По совету читателей выкладываю для общей пользы краткое обсуждение из личной переписки.
Вопрос:
> Моя молитва " помилуй нас и врагов наших" постоянно съезжает на " помилуй нас и владетелей наших". От слова владетелей аж корежит, но оно само лезет. Наверное из-за того, что в моем сознании и подсознании сидит, что главный враг, который рядом и он в нашей власти и управлении. И от них зависит вся наша наступаящая жизнь.
Ответ:
Я молюсь просто за врагов. "Помилуй врагов наших." По сути, это всеобъемлющая молитва, ведь "враги человеку домашние его", а главный твой враг это ты сам.
> "Помилуй враждующих на нас " разве не правильнее ? Хотя бы по смыслу, а не буквально.
Господь сказал просто: любите врагов ваших. [Практически полезные нюансы -- пояснение к заповеди.](Господь пояснил, что значит "любить" при разных степенях вражды. А именно. Молча ненавидящим нас следует благотворить делом. Проклинающих лишь благословлять словом, помощь им оказываеть не требуется. А о тех, кто на самом деле вредит -- заповедовано лишь молиться, более ничего.)
> А как разделять грех и человека ?
Грех и человека разделит Сам Бог, и это первое действие молитвы за врагов. Своим умом мы сделать это не можем, так как корень греха тайтся в глубине сердца, ведомой лишь Богу.
> Есть ли у нас именно враги , кроме бесов ? Враждуют на нас люди в той части, в какой они и мы подставились под власть диавола?
Если совсем серьёзно, то даже бесы нам не враги, так как молящемуся <за врагов> всё идёт на пользу. Слово враг не имеет никакого иного смысла, кроме "враждующий". Оно указывает лишь на намерение, притом ошибочное намерение. "Объективных" врагов у нас быть не может, если только сами мы служим Творцу и Промыслителю, Автору реальности. А если мы уклонились от Него, то уже сами с собой враждуем.
> Да. Я как бы и знал, что главный враг человека это он сам, а с молитвой за врагов только сейчас связалось у меня в голове. Мы ведь тоже можем быть врагами сами себе.
Как ни странно, да. Именно это странное явление и называется "грехом".
Дополнение:
> Вы написали про любовь к врагам, про невозможность сопротивляться им физически. Конечно это только для христиан. Но как тогда возможна война? И почему Святогорец ее не особенно осуждает, наоборот даже.
Стоп-стоп. Любовь к врагам не имеет никакого отношения к "невозможности сопротивляться им физически".
Любовь к врагам это 1) молитва за врагов, что вовсе не мешает врага ликвидировать или обезвредить; напротив - в том случае, если враг реально опасен для молящегося - помогает. 2) благословлять проклинающего, а не клясть в ответ; но это лишь в том случае, когда проклинающий не наносит реального время; и опять: это средство самообороны, так как благословение именем Иисуса Христа обнуляет силу проклятия. 3) благотворить тем, кто тебя ненавидит - но лишь при условии, что они не только не наносят вреда, но ещё и помалкивают; проклинающим дарить пряники не требуется.
По первому пункту. Ещё раз подчеркну: перед тем как убить врага, очень полезно за него помолиться. Рука будет твёрже. (Важное примечание: если ты неправ в этой ситуации перед Богом, то рука от молитвы не станет твёрже, наоборот - возникнет неуверенность.)
> Как у Исуса Навина, стоит отступить от Бога и народ теряет силу
Да, именно. Люди часто не понимают, что Иисус Христос это и есть Бог Ветхого Завета. И невозможно правильно понять ни учение Христа, ни Ветхий Завет, противопоставляя одно другому. Ветхий Завет правильно понимается только через Новый. Новый Завет правильно понимается только через Ветхий. Иначе выйдет ересь.