Терапия судьбы

Sep 15, 2022 12:11

В прошлой заметке этого цикла ( Философия Бессознательного) я наконец решился обозначить высший предел философии гуманизма. Я использовал для этого предельно заострённый, парадоксальный тезис: всё совершающееся в реальности совершается согласно нашим желаниям. Что нам нравится, то согласно с нашими осознанными желаниями. А что нам не нравится, то согласно с желаниями бессознательными.

В этом тезисе заключена эвристика потрясающей силы; по мере всё более глубокого, сердечного осмысления, он постепенно переворачивает все наши представления о жизни, и высшим его пределом является то, что называется в Православии "чистотою сердца". Там в глубине человек полностью соглашается с Богом во всём и теперь его сердце готово соединиться с Творцом в гармонии, оставив дьяволу самостийность и незалежность. Именно это и именуется в Православии "покаянием", именно это проповедал нам Христос, придя на землю. Следующий шаг -- обожение, таинственное соединение человека с Господом, уподобление Христу -- и мы не будем об этом говорить, так как это превышает естественные возможности нашего познания: глубже может вести человека только Сам Христос Духом Своим Святым.

Мы же поговорим о том, что постижимо для нашего ума и познано нами на практике[Можно ли при помощи психотерапии лечить телесные болезни? Спойлер: можно. Но сложно.]: о нашем грехе. Именно грех отделяет человека от Бога, в сама процедура греха предельно проста. Человеку приходит на ум лукавый помысел, а человек принимает этот помысел как свою собственную мысль, тем самым отождествляя себя с автором этого помысла. Таким путём лукавый входит в человеческое сердце, шаг за шагом отделяя наш ум от описанной в предыдущем абзаце таинственной глубины. В принятии лукавого помысла и состоит суть греха. Поступки, которые мы следом за тем совершаем, являются лишь следствием, внешним проявлением уже совершившейся в нас мистерии греха.

Всякий помысел вводит нас в некую реальность, автором которой является уже не Сам Творец, но породивший этот помысел дух. Принимая помысел как свою мысль, наш ум входит в эту реальность и далее живёт уже в ней. Способность людей жить в разных реальностях --  очень интересное явление, определяющее лицо человеческого мира. Родители с детства приучают своих детей к своей реальности, передавая им "вирусы" своего мировоззрения по наследству. Тем же самым занимаются художники, политики, идеологи, религиозные лидеры. Именно поэтому люди разделены на этносы, на нации, на религии, партии, мировоззрения. Подробно на эту тему мы рассуждали в цикле Как на самом деле. Здесь теория Власти смыкается с глубинной психологией и религией, сюда сходятся нити всех наших рассуждений.

Но сейчас мне хочется обсудить одно частное, но очень важное применение всех этих теорий: психотерапию. Кто читает мои заметки давно, хорошо знает, что одной из первых моих публикаций была заметка Фрейд и Православие (2004), да и текущий цикл я начал с заметки о Фрейде ( За пределами гуманизма: Фрейд).
[Лирическое отступление: числа]...Мне было 35 лет (5*7), когда я заговорил о Фрейде публично.  Впервые эта Тема возникла в моей жизни, когда мне был 21 год (3*7), на исходе третьего семилетнего цикла моей жизни -- и она не оставляет меня вот уже 35 лет. Сегодня, на исходе восьмого семилетнего цикла (56=8*7), я наконец запишу то, что мне удалось в итоге понять по этому поводу. (К слову: 3,5,8 это числа Фибоначчи)
Подобные числовые совпадения крайне любопытны потому, что они спонтанны. Я их подметил лишь несколько дней назад -- и пока даже не знаю, как их истолковать... Кстати, только что осознал, что сказку о Бессознательном ("Король и Каролинка") я написал, когда мне было 42 года (6*7)...

Фрейд же, на мой взгляд, по-настоящему интересен не своими теориями, но своей практикой. Именно он придумал процедуру, давшую начало глубинной психологии и психотерапии. Но он дал этой процедуре крайне неудачное (на мой взгляд) наименование: психоанализ. Дело в том, что сутью самой процедуры является никакой не "анализ", а нечто противоположное. Человеку предлагается обратить особое внимание на помыслы -- на спонтанно приходящие в голову мысли. В обычном своём состоянии мы их или сразу отвергаем как нечто чуждое, или сразу принимаем как свои собственные мысли. Фрейд предложил не принимать и не отвергать помыслы, а просто их осознавать. Как пассажир поезда наблюдает проносящиеся за окном пейзажи.

