороги: Е95 - обычная через Подольск и Чехов, которая называется либо Старой Симферопольской дорогой, либо Старой Московской и М2 - скоростное шоссе Москва-Симферополь.
В Серпухове живет ~ 130тыс.человек.
Сайт города: serpuhov.ru

СЕРПУХОВ И ПАВЛИНЫ

Представляете - на гербе старинного русского города Серпухов изображены - павлины!
Герб Серпухова: «В червлёном (красном) щите на серебряном холме стоящий золотой павлин с зелёными блестками на перьях распущенного хвоста и с червлёными глазами. В вольной части - герб Московской области - изображение Георгия Победоносца на коне, поражающего копьём змия».
Геральдисты трактуют так:
Золото - символ прочности, силы, великодушия, богатства и солнечного света.
Серебряный пояс - река Ока.
Зелёный цвет - отражает красоту местной природы и сельскохозяйственную направленность района.
Красный цвет - символ богатства, любви и мужества.
А павлины? Про них почему-то ни слова…!?.



В Серпухове этих экзотических птиц почему-то разводят в древнем Владычном монастыре. Почему? Павлин появился на первом гербе города, утверждённом в 1781 году. Распушил себе хвост на весь можно сказать герб. Оказывается, павлин - символ раскрытого сознания, а на его хвосте рисунок с множеством глаз - которые символически «видят повсюду». Вот тебе и «павлины, говоришь».
Кстати, станция московского метро «Серпуховская» тоже имеет оформление в виде павлина.

КАК ДРЕВНИЕ МАСТЕРА СТРОИЛИ ГОРОДА

Архитектура древних русских городов была уникальной. Потому - что между пространством и человеком возникали особые отношения. Во времена Киевской Руси древние мастера обладали ландшафтным зрением и пейзажным мышлением и знанием системы прозоров.
Ландшафтное зрение - это способ вчувствоваться в окружающий мир.
Пейзажное мышление - умение увидеть, пережить и осмыслить окружающее пространство.
Прозоры - красивейшие виды, основа необыкновенной гармонии и зрелищности любого древнего русского города.
Древнерусский образ города сильно влиял на человека. Он мог и не блистать архитектурными шедеврами, но быть «совершенным воплощением изумительного художественного замысла» древнего строителя. Земля была другом и величайшей ценностью. А города были идеально вписаны в тонкости рельефа и пейзажа. Культовые здания стояли на особых энергетически сильных точках. В любом городе были такие места, откуда открывались потрясающие душу виды русской природы и самого «града». И это любование городом-«градом», умело и бережно вписанного в природные объятия - это было личным богатством любого думающего русского человека.
Серпухов строили древние мастера из 14 века именно по таким правилам.
Цитата к месту: «Вид старинного города и разных в нём зданий подали мне также поводы к размышлениям особым…» /из книги 18 века.

КРАСНАЯ ГОРА - СЕРПУХОВСКИЙ КРЕМЛЬ - ТРОИЦКИЙ СОБОР

Раньше (14 век) на Красной горе кипела жизнь, здесь было сердце древнего Серпухова - возвышался Кремль-Детинец, который назывался «градом», а чуть ниже располагались Торг и Посад, дальше тянулись слободы с садами и огородами, ещё чуть поодаль стояли монастыри.
Сейчас - на высоком, пологом, зелёном холме красивой, округлой формы одиноко стоит перестроенная Троицкая церковь или Историко-Художественный музей в окружении скромных деревянных частных домишек. Гуляют куры и туристы.

Въезд на Красную гору был (и сейчас есть) один единственный - по крутому серпантинному пандусу-спирали, плавно повторяющему очертания холма. Почему единственный? - Потому что главными врагами Серпухова были крымские татары, у которых на вооружении были глинобитные орудия. Стенам Серпуховского Кремля их удары были как слону дробина, только ворота были слабым местом в этом отношении. Поэтому въезд (значит ворота) - один (одни). Если подойти к бровке (кромке) холма, то там вьётся узкая тропка, которую протоптали туристы - она огибает холм как раз по тому месту, где проходила боевая стена.



