Цикл
Умное делание для мирян Стандартный приём дьявола.
Как только милостью Божьей у нас начинает чуть-чуть что-то получаться в духовной жизни, нас сразу охватывает желание научить этому других.
Научить мы никого ничему, конечно, не можем - так как у самих у нас если что-то реально получается, то только милостью Божией.
Замысел дьявола тут состоит в том. чтобы мы приняли какой-нибудь помысел, явно или неявно содержащий в себе идею, будто мы уловили то или иное knowhow, то есть способны теперь реально делать что-то духовное уже не только милостью Божьей, но своим умом, навыком, усердием, чувством или вообще чем бы то ни было своим. Всякий такой помысел есть помысел гордыни. Это он и есть!
Суть гордыни - вера в себя, в свои силы и способности. Гордый человек (как ему кажется) уже не так остро нуждается в помощи Бога, даже когда речь идёт о молитве. Он умеет "умолить" Бога, склонить Его на милость, заставить Бога проявить милость там, где в этом нуждается юзер или тот, кому посчастливилось пересечься с юзером на жизненном пути.
Лекарством от этой болезни является прежде всего жизненный опыт. Опыт показывает, что Бог терпеливо относится к нашей гордыне, и чтобы не слишком огорчать нас, некоторое время как будто играет в навязанную Ему нами игру. В действительности, конечно, Он использует эту глупую игру для того, чтобы немножко укрепить нас в вере. Но затем наступает момент, когда Он оставляет нас - почему же? Потому что пока вера наша смешана с гордыней, она не истинна. И чрезмерное укрепление в такой вере становится в какой-то момент укреплением во лжи.
Болезненный опыт оставления Богом мало-помалу приучает нас более разумно и благоговейно относиться к полученным от Него дарам - и прежде всего не приписывать себе то, что в нас не от нас. Это качество, приобретаемое с огромным трудом и страшными потерями, называется смиренномудрием. (Замечу, что смирение это другое.) Одним из признаков успеха в смиренномудрии является ослабление желания щедро обогащать окружающих своим духовным опытом, знаниями и советами. По опыту зная, как мало от нас зависят наши собственные духовные успехи, мы постепенно осознаём, что и с другими людьми дело обстоит так же точно.
Речь идёт не о том, будто окружающие становятся для нас безразличны: всякого рода безразличие это другой симптом той же духовной болезни: гордыни. Нет, мы по-прежнему хотели бы помочь. Только вот помочь мы не можем. Смиренномудрие подводит человека к познанию страшной жизненной правды: насколько хрупок человек, насколько сильно зависит он от Господа, насколько остро нуждается он в молитве. Постепенно осознавая это, мы ужасаемся, глядя на людей, которые не молятся (или мало молятся, или не так молятся) - ужасаемся опасности их положения и вместе с тем невыразимому долготерпению Бога, который из года в год продолжает греть и питать каждого из нас, давая нам новые и новые шансы познать Его - и но вместе с тем с полной ясностью осознаём, что не в наших силах что-либо изменить. В духовных делах пользу способен приносить лишь Сам Бог, и это просто-напросто великая честь, когда Он использует тебя как орудие Своего промысла. Именно честь, очень мало и отдалённо связанная с твоими способностями, возможностями или даже прозрениями. Всё это даётся тебе персонально - и для других бесполезно.
> Благодарю, что поделились этим ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ знанием (именно в этот момент жизненно необходимым для меня)
Не за что. Ведь всё сказанное выше на 100% саморефлексивно. То есть, говоря о "нас", я в первую очередь сказал о себе самом.
Я сознаю, что мои слова бесполезны. Даже если сказанное сказано верно и может принести пользу, дьявол позаботится о том, чтобы этого не случилось. И потому если кто-то вдруг получит пользу, я всегда воспринимаю это как чудо, пусть очень скромное и даже совершенно незаметное для тех, кто по-прежнему приписывает нечеловеческое - человеку.
Из обсуждения:
> Как рабкрин связан с такой темой? И что значит отмиссионерить несчастных? И кто эти несчастные?
Несчастные - это все те, кто попались нам под горячую миссинерскую руку.
Что значит отмиссионерить, я точно не знаю. Этот глагол придумал миссионер Андрей Кураев - и думаю, он единственный, кто до конца понимает его смысл.
Ну, а автор статьи про Рабкрин -- В.И. Ленин -- это человек, у которого душа болела за народ. Он всё думал, как бы помочь народу. ПОМОГ.
> Страшно, когда с Лениным сравнивают
На мой взгляд, с Кураевым даже страшнее. Но это дело вкуса.
Для того и сравнил.