Jan 16, 2015 14:07
Когда человек в Боге пребывает по-настоящему, то он в каком-то плане вне времени, ведь для него будущее уже совершилось и уже ему известно (пусть отчасти, ведь он таки не Христос; полное всеведение свойственно Христу Богу). Конечно, мы можем только догадываться об этом состоянии лишь по слабым его отблескам, но все-таки он не совсем нам неведомо. Так вот, если судить по этом отблескам, истинное назначение разума - это именно ведение грядущего. И впав в грех, человек стал неразумным - он потерял ведение грядущего. Он отчасти компенсирует это неведение будущего своими догадками, расчётами, предвидением - и потому всё-таки может считаться разумным существом. Но по большому счету настоящего Разума он лишен, потому что самая суть, эссенция Разума (в его отношении к тварному) - ни что иное как ведение будущего.
А почему человек во грехе лишен ведения грядущего? потому что теряется самосогласованность решения. Ведая будущее, человек ведает в первую очередь, конечно, самое важное - своё личное будущее, то есть, в частности, он знает, что ему предстоит сделать. Это и есть "ведение Божественной воли". Но суть-то греха в том, что человек может взять и поступить по-другому - не так, как ему открыто Богом. И тогда данное ему ведение будущего вдруг окажется ложным. Нет самосогласованности. Вот поэтому-то Бог и не дает грешному человеку ведения будущего, пока в человеке не будет твердой решимости во всем всегда действовать по замыслу Бога. Это очень простая, математически точная идея - но она очень многое проясняет в религиозном плане.