"Давненько не брал я в руки шашку" Под влиянием шедеврального русского сериала Большая секунда я снова взялся писать беллетристику. Новая вещь мне мыслится как гипертекст, состоящий из рассказов, взаимно ссылающихся друг на друга как на сиквелы, приквелы, вбоквелы и проч.
Здесь я буду собирать оглавление к этому гипертексту, название которому пока не придумалось. Условно назову его пока просто "Лиза", по имени главной героини:
> Дочитала. Лиза - святейшей души человек!!! Приходит она к мужчине - психоаналитику, а тот ей и говорит, помнишь все свои муки, травмы, комплексы, эротические игры с тобой-младенцем отца, нелюбовь к тебе матери, постоянные скандалы дома в твоем детстве, которые рвали мукой твою детскую душу, уход Антона и твои бессонные ночи и страдания, твои болезни, страхи, надежды... Это я их выдумал и написал! Зачем? Да просто так! И тебя выдумал. И ничего, что страдала ты в своем мире по-настоящему, в моем мире - это просто творчество, потому что я всемогущ, я всемогущий в твоём мире автор, хочу так тебя и твою жизнь выдумаю, хочу - по-другому! Хочу с кашей съем, хочу с маслом спахтаю.
"Какое чудо, спасибо Вам огромное! Мне так неловко, мне просто ужасно стыдно, что я такая вот плохая, такая нехорошая у Вас получилась, меня поэтому мучает совесть... Конечно, пишите, что хотите, но можно про меня хотя бы рассказ этот никому не показывать? ", - сложив ладони и краснея, умильно и смущенно пролепетала Лиза...
Святая душа 🤣
Ну, что же. Именно так и выглядит работа писателя. Я отличаюсь лишь тем, что не пытаюсь это скрыть.
> Да я не против :) убивайте, пытайте, на то и писательство. Всемогущество автора вещь такая, да. Но зачем тогда к ним идти, к своим героям? Смысл-то в чем? Но меня собственно реакция Лизы поразила :))) реально, блаженный человек :)
О плохом человеке я писать бы не стал. Плохие люди - СКУЧНЫ.
> Понятно :) но вот я не хороший в этом смысле персонаж, если б меня звали Лизой. Спросила бы Автора - зачем тебе нужно было все это со мной делать? Если все зависело только от тебя, от твоего произвола, то - с какой целью ты сейчас пришёл мне это сказать?
Очень хороший вопрос! Жаль, что Лиза - не Вы. Может, мне вложить в её уста эти слова? Но наверное, чтобы она решилась задать такой вопрос, её придётся загнать в угол. А мне её жалко... Дело в том, что вся эти история с Лизой мне и нужна для того, чтобы внимательно изучить художественными средствами вопрос об отношениях автора и героя. Почему меня волнует эта тема? Потому что это - вопрос о моих личных отношениях со Христом. То есть, о самом Главном.
> Основу рассказа конечно вижу прекрасно. Просто ставлю себя на место неискушенного читателя.
Мне неинтересен неискушённый читатель. Я не стремлюсь к широкой известности. Мои тексты предназначены для русской духовной элиты. А к плохим героям просто не хочется являться. О чём с ними говорить?
> Так кто их придумал-то? 🤣
Я и придумал. Но я не виноват в их косяках. Они сами решают, как им поступать, я никому злые поступки не навязываю.
> Как это? 😳 Вот это поворот!
Человек становится плохим оттого, что не пользуется помощью Бога. По немощи естества, не скомпенсированной действием Благодати. А действие Благодати не зависит от моей воли. Так что если кто стал плохим - это тайна его отношений с Богом Истины.
Вы поставили правильные вопросы. У меня есть ответы на них. Я об этом размышляю уже 30 лет - с тех пор как пришёл в Церковь.
Я ведь был писателем ещё до обращения к вере. Потом завязал на десять лет. Потом опять начал понемножку писать, уже НОВОЕ.
И все эти годы я думал об отношениях героя и автора - и о своих отношениях со Христом.
> Зачем являться своим героям? Чтобы привести их к бытию в нашем мире? Но это тебе неподвластно. Тогда зачем? Чтобы просто рассказать им о твоём всемогуществе в их мире? В общем, конечно, тебе решать :)
Как зачем? Конечно же, чтобы рассказать им о настоящем Боге.
> Который действует через Автора в их мире, где Автор и есть бог?
Автор - маленький бог. Он сам целиком во власти Бога Вседержителя. Я не могу написать ничего кроме того, что Он мне велит или хотя бы просто попустит. Его власть надо мной такова, что и мои герои - полностью в Его власти. Он в большей степени их Бог, чем я. Я - маленькая сошка.
> В смысле власть пытать, убивать?
Да что угодно. Я во власти Христа в большей мере, чем мои герои - в моей власти.
Я вижу новую эпоху искусства. Вслед за попыткой произвольного богостроительства модерна, дезориентированной деконструкцией постмодерна и ориентированного осциллирующего поиска метамодерна. Пока не понимаю как она называется, что-то про сквозной замысел. Обнаружение замысла и указание на замысел. Скедиолизм (от σχέδιο - замысел)?
Первый раз я его заметил в Rick and Morty S04E06 когда герои молились Христу, чтобы вырваться из мира выдумки в мир "автора". И как бы это выглядит как деконструкция, но получается это сквозная история работающая внутри любой другой истории. Проповедь мимо любых блоков ума. И у Питерсона в Картах Смыслов - он примерно про это, хотя выходит из совершенно рациональных оснований, из феноменологии и нейропсихологии, но приходит к тому как должна выглядеть самая значимая и универсальная история в мире и это именно история Христа. И вот у вас.
Да-да. Вы правильно чувствуете. Я тоже это чувствую, и уже давно, с начала 80-х. А первым это движение заметил и осознал великий Бахтин сразу после катастрофы 1917, в своих работах 20-х годов об отношениях автора и героя. Спустя сто лет после Бахтина и я попытался осмыслить, куда мы идём: Начала русской философии