Гаити - самая бедная страна Западного полушария. А почему? А причем здесь черный шаманизм? Как формировалась гаитянская идеология и "религия вуду"? И почему Франция сидит тихонько в уголке и хихикает?
Вот про это можно написать. Или лучше про Якутию? Как считают уважаемые читатели? ... По итогам небольшого опроса я понял, что надо писать и про Гаити, и про Якутию. И, как человек весьма ленивый, решил две этих темы совместить.
А почему нет? Давайте сравним типичную колонию Французской империи и Российской. Посмотрим на разницу в подходах к колонизации - и на разницу в религиозных верованиях гаитян и якутов - и к чему в итоге привела эта разница.
В 20 веке Гаити руководили блестяще образованные люди: доктор медицины, антрополог... Господин Суббота.
В Якутии руководили "серые чиновники".
А чо результат такой разный? Щас и обсудим.
Поехали.
Вынужден признать: на Гаити я не был. И никто из моих знакомых не был - и не хочет. Гаити я изучал по книгам.
С якутами я взаимодействовал много, в разных регионах и в разных ситуациях.
В Эвенкии якуты это просто постоянный фон, их там пожалуй больше, чем эвенков.
В Новосибирске их не мало. С якутками пил пиво дома на метро Студенческой. На выборах бригадиры якуты работали. Николай Алексеев, якутский исследователь шаманизма, был одним из моих учителей, с ним я ездил в этнографические экспедиции.
Однажды в Туве мы с одним бандитом ехали сквозь снежную пустыню и метель между Ак-Довураком и Чаданом. Увидели перевернутый джип на обочине - а рядом с ним с удивлением обнаружили пьяного якута. Забрали его, отвезли в Кызыл.
Ну и так далее.
Остров Гаити (Эспаньола) был открыт Колумбом и сначала был испанской колонией.
Сейчас остров разделен на 2 части. Восточную половину занимает Доминикана - популярное место отдыха, спокойная и для Латинской Америки небедная страна.
А на западе - нищая помойка, собственно Гаити. Недавно там в собственном доме убили президента страны: то ли бандиты, то ли американская ЧВК.
Несколько лет назад на Гаити было 7-бальное землетрясение: огромные разрушения, столица в руинах, десятки тысяч погибших, гуманитарная катастрофа.
А в Доминикане, что на этом же острове, никаких особых жертв и разрушений не было.
Что такое 7-бальное землетрясение я знаю по себе. В Кызыле лет десять назад было такое. Ощущения весьма неприятные, стены ходуном ходят, ты бежишь в детский садик забирать ребенка - детей организованно вывели во дворик...
(У меня с тех пор появилась сейсмочувствительность. Даже сам удивлен, но чувствую самые незначительные толчки. В Находке я разговариваю с заказчиком, чувствую - землетрясение небольшое. Говорю ему, а он: да у нас тут не бывает землетрясений. Захожу в инет и вижу: "в Находке сила толчков ощущалась как 2 балла")
В общем, при 7-бальном землетрясении на Гаити все в труху. А в Кызыле при таком же не был разрушен НИ ОДИН дом. И советские девятиэтажки, и новостройки - все перенесли толчки нормально.
Так почему же на Гаити все так плохо?
Для занятых читателей дам спойлер: Гаити издавна была французской колонией/зоной влияния. В какой-то момент из процветающей колонии французы решили создать нищую помойку, в назидание другим и... для повышения собственных прибылей.
Так что Кампучийские забавы французов с полным уничтожением всех образованных людей и "пособников колонизаторов" были всего лишь отточенным до блеска ремейком гаитянской трагедии.
А чем была Гаити для Франции? На момент Французской революции колония Сан-Доминго давала около 30% всех колониальных прибылей Франции.
Ого!
Но как же западная часть острова стала французской? А очень просто. Ее захватили французские "пираты" и создали там знаменитую Тортугу для грабежа испанских судов и для террора испанских землевладельцев.
Забавно, но пираты были очень хозяйственными. Вытесняя испанцев они на месте их плантаций основывали свои: табак, сахарный тростник и другие сельхозкультуры. На плантации массово завозили рабов.
Затем хозяйственные пираты попросили французского короля взять их под защиту. Он и взял, жалко талантливых предпринимателей и фермеров. Надо защитить от испанцев!
В 1697 году Испания признала западную часть острова французской.
Французская часть постепенно стала богаче испанской. Процветание длилось до самой Французской революции. Рабы, конечно, не слишком процветали. Но помимо белых колонизаторов возникла значительная прослойка мулатов, среди которых было немало образованных людей и богачей.
