Оригинал 1. Выстрелы в дальнем переулке стихли. Затем мимо высокого бетонного забора промчался какой-то дребезжащий военный механизм. Снова выстрелы, несколько вскриков - и всё.
Нина дочитала до конца страницы: "Я ведь прекрасно знаю, что ничего делать не хочу: что-нибудь делать - значит создавать существование, а его и без того слишком много" и захлопнула французскую книжку, которую сунул ей пожилой охранник из местных. Тошнота, ну и название. Она подошла к затянутому москитной сеткой окну. Только влажная духота, ни глотка прохлады. Если бы Нина не была набожной католичкой, она бы выругалась сейчас, сказав что-то типа "Драная Кампучия!". Но она так говорить не стала, а только вздохнула.
- Тук-тук! - Дверь вежливо приоткрылась, в комнату вошла Марина.
- Ну что он, все так же? - спросила Нина. Марина кивнула:
- А ты разве не слышишь?
Нина прислушалась. Из дальней комнаты доносилось надсадное мужское уханье, время от времени - глухие удары об стену.
- Что ж они так долго за ним едут-то? До посольства - всего десять минут на бэтээре, - риторически удивилась Нина, согнала со стола ленивую ящерицу, налила Марине холодной кипяченой воды.
- Видимо, не слишком-то он им и нужен, - невесело усмехнулась Марина.
- Жалко мужика...
- Да ну... Что его жалеть? Он противный какой-то. И слабаком оказался. Надо же - с ума он сошел, видите-ли! Мы, бабы, тут под пулями по городу ходим - и ничего, а он с ума сходит. Перенепаряжение у него, ха-ха. Вот прошлого кэгэбэшника ты не видела - он был хороший мужик. Лишнего никогда не стучал. Если что - мог и предупредить, ну ты понимаешь....
Нина кивнула. С потолка на стол шлепнулась ящерица - на замену прошлой своей товарке. Нина не стала её сгонять. Одуревшая от падения ящерка посидела, тупо глядя на кувшин с водой, а затем нехотя поковыляла к краю стола.
2. "Тошноту" Сартра я пролистал в детстве, читать не стал. Прочитал в университете, когда экзистенциалистов проходили. Камю - вот здоровый экзистенциалист. А Сартр - больной какой-то. О его политических художествах я тогда ничего не знал, поэтому просто потерял к его персоне интерес, а прочитанные его книги - выгрузил из головы.
Потом, так уж получилось, наслушался довольно много о Кампучии времен гражданской войны. Рассказывала моя тогдашняя тёща. В советское время она работала там преподавателем, чтобы заработать на квартиру.
- А вы там в лес ходили? - наивно спросил я. - Как там природа, вам понравилась?
- Местные говорят - городской человек в лесу проживет не больше четырех часов. Он или наступит на что-нибудь не то, или на него сверху какая-нибудь дрянь шмякнется - и привет. Не для прогулок там лес.
Я немного задумался, потом спрашиваю:
- Так ведь всех жителей Пномпеня при Пол Поте выгнали в джунгли! Они же там помереть были должны...
- Так они и померли, - ответила тёща. - Не все конечно, но половина примерно. Пол Пот же и сейчас говорит в интервью: я никого не убивал, они все сами поумирали. "Горожане плохо приспособлены к природной жизни".
В Пномпене из двух миллионов населения осталось двадцать тысяч. Практически все люди с высшим образованием погибли. Советские и вьетнамские специалисты помогали с нуля воссоздать техносферу, медицину, сельское хозяйство...
......
В "Тошноте" один из героев намеревался прочитать очень много книг - и поехать на Дальний Восток, заняться деятельностью. Теперь примерно понятно, какой именно. До сих пор спорят - был Сартр лично знаком с Пол Потом, учил ли его. Известно точно, что он тесно общался с его ближайшими соратниками. И уж точно Пол Пот находился под сартровским влиянием.
Официальная биография Пол Пота гласит, что родился он в простой крестьянской семье. Ну-ну. Его родная сестра была наложницей короля. Двоюродная - тоже. Очень простая семья. Сначала он получал буддистское образование, затем католическое. Потом уехал учиться во Францию, в Парижский университет. Ну ясно же, что семья - простая, как три рубля.
Во Франции он тусовался с сартровскими левыми, вступил в Компартию - и вернулся в Камбоджу, "бороться против колониализма". Ну, а чем же еще заняться простому крестьянину? Пол Пот - это псевдоним, сокращение от "Политика Потенциальная".
Ученик Сартра поубивал миллионы, превратил в руины свою небогатую страну. Извинился ли Сартр перед народом Камбоджи? Нет, конечно же. Хотел написать про Сартра подробное, обстоятельное эссе. Но... Что-то тошнота охватывает.
3. В коридоре - громкий стук армейских ботинок.
- Спецгруппа приехала! - говорит Марина и с любопытством приоткрывает дверь. Нина тоже подходит к дверному проему. Парни в камуфляже вскрывают дверь, выволакивают из комнаты мычащего кэгэбэшника. Берут под руки, тащут к выходу. Где-то вдали - треск автоматных очередей.
По лицу кэгэбэшника текут слюни, он начинает ритмично ухать:
- Ух, ух, ух!
Марина закрывает дверь, говорит:
- Слушай, давай-ка выпьем чего-нибудь... Пиво есть?
- Вьетнамское.
Марина лезет в холодильник за пивом, Нина грустно спрашивает:
- И куда его теперь?
- Как это куда? - хихикает Марина. - В солнечный Новосибирск, на родные березки смотреть. Исцеляться.
Они помолчали, Марина выпила несколько глотков, подошла к окну.
- Эх, прохлады бы! Как здесь все влажно, жарко, липко! Если честно - тошнит от этого.
- Знаешь, я вот думаю: эти улыбчивые парни, что продают на рынке футболки и джинсы - они ведь все в недавнем прошлом убийцы. Все они работали на Пол Пота. Как у них в голове это умещается?
- Нина, ну такова жизнь. Что им теперь, повеситься? Или с ума сойти, как наш... хм... товарищ по партии?
С потолка на стол падает новая ящерица.
4. Сартр и Пол Пот скончались в разные годы, но в один и тот же день, 15 апреля.
Сартр умер обласканным славой миллионером, властителем дум. Пол Пот - затравленным в джунглях обезумевшим зверем. Сейчас около тридцати процентов камбоджийцев считает Пол Пота величайшим национальным героем. Почему это так - объясню как-нибудь позже.
Женщины из Новосибирска обучали кампучийцев русскому языку, затем другие преподаватели учили их различным специальностям.
А что делал там кэгэбэшник? А он следил, чтобы эти новосибирские женщины не вступили в контакт с американскими шпионами. Через преподавателя-осведомителя собирал на женщин компромат: кто какой анекдот рассказал, ну и прочие полезные для советского государства вещи.
Отчего он сошел с ума? "Чужая душа - потемки".
5. Марина захмелела:
- А пойдем на улицу!
- Так ведь нас охрана не выпустит, - возразила трезвая Нина.
Марина поникла, вздохнула:
- Да, не выпустит. Драная Кампучия!
Совсем рядом, за стеной, раздался треск одиночного выстрела. И, словно в насмешку над этим выстрелом, небо озарилось вдруг огромным китайским фейерверком. Гроздья разноцветных огней рассыпались на отдельные искры и медленно растаяли в жарком и влажном воздухе Пномпеня.
---------------------------
См. также
Другие тексты Бориса Мышлявцева