Оказалось, что эта простая процедура чрезвычайно продуктивна. И мне с точки зрения Православия очень даже понятно, почему. Дело в том, что именно через помыслы духи влияют на поведение человека, удерживая под контролем его ум в пределах привычной ему реальности. Для духов весьма неудобна занятая Фрейдом в отношении к помыслам позиция стороннего наблюдателя. Проблема в том, что эта позиция сразу выводит человека за пределы навязанной ему альтернативы: принять или отвергнуть. Ведь мы отвергаем помысел не иначе как при помощи другого помысла. И духи намеренно предлагают нам негативные помыслы именно для того, чтобы мы отвергли их, приняв помыслы позитивные.

Вопреки распространённом заблуждению, бесы вовсе не зациклены на идее негатива и злодейства. Они прекрасно себя чувствуют и в области возвышенных чувств, которые Пушкин лирой пробуждал. Их стратегическая задача -- увести человека в сторону от Иисуса Христа. А куда именно -- не так уж важно. Куда пойдёт: вверх -- так вверх, вниз -- так вниз. Главное -- подальше от Истины. И вот здесь у них есть слабое место, которым можно и нужно воспользоваться.

Я предлагаю моему читателю следующее простое упражнение. В уединении, в любом удобном положении (сидя, лёжа, стоя) неторопливо произносить слова краткой молитвы: Господи, Иисусе Христе, Сына Божий, помилуй нас, ни о чём при этом не думая. В идеале, в уме не должно быть ничего, кроме самих этих произносимых слов. Спустя совсем краткое время (сразу!) духовный мир придёт в движение, и в уме появится отвлекающий помысел. Этот помысел не следует ни принимать, ни отвергать -- его нужно просто осознать и исповедать Господу, сказав примерно следующее: "Господи, меня отвлекает от Тебя то-то" -- и затем спокойно продолжать процедуру.

При обычном психоанализе Бессознательному достаточно быстро удаётся помешать человеку отстранёно наблюдать за помыслами, предложив ему мысли важные, аффективные, увлекательные. Оставив наблюдение за помыслами, человек ведётся туда, куда его повели, и возвращается к привычному состоянию ума. Очень немногие люди способны удерживать состояние "психоанализа" (всё же удивительно неудачное название!) сколько-то продолжительное время без посторонней помощи. Как правило, для этого нужен по-настоящему сторонний наблюдатель (психоаналитик), которому платят немалые деньги за то, что он готов выслушивать любой бред, снова и снова терпеливо возвращая увлекающегося помыслами человека в исходное положение: положение стороннего наблюдателя. Это бывает не так-то просто: к "своим собственным" мыслям человек относится пристрастно и как правило не готов к неожиданным открытиям в этой области.

Людей, способных к этой процедуре и расположенных к внимательному самонаблюдению, которых не так-то просто сбить с толку, демоны увлекают более или менее серьёзными откровениями, подавая им себя в роли муз и гениев. Такие люди достаточно быстро становятся известными и таким образом опять вписываются в выдуманную демонами реальность, не слишком затрудняя для них управление людьми, а затем и вписываясь в эту систему Управления (см. Хозяева дискурса).

Люди попроще покупаются на помыслы подешевле. Собственно, именно тут каждый человек и назначает сам себе духовную цену -- и чем выше способность человека не увлекаться приходящими ему помыслами, храня состояние отстранённого наблюдения за ними, тем выше эта цена. Самые продвинутые в этом отношении люди вообще не покупаются ни на какие помыслы, и тогда к ним приходят Силы. Это начало магии, но мы не будем сейчас увлекаться этой темой. Для нас важно лишь то обстоятельство, что хоть чем-нибудь, да покупается всякий человек без исключения: боги  нашего Бессознательного действительно имеют, что предложить людям. Если довести эту мысль до крайнего предела, придётся вспомнить, что Иисусу Христу был предложен весь мир, и Он не принял это предложение потому, что мир и так Ему принадлежит. Только тот, кто следует за Христом, способен отвергнуть все предложения духов -- но и то лишь потому, что Христос предлагает большее. И конечно, не стоит думать, будто Будда смог пройти этот искус до конца: Будду купили как раз просветлением.

