Раздираемая национальными конфликтами Югославия была постоянной и одной из самых острых тем выпусков новостей в 90-е и даже начале 2000-х. Балканы, вообще, всегда исторически были узлом геополитических проблем мирового масштаба. Так, Первая мировая война началась с убийства 28.06.1914 г. сепаратистами в Сараево наследника престола Австро-Венгерской империи принца Франца Фердинанда.
Однако, последнии годы этот регион перестал быть центральной новостной темой. К счастью как для граждан бывшей Югославии, так и для Европы в целом.
Мне давно хотелось увидеть, как же живут сейчас Сербия, Македония, Хорватия. Ведь даже сравнительно спокойные и национально однородные Франция, Бельгия и Германия в современном мире глобализации и межэтнических конфликтов постоянно взрываются очагами насилия и массовых протестов. Войны не решают проблем, а только создают новые. Поэтому кровавые события конца прошлого века не могли положить конец вековым противоречиям между мусульманами, православными и католиками на этом благодатном, но измученном кусочке Европы - Балканском полуострове.
И я нашел повод отправиться в небольшую поездку по странам бывшей Югославии,
т.к. очередной фестиваль-выступление у сына проходил в Македонии на курортах Охридского озера. Мой двоюродный брат Алексей, еще в большей степени склонный к путешествиям, уже год живет в Праге. И мы решили, что прокатиться несколько тысяч километров на хорошей машине из Чехии до Албании будет интересно обоим.
Когда-то, еще ребенком, я видел карикатуру в газете. Были нарисованы карты Евроазии в 1980 г. и предполагаемая автором картина мира 2010 г. Раздробленная на множество мелких стран Европа становилась со временем единой страной без границ. А СССР превращался в "лоскутное одеяло" из маленьких республик. Тогда мне такая картинка показалась забавной, но не более того. Я, родившийся в СССР, не мог представить, что наши родные в Риге станут иностранцами, а страна, которую я считаю своей Родиной, перестанет существовать. Югославия повторила судьбу рухнувшей империи: за наше короткое путешествие мы прошли чуть больше 3400 км и пересекли границы 7 стран. В итоге симпатичной пограничнице в Праге при моем убытии обратно в Россию пришлось вглядываться в страницы паспорта возле шенгенской визы, чтобы среди сонма свежих штампов отыскать подходящее место для последнего.
Однако, множество границ не создали проблем для путешественников. Очередей для легковых машин на пунктах контроля нет, из машины мы ни разу даже не выходили: подаешь паспорта в окошечко, просто вытянув руку, пара минут и едешь дальше. За всё наше "турне" багажник по просьбе пограничников мы не открывали ни разу.
Белград встретил нас безлюдными темными ночными улицами и зияющими пустыми глазницами зданий в центре города, разбомбленных американцами во время операции по насильственному установлению мира в Югославии в 1999 г. Поразило, что более, чем за 10 лет здание телецентра и другие, находящиеся в центре города, никто даже не пытался начать восстанавливать. Наши девелоперы за ночь незаконно исторические здания легко сносят, а тут разбомбленные махины смотрят на город молча и с выжженными глазами.
Утром Белград выглядел гораздо веселее, как будто не было ночных призраков недавней войны. По городу гуляют туристы, кафе работают и заполнены посетителями.
Устойчивые экономические связи с Россией заметны с первого взгляда. Вся Сербия покрыта сетью фирменных красно-белых заправок
ЛУКОЙЛа, а в престижном центре Белграда, рядом с отелем «HAYATT» стоит внушительная высотка
ГАЗПРОМНЕФТИ.
Сербский язык тоже близок русскому уху, а читать надписи на кириллице- вообще просто. Хотя во многих местах Сербии уже заметны попытки перехода на латиницу, что свидетельствует о поиске своего пути развития: в сторону Европы или все же к братьям-славянам оставаться ближе?
Однако, есть и языковые забавности. Скажем, театр по сербски - «позорище». Штрафная квитанция за парковку (была у нас и такая) - «предрачун».
Дороги в Сербии и Македонии очень приличные. И это несмотря на прошедшую войну, социалистическое прошлое и сравнительную бедность. А в Хорватии мы местами, вообще, разгонялись под 200 на прекрасных прямых и ровных участках автомагистралей. Думаю, что причина такой разницы с нашими дорогами банальна - там столько не воруют на дорожном строительстве.
Македония запомнилась тихой и солнечной страной с характерным южным ритмом жизни. Ненавязчивый сервис в отелях и ресторанах с плохо понимающим по-английски персоналом. Однако, мирные годы берут свое - в страну пришел швейцарский и немецкий капитал, выстраивающий инфраструктуру туризма и отдыха. И машин с номерами этих стран на дорогах больше, чем албанских, македонских и сербских. Даст Бог этой стране еще лет пять покоя - и не узнать уже все там будет.
Во времена Югославии эта республика считалась в основном православной с незначительным количеством мусульман и католиков. Однако, сейчас близость Албании и Косово дает о себе знать. По дороге с севера на юг мы сбились со счета, пытаясь прикинуть количество новых мечетей. При этом православных храмов немного и все они построены десятки, если не сотни лет назад.
Однозначно, что денег у небогатой страны на такое развитие ислама нет и быть не может. Значит, этот капитал приходит извне. От тех, кто хочет реализовывать на территории Македонии свои геополитические цели. Это может быть Турция, стремящаяся в Европу. А может быть и США, финансирующее Албанию и Косово, чтобы часть этих средств перетекала в соседнюю Македонию. Православные македонцы симпатизируют в большей степени России и Болгарии. Поэтому исламизация региона позволяет укрепить положения американцев там, а также легитимизировать отрезанный у Сербии Косово.
Пропасть между мусульманами и православными мы увидели в столице страны - г. Скопье. Река не только разделяет столицу на две части, но и делит население на две совершенно разных группы. Проезжая через город сначала видишь православные районы, затем - мусульманские и, наконец, после еще одного моста - вновь православные. Мусульманские районы страшны. Даже не хочется покидать машину: трущобы, разрушенные здания с обвалившейся крышей, грязные худые ослы, бродящие по улицам. На светофоре нашу машину облепили местные мальчишки, которые целовали боковое зеркало, прося денег. Не получив желаемое, один из них вытащил пистолет (пока, к счастью, игрушечный) и начал стучать им в стекло. И в его глазах светилась злоба и ненависть к нам. Легко представить себе, кто вырастет из него лет через десять в этом бедном и унылом районе столицы.
Заречная, православная часть радует глаз зеленью парков, велосипедистами, неспешно едущими по своим делам, и даже работающей канатной дорогой, с помощью которой можно подняться на вершину горы, где установлен гигантский православный крест. Продолжение - в следующем посте.
Небольшой фотоотчет об этой поездке
здесь.