Раньше Троицкий собор был «духовным ориентиром», вокруг него располагался «административный центр», здесь и отсюда древний Серпухов собирал и платил в казну дань мёдом. Собор построили и освятили в 1380 - прямо перед Куликовской битвой. Образ Троицы значил для людей очень много, потому что благодаря стараниям Сергия Радонежского, в народном сознании стал символом народного единства.
Сейчас - здесь Музей (10-17, вых. пон. и посл.чтв.м-ца), не сказать, чтобы большой, но зайти в который нужно.



Во-первых, купить книжки о Серпухове.
Во-вторых, посмотреть на длинную древнюю лодку-долблёнку, выточенную из огромного «корабельного» ствола, найденную недалеко от Серпухова (в Дракино) на впадении реки Протвы в Оку.
В-третьих, здесь собраны скульптуры из усадьбы князей Долгоруковых в Подмоклово. Там была (есть) церковь Рождества Богородицы, которая уникальна своей архитектурой - её строил итальянец (1714). Представьте себе, что в абсолютно русской деревне, в усадьбе князя и дипломата Григория Долгорукова стояла совершенно итальянская ротондная церковь, которую украшали фигуры 16 апостолов, а также мраморные цветы и фрукты, ленты и виноградные лозы (). Несколько этих совершенно микеланджеловских скульптур и выставлены сейчас в Музее.

ТРИ ЦЕРКВИ РЯДОМ С КРАСНОЙ ГОРОЙ

Я уже писала, что в Серпухове, как и везде у нас, с указателями не густо. Поэтому (повторюсь), повернув с Московской улицы направо под стрелку на Владычный монастырь, вы промчитесь по ул. Володарского мимо ряда расположенных друг за другом трёх красивых церквей.
Это место находится рядом с Красной горой. На Горе стоял Кремль, а здесь на Посаде - эти церкви: Троицкая, Ильинская и Успенская.



Троицкая (первая деревянная церковь на этом месте датируется ~сер.16в., перестроенная - 1670/1714). Она - русская, беленькая, со стройной колокольней-шатром, сдержанным декором, миниатюрным зелёным 5-главием с ажурными коваными крестами.
Ильинская (первая - ~сер.16в., перестроенная - 1748). Это уже барокко, здесь присутствуют фронтоны, пилястры, лепнина. Купола - перевёрнутые чаши. Нежно-жёлтая.
Успенская (первая - ~нач.17в., перестроенная - 1854). Смешанная архитектура - барокко плюс стилизация под «русский стиль». Кораллового цвета с серо-голубыми луковками.

ВЛАДЫЧНЫЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ
(ул. Октябрьская, 40)

Стен, у этого монастыря - две. Одна - родная, каменная, толстая, белая. Вторая - пристроенная, и не по-монастырски игривая - густо-розовая, с башенками, воротами, и с пёстрым зигзагообразным (как молния) декором. Это пристройка 19в. и по замыслу она окружала новую, присоединённую к обители территорию. Сразу за воротами можно взять юбки, если кто одет «не по монастырскому уставу».



Слева у ворот находится замечательная палатка «Монастырский хлеб». Выбор очень большой, продается много разного хлеба, как дрожжевого, так и на хмелевой основе, сдоба. Скажу сразу - вкуснее монастырского хлеба и выпечки, чем здесь в Серпухове, во Владычном монастыре, пока не пробовали. Особенно понравился - Заварной пряный (с кориандром, тмином, фенхелем, на хмелевой композиции), Сергеевский (из пшеничной и ржаной обдирной муки), Афонский. Вообще весь хлеб и вся сдобная выпечка - бесподобные. Спасибо всем, кто советовал.