Откуда брались эти цветные богачи? Рабыня рожает от богатого француза детей, тот дает им образование, стартовый капитал. Французы ведь не звери - и вовсе даже не расисты.
Они рационалисты.
А что в это же время происходило в знойной Якутии?
"Сентября в 25 день по государеву указу поставил я, Петрушка, с служивыми людьми на Лене реке острог для государева величества в дальней украине и для ясачного сбору, а преж того на Лене реке и в Якуцкой земле государева острога не бывало нигде, а поставил государев новый острожек я, Петрушка, против якуцкого князца Мымакова улуса и меж иными многими улусами среди всей земли." (Петр Бекетов, 1632).
В Западной Сибири пушного зверя стало меньше. А это - 20% бюджета России. Надо двигаться дальше на Восток, в "китайскую зону" таежных князцов (граница русской (бывшей иранской) и китайской зоны контроля князцов проходила по Енисею. Но надо понимать, что реального контроля над якутскими тойонами у китайцев или маньчжур или монголов никогда не было. Была просто торговля через таежных родственников маньчжур - эвенков.
Якутия к моменту прихода русских представляла собой очень необычную территорию. Империю без императора. Якуты - это сильно монголизированные тюрки Байкала, которые из под власти монголов сбежали на север. Развитый средневековый народ сразу начал доминировать над малочисленными аборигенами вроде юкагиров, растворять их в себе и постепенно продвигаться все дальше на север.
Якуты говорят: "Если бы не русские - то это мы завоевали бы Аляску".
Тувинцы, кто в теме, говорят: "Якуты - это примерно тувинцы, смешавшиеся с чукчами".
При этом якуты сосуществовали на этой территории с родней правивших Китаем чжуржэней/маньчжуров.
Бекетов привел в русское подданство 33 якутских князца (нойона).
Якутия для русских стала базой для освоения Приамурья, Камчатки, Чукотки и, позднее - Аляски. Именно якуты стали для русских главным народом-спутником в освоении Северо-Восточной Азии и Америки.
Якутские князцы-нойоны были существенно круче любых других таежных правителей. Если у мансийского князца численность ясачных мужчин составляла около 200 человек, то у якутского счет ясачных мог исчисляться тысячами.
Якуты на востоке Сибири выполняли "функцию русских". У них была своя металлургия, технологии строительства, коневодство и т.п. Занесенный на Север осколок тюрко-монгольского мира.
Присоединение Якутии длилось не один десяток лет. Периодически происходили восстания: нойоны привыкли жить свободно, никому не платя налогов и продавая меха в Китай. А тут пришли русские...
Подчиненных нойонов заставляли произнести довольно суровую шерть, клятву верности:
"Шертеуют-де те князцы по своей вере сами - палмою рассечёт собаку на полы и раскинет её надвое, а сам идет в тот промежек и землю в те поры в рот мечет, а говорит с толмачем на том шертовании, будет-де он не учнёт государю служить и ясаку платить, и его-де та палма рассекёт так же, что ту собаку рассекёт...".
Почему якутов не геноцидили? Потому что русскому правительству нужны были добытчики мехов, главного экспортного товара.
Якутов поэтапно крестили, массово, в качестве знака лояльности. Поэтому у большинства якутов однотипные русские фамилии: Николаев, Алексеев.
Якуты крестились и весьма охотно начали посещать открывавшиеся церковные школы. Якутские богачи на свои деньги строили русские школы: "мы должны взять от захватчиков их технологии успеха".
Крестились - но продолжили оставаться шаманистами.
А давайте глянем, в чем принципиальные отличия шаманизма якутского и гаитянского?
Базовые принципы якутского шаманизма -- общие для Центральной Азии.
Главная ценность - это поддержание Гармонии. Мир устроен правильно, всем всего хватает. Проблемы возникают от того, что кто-то либо концентрирует у себя ресурсы, превышающие его статусные права, либо безмерно обогащается на эксплуатации Природы. В идеале задача шамана - способствовать восстановлению утраченной Гармонии, налаживать механизм.
Гаитянская вера, напротив, говорит:
- В мире всем всего не хватает. В мире царит Зло. Пожертвовав свою душу Злу ты можешь стать успешным и богатым.
Гаитянский шаман помогает своим клиентам войти в контакт со злыми духами. Про кукол вуду и зомби все знают - ну и т.п.
"Зажги на свежей могиле свечу и отдай свой мозг на растерзание демонам, так и разбогатеешь".
На эти базовые концепты у якутов наложено Православие. У гаитян - Католичество.
