Jun 27, 2024 08:58
> Чем отличается исповедь в храме от исповеди вне храма, и для чего священник играет роль свидетеля в этом процессе?
Когда Ты прощаешь грех, Ты берёшь на Себя Самого ответственность за совершённый нами выбор, и с этого времени тот (ошибочный) выбор как будто совершён согласно с Твоей волей. То есть, он перестаёт быть Твоим попущением, но становится Твоим благоволением и частью мистерии Твоего Креста. Страдая на Кресте, Ты простил Своих распинателей, так как Тебе было угодно пострадать, умереть за наши грехи и сойти в ад, разрушив ложное царство духов злобы и господство сатаны.
Не только грех распинавших Тебя, но и всякий грех, который Ты простил или намерен простить - стал звеном в цепочке причин Твоей страшной смерти, а целью всей этой мистерии в целом было установление Твоего собственного Царства. И поскольку Тебе угодно было взойти на Твой Престол именно таким образом, Ты установил таинство, в ходе которого человеческие проступки, совершённые Твоим попущением, становятся частью Твоего замысла, так что в итоге уже ничто в Твоём Царстве не является Твоим попущением, но всё совершившееся - часть Твоего совершенного и непорочного действия.
Предварительным условием прощения греха на исповеди является покаяние во грехе, то есть твёрдое намерение согрешившего не грешить, но всегда и во всём действовать разумно: предварительно согласовывать свои действия с Тобой, ничего не делая без учёта всех последствий этого дела - что невозможно без Твоего содействия, так как только Тебе одному известно будущее на всю вечность вперёд. Признаком совершившегося покаяния является оставление греха: то есть, человек более не повторяет данную ошибку, не действует без Твоего благословения.
Нередко бывает, что после исповеди человек снова совершает ту же ошибку. Это признак того, что покаяние ещё не совершилось: грехи имеют свою внутреннюю логику, и чтобы совершенно покаяться в одном грехе, нужно покаяться и в том грехе, который стал его причиной, и так далее, доходя до самых корней, до самой первопричины греха, до гордыни, которая заставляет нас принимать решения, не заручившись Твоим благословением. Таким образом, настоящее покаяние, полное очищение от греха, становится очень масштабной задачей, совершение которой требует порой целой жизни, а порой не хватает и жизни.
Потому Тебе угодно было облегчить наш путь ко спасению, прощая некоторые наши грехи даже прежде полного завершения процесса покаяния, то есть пересмотра всего нашего способа мышления (внутреннего дискурса) в целом. Если мы просим у Тебя прощения за конкретную совершённую нами ошибку, Ты можешь нас простить немедленно, хотя и предвидишь, что мы ещё не совершили настоящего покаяния. Беря на Себя бремя последствий некоторых совершённым нами грехов, Ты облегчаешь наш путь к совершенному покаянию. Внешним знаком такого прощения и является разрешительная молитва священника на исповеди: священник свидетельствует о прощении. В храме это совершается или не в храме - неважно. Важно лишь, чтобы это совершил священник настоящей Церкви.
Ты можешь простить человека и без исповеди, однако до тех пор, пока мы не прошли путь покаяния, откуда нам знать, что прощение уже совершилось? Ведь до тех пор, пока ум человека не очищен покаянием, мы остаёмся во власти греха, по Твоему слову: идущий во тьме не знает, куда идёт. Смысл исповеди в том, чтобы во тьме греха воссиял свет Твоего будущего совершенного прощения, и тьма не объяла его. Даже когда мы заново впадаем в такие же грехи, мы можем быть уверены, что по крайней мере тот исповеданный грех нам прощён. Вот для того, чтобы даровать нам эту уверенность, Ты и установил в Церкви таинство исповеди.
Таинство исповеди может быть необязательным для тех, кто совершенно покаялся во грехе, то есть полностью переменил свой ум и более ничего не делает без Твоего благословения. Святые люди лично общаются с Тобой, Первосвященником, и Ты Сам извещаешь их, что их грех был прощён, и лично открываешь им во всяком деле, что нужно и что не нужно делать. Однако тот, кто ещё не достиг такой степени покаяния, нуждается в исповеди подобно тому как хромой нуждается в костыле или другой подпорке, чтобы продолжать идти вперёд, к совершенному покаянию. Пренебрежение исповедью делает путь покаяния ещё более трудным, а итог пути сомнительным.
религия