История монастыря
Владычный монастырь стоит на реке Наре. В этом месте у неё берега разной высоты. Один - низкая пойма (раньше здесь шумел густой «хоромный» сосновый бор). Ровно противоположный берег - высокий и крутой, назывался Высокий холм.
Владычный монастырь находится на менее выигрышном по красоте, низком берегу, но, тем не менее, место это - особое.
В 1360 году его выбрал для монастыря митрополит Киевской и Всея Руси Алексий (Елевферий Бяконт), который, если кто знает не шаблонную русскую историю - был русским правителем (7 лет, 1359-68гг.). Московский князь Иван Красный (сын Ивана Калиты) завещал Алексия быть опекуном его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского), и «принять на себя заботы о судьбе династии и Московского княжества».

Место для монастыря было выбрано самим Алексием «по знакам».
Монастырь именовался не Алексиевским, а Владычным потому - что на место сие указала Владычица (Божию Матерь на Руси называли Владычицей Богородицей).

Надо также отметить, что помимо знаков, это место Владычному монастырю выбрали и по другим причинам: Высокий холм и так «держал» пространство над рекой - поэтому нужен был зрительный противовес, другая доминанта, чтобы привлекать глаза, взгляд в сторону «града». Ландшафтное мышление, понимаешь.

И ещё была важная причина возведения обители. Возведение белокаменных храмов не в Москве, а в крохотном, слабо укреплённом городке, окраинном уделе Московского княжества - имело важное значение, поскольку это было место духовной силы, так необходимой русскому народу. Через 20 лет (в 1380) произойдёт Куликовская битва - не просто сражение, а победа, первая русская победа над 200-летним Игом. Это было идейное строительство, сейчас бы сказали - целевое. И именно ради этой высокой цели, предчувствуя её и, готовя её, митрополит Алексий возвёл обитель, одолев немыслимые трудности, даже, несмотря на обладание всеми княжескими полномочиями,

Владычный монастырь - 1-й из четырёх (это Спасо-Андроников, Чудов и Симонов монастыри), основанных митрополитом Алексием.

Через 200 лет, в нач.16в. для монастыря наступил период расцвета, связанного с именем Бориса Годунова. Этот русский царь-«болярин», под которым шатались ножки незаконно занятого престола, предпринял декоративный PR-поход на татарского хана Казы-Гирея. Сначала, как подобает, громогласно раструбил, что идёт «спасать Отечество», вышел из Москвы, дошел до Серпухова, разбил здесь полотняные шатры, в которые прибыло крымское посольство. В шатрах, поели мёду, попили пива, душевно поговорили и полюбовно разошлись в разные стороны. Так царь присовокупил к своему образу характеристику «победитель», массово раздал медали и подарки, и вернулся в Москву.
Владычному монастырю, около которого и стоял «полотняный град», очень повезло - Годунов пожаловал ему значительную сумму, на которую были очень быстро перестроены все здания. Все, что сейчас мы видим в монастыре - каменный Введенский собор, шатровая Георгиевская церковь с трапезной, каменные стены с башнями, надвратной церковью - составляют уникальный ансамбль годуновского времени.
Историки даже выявили интересную деталь - надвратная церковь посвящена Феодоту Ангирскому - «личному» святому Бориса Годунова. Феодот переводится на русский, как имя Богдан - а его получил Годунов при крещении. Теперь это храм в честь Спаса Нерукотворного.



В нач.19в. Владычная обитель стала женской - и тогда начался её полный расцвет. Женщины-монахини тут же занялись делом - века были обновлены и благоукрашены храмы, возведены новые каменные корпуса, гостиницы для паломников, устроен медкорпус с лабораторией и домашней аптекой. При монастыре было обширное хозяйство: огороды, сады, луговые и пахотные земли, лес, скотный двор, пчельник. Во Владычной обители поселилась бывшая фрейлина императрицы Екатерины II, сбежавшая из дворца - святая блаженная Евфросиния (урожденная княжна Вяземская), старица Колюпановская.