[Гаитянское землетрясение, примечание.]Некоторые комментаторы не могут поверить, что землетрясение на Гаити 2010 года и землетрясение в Туве 2012 были абсолютно одинаковы по мощности: магнитуда 7 баллов.
Тувинское было мощнее (магнитуда 8,5 в эпицентре), но до самого Кызыла дошло 7 баллов. Немного больше, чем до гаитянской столицы.
Люди не могут поверить, что одинаковый масштаб природного катаклизма мог привести к столь разным последствиям: 211 тыс погибших на Гаити и НОЛЬ погибших в Туве.
В Кызыле не разрушилось НИ ОДНО здание. А столица Гаити превратилась в груду развалин.
Ущерб на Гаити составил 5,6 млрд евро. В Туве - 2,6 млрд руб (некоторые здания получили небольшие повреждения, трещины и т.п.). Единственное здание, которое было признано негодным - старое здание 14-й школы (оно не разрушилось, видимых повреждений не было, но комиссия решила его снести).
Один комментатор даже написал мне, что "у вас наверное было 4 балла, а не 7". Уверяю комментатора, что любой живущий в сейсмозоне прекрасно отличит 2 балла от 4, а 4 от 7, т.к. различия тут принципиальные. Не спутаешь. В Кызыле каждый год происходит несколько землетрясений низкой интенсивности (1,5 - 2 балла).
Впрочем, все данные по Гаитянскому землятресению 2010 и по Тувинскому 2012 есть в открытом доступе.
Люди не могут поверить, что одинаковый масштаб катастррфы мог привести к столь различным последствиям.
Между тем, в этом и суть. Людей на Гаити убила вовсе не стихия. Их убила ГАИТЯНСКАЯ КУЛЬТУРА.
Если же совсем просто: гаитянская культура породила такую форму государства-помойки, которое, в частности, не обращает никакого внимания на строительные нормативы.
Как бы мы ни ругали РФ или тувинские власти, можно констатировать: в РФ государство есть, а нормативы строительства в сейсмоопасных зонах в РФ соблюдаются. В том числе - в Туве.
А на Гаити нормативов просто НЕТ. И вовсе не только в сфере строительства.
На Гаити вудуизм стал государственной религией и основой местной идеологии. О его особенностях поговорим чуть позже.
А в Якутии? А в Якутии местный шаманизм (тенгрианство) также является государственной религией. Высшие божества якутского пантеона - Айыы.
Вики: "Символы Айыы (например Аал луук мас) являются обязательными для изображения на празднике Ысыах и регламентируются соответствующими постановлениями правительства Республики Саха (Якутия).".
Государственная религия якутов создана на базе традиционных верований, котороые в свою очередь восходят к традиционным для тюркского и монгольского мира, с небольшими вкраплениями растворенных в якутских верованиях верований аборигенов Севера.
Как я уже упомянал выше, упрощенно можно сказать, что базовой ценностью этих верований является Гармония, поддержание Порядка.
Совсем иную картину мы видим в вудуизме. Для понимания вудуизма как государственной идеологии Гаити нам придется взглянуть внимательно на фигуру блестяще образованного талантливого самоотверженного врача господина Дювалье, больше известного, как диктатор папа Док.
Не многие знают, что папа Док до начала своей политической карьеры был не только врачом, но и вполне маститым антропологом и этнографом. Множество классических научных работ, посвященных традиционной культуре гаитян справедливо прославили доктора Дювалье в аксдемических кругах.
А что именно он изучал? И зачем?
Доктора Дювалье справедливо можно назвать одним из самых талантливых политтехнологов 20 века.
Доктор Дювалье как антрополог изучал религию вуду. Результаты исследований публиковались как в академических журналах, так и в изданиях гаитянских "деревенщиков".
Надо понимать, что основным нервом политической жизни Гаити после тотального убийства белых в ходе "революции" 1791- 1804 была борьба мулатов и "чистых негроидов". Если совсем упростить, мулаты стремились "стать французами", а всю систему оставить "как при дедушке", т.е. французском короле: плантационное рабство/крепостничество. Черные стремились отправить мулатов вслед за белыми - на тот свет.
После долгих конвульсий Гаити снова попала в полную зависимость от Франции, США и прочих более мелких акционеров. Страна обязалась выплатить белым колонизаторам компенсации за понесенный в ходе революции ущерб. Фантастическая сумма в миллиарды франков.
Зависимость Гаити от колонизаторов стала не менее жесткой.
Черные хотели занять место мулатов. А мулаты хотели уменьшения колониальной эксплуатации страны, чтоб им самим больше доставалось.