Задача хорошего психоаналитика проста и сложна одновременно: снова и снова возвращать человека к отстранённому наблюдению за помыслами. Поскольку помыслы-то эти приходят в голову не ему, глядя на происходящее со стороны, пара пациент/психоаналитик имеет гораздо больше возможностей для упорного продолжения этой процедуры, чем ты сам наедине со своими помыслами. Однако что бесы были бы за боги, если бы не умели решать подобные задачки. Они создают вокруг психоанализа многослойную глубоко эшелонированную оборону, которую Фрейд назвал Сопротивлением. Основные формы Сопротивления хорошо изучены и описаны в соответствующей литературе.

Сначала пациенту начинают лезть в голову такие помыслы, которые неудобно говорить психоаналитику. Тут нужно напомнить пациенту, что его Я не несёт ответственности за продукцию его Бессознательного. Преодолев эту форму Сопротивления, мы далее обнаруживаем, что пациент начинает принимать помыслы, связанные с личностью самого психоаналитика. При этом всегда обнаруживается, что пациент таким образом "вспоминает" отношения своего давнего прошлого, перенося на психоаналитика чувства (любви или ненависти), которые связывали его с какими-то людьми из его детства или даже младенчества. Задача аналитика всё та же -- помочь пациенту вернуться к бесстрастному наблюдению за помыслами, не увлекаясь ими как будто чем-то реально происходящим здесь и сейчас. Здесь и сейчас происходит следующее: тебе приходят в голову такие-то мысли, и более ничего.

И наконец, на последнем этапе самому психоаналитику начинают лезть в голову мысли, выбивающие его из состояния отрешённого наблюдения и вовлекающие в процесс. На этом этапе психоаналитики бросаются писать статьи и книги, создают теории, входят в истеблишмент и вообще -- становятся частью системы Управления, частью выдуманной лукавыми духами реальности. Собственно психоанализ в самом чистом своём виде закончился в тот момент, когда Зигмунд Фрейд придумал термин "психоанализ" и начал генерировать свои интересные теории. Таков неизбежный финал всякой попытки людей бороться с духами, и это понятно: боги намного умнее людей и они манипулируют нами как мы детьми.

По-настоящему противостать действию богов можно лишь противопоставив им Бога Истины. Поэтому я полагаю, что описанная мною выше процедура молитвы с исповеданием помыслов Господу это единственное орудие реального противостояния тирании Бессознательного. В сущности, это ни что иное как переход от словесной молитвы к молитве умной. Повтор правильной словесной формулы без посторонних мыслей это высший уровень внимательной словесной молитвы. А исповедание помыслов Самому Богу это начальный уровень молитвы умной. Далее уже всё зависит от того, как будет разворачиваться борьба, какие формы будет принимать сопротивление.

Обычно считается, что умная молитва это занятие для людей, уже сильно продвинутых по пути умного делания, как правило для монахов. ( Умное делание для мирян.) И в этом мнении есть очень глубокий резон. Хотя я бы всё же поставил паровоз впереди вагончиков: сначала послушнику следует достичь умной молитвы, а затем принимать монашеский постриг, но никак не наоборот, ведь не имеющий умной молитвы человек по сути безоружен перед помыслами. Не мытьём, так катаньем, но его обломают. Сначала умная молитва, затем монашество -- но не наоборот!

И уж конечно, невозможно запретить какому бы ни было христианину прибегать к умной молитве как к средству борьбы с помыслами, каким бы там новичком в умном делании он ни был. Однако новичок нуждается в помощи. И подобно тому, как два человека это намного более твёрдый орешек для бесов в психоанализе, чем одиночка, пытающийся отслеживать свои помыслы самостоятельно, так и в молитве, по слову Господа -- "где двое или трое собрались по имя Мое, там и Я посреди Них". Первый молится без произвольных мыслей и исповедует непроизвольно приходящие помыслы Господу. Второй молится за Первого и внимательно следит, чтобы Первый не увлекался помыслами, но продолжал процедуру. В сущности, в деле участвуют трое, и Главным здесь является Сам Господь, к Которому обращена молитва.