При Советской власти во Владычном монастыре - лётное училище, и у обители теперь новое имя - Авиагородок. Потом училище закрыли, а древние кирпичи потихоньку растаскали к себе местные жители «на гаражи и дачи». В 1995 - монастырь ожил. Потихоньку-потихоньку стал восставать из пепла, храмы постепенно реставрировались. Сейчас сёстры возрождают забытый золотошвейный промысел.

Сегодняшний облик монастыря
Владычный монастырь - иссиня белоснежный, много цветов, спокойный, тихий, небольшой, аккуратный, одним словом - женский.



1. Надвратный храм Феодота Анкирского
2. Храм вмч. Георгия Победоносца с трапезной и звонницей
3. Введенский собор и храм святителя Алексия
4. Сень над гробницей преп.Варлаама
5. Святой источник «Неупиваемая чаша»
6. Настоятельский корпус
7. Ледник
8. Монастырские мастерские
9. Музей (бывший Келейный корпус)
10. Служебный корпус (бывшая монастырская школа)
11-12. Северный и Южный служебные корпуса
14. С-З башня, 15. С-В башня, 16. Ю-В башня, 17. Ю-З башня

«Годуновскую архитектуру» узнаешь сразу - это почти всегда пятиглавые храмы, сахарно-белого цвета с тёмно-антрацитовыми маковками, похожими на перевёрнутый котелок; и очень много идеально полукруглых кокошников, ярусов-рядов которых не «много-много» и они не «мелкие-мелкие», а максимум два ряда по несколько таких солидных «срезов яблок» в каждом (архитектурный язык их называет «полуциркульные закомары»). Ещё - это всегда пристройки похожие на терема - массивные, неповоротливые, чисто «боярские», могут быть с несколькими круглыми арками. И всегда - узкие окна-щели.






Впереди, по ходу движения, глаза сразу видят «типичного годуновца» - Введенский собор. У его стен перед входом стоит большой деревянный крест - это место захоронения келейника Варлаама Серпуховского, он так и просил: «чтобы я всегда зрел церковь Пресвятыя Богородицы». Здесь всегда горит неугасимая лампада, верующим раздают масло из неё, а по молитвам преподобного происходят чудеса исцеления.



Около собора, на центральной площадке (на парадном дворе) есть источник в виде мраморного барельефа, на котором изображена Божья Матерь «Неупиваемая чаша» - вода льётся из краника в мраморную раковину. Вода вкусная, но бутылку, подставить невозможно, чтобы набрать, если только небольшую.



Слева - Георгиевская церковь. Маковки - золотые, но уже похожи не на котелки, а на царские «шапки Мономаха». Церковь шатровая, маленькая, очень уютная и спокойная. Она открыта, в неё можно зайти. Сразу по центру находится небольшая знаменитая икона «Неупиваемая Чаша». Сейчас перед нами список (1996). Первая икона была явлена монастырю в 1878, её отыскали среди прочих по настойчивой просьбе одного солдата-пьяницы, которому «видение было». Она была старинного письма, лик Богородицы совершенно как живой, Маленький Иисус стоял перед ней в чаше. Драгоценная икона после 1919 была передана из Владычного монастыря в храм Николы Белого, а потом пропала….






Монахиня слева принимает записочки. Здесь во Владычном монастыре сёстры читают Неусыпаемую Псалтирь, её можно заказать. (Псалтирь обычно и читают только в монастырях, но как показывает опыт заказать эту службу можно почему-то далеко не во всех).

Справа - огороженная ажурной невысокой решёткой-заборчиком приватная монастырская территория, яркие цветники, и, наверное, жилые корпуса, трапезная.






При монастыре действует православная гимназия.



Самое интересное - здесь во Владычном монастыре, сёстры разводят … - павлинов! К сожалению, мы были в прохладный день мая, и павлинов гулять не выпустили. Мы только слышали их гортанные звуки, мягко говоря - далеко не соловьиные, где-то рядом за забором.

На этом фото получился странный эффект. Кажется, будто павлины сидят у моря, хотя на самом деле это обычная белая стена какого-то монастырского домика.









ВЫСОЦКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
(Б.Высоцкий переулок от Калужской ул.)