Дювалье был из черных. Его детство и молодость пришлись на самый счастливый период гаитянской истории: время прямой оккупации США Гаити.
В стране была создана система всеобщего образования, медицины, создана современная инфраструктура.
Но в 1934 году американцы "ушли", период роста закончился.
Относительная доступность образования привела к появлению "образованных черных почвенников". Деревенщиков, оплакивающих утраченные традиции гаитянского народа. Дювалье стал одним из значимых голосов этих деревенщиков. Он не только изучал гаитянскую культуру, но и своими научно-публицистическими работами СОЗДАВАЛ ее, кодифицировал в том виде, который был близок его душе (и интересам).
Постойте. Но чем является религия вуду официально?
Официально это - РАЗНОВИДНОСТЬ КАТОЛИЦИЗМА. Религия вуду была признана таковой в 1860 году эдиктом папы Пия IX.
Рассмотрим очень кратко суть вудуизма.
Есть высшее божество Бондьё, от французского Добрый Бог. Он сотворил мир и устранился от него. Бог ушел из мира, кто же остался им править?
Остались Лоа. Примечательно, что их название происходит от французского слова "закон". То есть Лоа и формируют законы, по которым живет мир. Для процветания человеку нужно постоянно взаимодействовать с Лоа, в том числе - принося кровавые жертвы (жертвование животных одобрено католической церковью).
Посредником между Лоа и людьми является Папа Легба (мутировавший св. Петр). Именно с ним устанавливает первичный контакт гаитянский шаман.
Чуть ниже в иерархии - Барон Суббота. Именно с ним чаще всего и взаимодействуют верующие вудуисты. Он - хозяин смерти и рождений. Очень любит табак и ром, носит нарядную одежду гробовщика. Помогают ему тонтон-макуты ("дядя-бабай" примерно), верные Барону мертвецы.
Еще в бытность свою министром здравоохранения доктор Дювалье продвигал очень интересную для политика идею: именно он, Дювалье, и является воплощением Барона Субботы.
Глубокое знание реальных верований помогало ему успешно формировать нужный образ.
Особый акцент делался на работе в бедных районах и сельской местности.
Отметим мимоходом, что Барон Суббота считается покровителем бандитов и убийц.
Таков центральный персонаж вудуизма, наиболее близкий к миру людей...
Читатель, наверное, замечает: что-то мало про Якутию.
Мало. Потому что паталогия всегда интереснее и поучительнее нормы. Почему Якутию я отношу к норме? Потому что в целом система ценностей якутов, основаная на Гармонии и "правильной жизни в соответствие со статусом" типична для Восточной Азии. Якутское сочетание христианства и шаманизма также вполне типично. См., например, Южную Корею.
Т.е., по моему мнению, даже если некто попытался бы навязать якутам какую-нибудь бредовую систему ценностей - вряд ли затея удалась бы.
Тут опять можно вспомнить Корею, только теперь уже Северную. Внешне культ Ким Чен Ына вполне схож с гаитянским культом Папы Дока. Коммунистическая идеология и система хозяйствования привели КНДР к довольно плачевным результатам. Но. Вы сравните фото Пхеньяна и Порт-о-Прэнса. Систему здравоохранения и образования двух стран и прочее. Разница настолько разительная, что, как говориться, ноу комментс.
Итак, правление Дювалье стало апогеем гаитянского национального духа. Оно было построено полностью на базе традиционных ценностей.
Лоа, боги вуду вроде Барона Субботы, являются источником Закона. Дювалье - воплощение Барона. Следовательно - он выше любых писанных законов, он и есть Закон.
Так он и правил, поверх любых законов, с помощью живых мертвецов - тонтон-макутов.
Апогеем могущества папы Дока стало убийство президента Кеннеди. После размолвки с американской администрацией Дювалье сделал куклу Кеннеди и публично пронзил ее иглой.
Через 6 недель Кеннеди был убит, а гаитяне окончательно уверились: папа Док - это самый настоящий Барон Суббота, повелитель мертвецов и покровитель бандитов.
Столица Гаити.
Столица КНДР.
[О Гаити, примечание.]О Гаити, примечание. Во время гаитянской революции практически все белые были убиты. Оставшиеся - лишены гражданских прав.
Однако 2 белых общины сохранилось до сих пор. Немцев пощадили, т.к. они не использовали рабский труд.
А поляков за то, что они перешли на сторону черных и воевали против французов.
Попробую резюмировать свои несколько сумбурные заметки.
Пока работал над ними, попался на глаза материал от Института Гайдара. В нем авторы искренне недоумевают: отчего же правление диктаторов, Трухильо в Доминикане и Дювалье на Гаите привело к столь разным результатам? Они наглядно видны из космоса: Доминикана покрыта зеленью - лесами и полями. А Гаити - рыжая полупустыня с вкраплениями полей.