Происходящее при этом напоминает классический фрейдовский психоанализ. Если рассматривать именно этот аспект происходящего, опыт показывает, что молитва выступает здесь в качестве сильнейшего катализатора. Молитва Иисусу Христу ненавистна богам (бесам), обитающим в бессознательном человека, а молитва без посторонних мыслей просто невыносима. При обычном психоанализе они могут годами ходить вокруг до около, занимая ум пациента и психоаналитика второстепенными вещами. Иное дело, когда в центр поставлено пусть лишь словесное, но личное и притом внимательное обращение ко Иисусу Христу. Чтобы помешать этой процедуре, им вскоре приходится пускать в ход тяжёлую артиллерию, приводя в движение основные бессознательные комплексы (греховные страсти) данного человека, чтобы выбить его из седла, каким-то образом остановив надвигающуюся на них катастрофу. Поэтому те вещи, до которых при обычном психоанализе приходится докапываться месяцами, здесь сами собою без спроса вылазят на поверхность как правило на первых же сеансах.

Какие болезни можно "лечить" при помощи этой процедуры? Да в принципе, какие угодно. Ведь суть всех проблем всякого человека очень проста: личные нелады с Богом его судьбы. Если у человека всё в порядке в отношениях с Богом, то он и не имеет никаких, буквально никаких проблем (вспомним про элегантных). А болезни тела это лишь часть мучащих человека болезней его судьбы.

Что же в перспективе? чего следует ожидать и чего опасаться, применяя это духовное лекарство? Об этом можно догадываться по аналогии с классическим психоанализом. Прежде всего, конечно же, пациенту неизбежно начнут приходить в голову помыслы, в которых ему будет неудобно, неловко признаваться Господу. Через это надо пройти, помня, что скрыть от Бога что бы то ни было невозможно. Он Врач, и тому, кто ищет исцеления, следует не скрывать от Врача свои язвы, но напротив: обнажить их.

Далее, как и в психоанализе, неизбежно пойдут неприятные помыслы относительно Самого Господа. Постепенно, одно за другим придут в движение все скрытые, подавленные чувства, отделяющие нас от Истины. Как и в классическом психоанализе, суть их проста: бессознательно человек переносит на Бога всё, что испытывал когда-то в отношении своих родителей. Это неизбежно: не разобравшись с этой огромной грудой переживаний, человек не достигнет чистоты сердца.

Необходимо исповедать Господу все возникающие по отношению к Нему чувства, не забывая о том, что многие из этих чувств, если разобраться, имеют совсем другой адресат. По сути, они относятся даже не к нашим родителями и близким, а к духам, которые действовали в их бессознательном. Действуя через родителей, боги бессознательного внедрились в алтарь нашего сердца и уселись там на престоле Божьем, выдавая себя за Бога. Человек думает, что он ненавидит Бога, а на самом деле он ненавидит (к примеру) свою бабушку, которая в какой-то момент жизни сыграла роль бога -- и увы, сыграла не самым лучшим образом.

Наконец, нетрудно предвидеть, чем завершится вся эта процедура. Конечно же, дьявол зацепится за дефекты вероисповедания, которые имеются у всякого человека (как сказал Варсонофий Великий, а всякий грех это ересь) и в тот момент, когда человек принимает за чистую монету сложившееся у него ложное представление о Боге, он теряет способность различать лукавые помыслы и действительность. Помочь в этой беде может только Церковь -- та Церковь, которая хранит неискажённый образ Бога, запечатлённый в угодном Богу служении.

Когда оба участника описанной процедуры (и Первый, и Второй) начинают принимать за чистую монету приходящие им на ум помыслы, описанная процедура завершается и начинается что-то иное. Не молитва, не исповедание помыслов, а возвращение в привычную реальность, из рамок которой Первый пытался вырваться силою Самого Господа и при помощи Второго. (См. Как изменить мир)


См. также Мистическая функция боли: палач или врач (профилактика болезней)

быт, религия, психология, выход есть

Previous post Next post
Up