Вот что интересно - стоит почти напротив Владычного женского, на другом берегу Нары, а характер у него совсем другой - мужской.
Высоцкий монастырь расположен на Высоком холме. Внизу - извилистая река Нара, зелёная пойма, немного виден Серпухов и хорошо видны разномастные краснокирпичные коттеджи и прочая мелкая застройка. Честно? Непродуманность строительного «оформления» берега Нары сводит на нет всю живописность и панораму, мягко говоря, не украшает. Не дружат современные строители с пейзажным мышлением, понимаешь.



А раньше - монастырь стоял в таком лесу, вот такой высоты - вот такой ширины, что про него говорили так: «ещё помнит праотцев наших». По бровке (т.е. по краю холма) приходила дорога на Тулу. По ней шли путники, медленно поднимались в гору на макушку - и раз, перед ними, с вершины холма внезапно открывался потрясающий вид на град Серпухов. Что чувствовали, что делали на этом месте наши предки? - Сходили с коня или останавливались, снимали шапку, крестились, кланялись. Почти в любом городе было такое высокое место, гора, куда приходили путники и здоровались с городом, или наоборот, покидали и прощались с ним, но в любом случае - с таких «макушек» человек получал наиболее яркую, запоминающуюся, сильную «картинку» города и всегда здесь кланялся, в знак благодарности, наверное. Поэтому такие горы, холмы - называли Поклонными.
У стен монастыря рядом с входом есть бетонная смотровая площадка, но я уже писала - глазам, к сожалению, не открывается сказочный вид Серпухова и с коня я бы на этом месте не сошла….
Продолжение здесь.

ЦЕРКОВЬ НИКОЛЫ БЕЛОГО

Ярко-синее 5-главие церковных куполов отлично просматривается от подножия Красной горы.
Церковь Николы Белого известна ещё тем, что в ней находится уникальный образ Богородицы «Поможение родам». Это очень редкая икона, её ещё называют «Помощи женам чада рождати» или «Родовспоможительница». Она располагается слева, на стене, где окна. Богородица находится как бы в контуре яйца и держит младенца Иисуса тоже в контуре яйца. Эта чудотворная икона старая, довольно тёмная.


Продолжение здесь.

КРУЖЕВА СТАРИННЫХ УЛИЦ

У Серпухова много старых улиц с невероятно симпатичными домами.
«Особенно хороши деревянные дома при ярком солнечном освещении. Лучи солнца бросают на их рубленые стены глубокие тени, неожиданно остро оттачивая рисунок филигранной резьбы. Для образа города эти дома значат бесконечно много, никак не меньше, чем его главные памятники. Они - основа его облика, они создают колорит города рубежа 19-20вв….».
«Рассматривая архитектуру каменных домов можно совершить путешествие в прошлое».
Эти дома-старожилы прячутся - стоят либо в глубине, либо под углом к направлению улиц, либо густо принакрылись палисадниками. Но мы - охотники, ищем и находим.





Продолжение здесь.

Рассказ «Серпухов или Павлиный глаз. Поленово. Ока. Бёхово»

Посты по Подмосковью:
Поленово. Ока. Бёхово
В гостях у зубров. Приокско-террасный заповедник
Можайск. Загадки Ново-Никольского собора
Бородино (Московская область, Можайский район)
Мелихово - Аромат Чехова
Жостово или секрет бархатного букета
Федоскино или куда мчится миниатюрная тройка
Гжель - в стране голубых роз и синих птиц
Дулёво или тайна фарфоровых роз
Молочная ферма «Рыжово». А сколько корова даёт молока?
Подмосковные приключения. Водопад «Радужный»
Подмосковье. Страусиная ферма
Экскурсия в теплицы агрокомбината «Московский» (8 км от Москвы)
В Клину родилась «Елочка». Поездка на фабрику ёлочных игрушек

*Подmoskovie, *Под-Солнечные места России (Монастыри), РОССИЯ

Previous post Next post
Up