И сами же публикуют ответ в виде фотографий: белый Трухильо и черный Дювалье. Но сказать очевидную штуку не решаются.
И нет, я не про расу. Я про культурные основания, про базовые ценности двух диктаторов.
В этой статье авторы как курьез приводят мнение Сэмюэля Хантингтона. "Причина бедности Гаити - в доминировании основанной на вуду культуры. А Доминикана - страна христианской культуры, созданной на базе испанского католичества".
Дальше гайдарочубайсы вполне обоснованно указывают: элита Доминиканы мультиэтнична, туда существовал постоянный приток европейцев, арабов, японцев, которые вливались в местную испано-мулатскую элиту.
На Гаити это вообще было невозможно изначально: иностранец даже квартиру там купить не мог бы.
Но тут ведь дело не в неразумных законах, а в том, ПОЧЕМУ принимались столь неразумные законы.
Гаити резко расколота на негров и мулатов. Всю дорогу они между собой довольно жестоко борются. Но в одном едины: не пускать на Гаити чужеземцев.
Теснейшим образом с культом вуду связана концепция негритюда - превосходства черной расы. То есть Гаити - это государство откровенно расистское. А вуду является духовным обрамлением и обоснованием этого негритюда.
"Вы, американцы, пока что богаты. Но мы вашего Кеннеди через куклу иголкой убили. Скоро кирдык вашей Америке".
При французском владычестве Гаити генерировала огромный финансовый поток. 30% французских колониальных доходов. Куда делись эти деньги? Исчезли? После долгой борьбы они вернулись к Франции. Но не все. Пришлось делиться доходами с США, немного Испанией, Британией. Даже с Германией.
Производительность труда при черном управлении упала. Но это было скомпенсировано УЖЕСТОЧЕНИЕМ эксплуатации гаитянского народа. Выгребать стали все под чистую, только не через французские плантации, а через карикатурное гаитянское "государство". В конце 19 века гаитянское правительство обязалось выплатить Франции 150 млрд (!) франков в качестве компенсации за... освобожденных рабов. И все бюджетные деньги "государства" уходили на эти выплаты.
Вы вдумайтесь. Фактически, рабов освободили за ОГРОМНЫЙ выкуп. Отличная "революция"!
Далее французские политтехнологи решили: чтобы держать народ в рабстве отлично подойдет сумма суеверий, возникших как синтез кучи африканских культов и католичества. И... признали вуду частью католичества: "ничего менять не надо".
А как возникал этот синтез, в каких условиях?
Французская плантация - это вам не пасторальная усадьба Скарлетт из "Унесенных ветром". На Юге США рабы жили семьями, рабовладельцы эту семейственность поощряли.
На Гаити был огромный концлагерь, где раб жил после привоза из Африки всего 2-3 года. Вуду - это культура концлагеря. Обрывки верований различных племен, никаких авторитетов и стариков. "Умри ты сегодня, а я завтра". Варлам Шаламов.
Ничего здорового в таких условиях вырасти не могло.
И сверху наброшена вуаль католичества. Француз наклоняется к заключенному концлагеря и тихонько шепчет: - Добрый Бог умер. Правят наши Лоа, законы.
Единственный шанс для Гаити - выкинуть на помойку куклы вуду и обратиться к любой здоровой традиции. Признать, что своей здоровой традиции просто НЕТ.
Но французский господин никогда этого не позволит.
Гаити должна оставаться наглядным примером: вот так живут ушедшие от Франции черные.
При этом примером весьма прибыльным для прекрасной Франции.
[Конец -- и музыкальная иллюстрация]Ну и в конце заметок про Якутию и Гаити - аудиоиллюстрация. Сильная песня от якутской девушки. А гаитянские песни читатели могут найти самостоятельно. Если захочется.
И сибирского этно-рок-китча немного. Тут отмечу: песня на условно тюркском языке. Но речь идет о болотах - для тюрок места не родные и неприятные. Это какой-то сибирский синтез хантымансийской болотной мистики и Одугена, священного для тюрок горного хребта.
"Ездили вы когда-нибудь в поезде Москва - Лондон? А для английских сумасшедших - играли вы свою музыку или нет? Честно признайтесь. Если на оба вопроса вы твердо ответите "да" - то и читать вам эту книжку незачем.".
Примерно так будет начинаться моя повесть о трудных буднях новосибских музыкантов в Ингланде, сейчас над ней работаю по-маленьку.