Крушение иллюзий

Mar 03, 2022 10:05

Оказавшись перед лицом смерти, подавляющее большинство людей испытывает фрустрацию, будто столкнувшись с чем-то неожиданным. Особенно это касается людей, ещё не прошедших кризиса среднего возраста, суть которого как раз в том, что человек пытается (часто бессознательно) адаптироваться к возникающей после 40 лет интуиции неотвратимой смерти (см. заметку О кризисе среднего возраста). Молодой человек впереди ощущает вечность, и никакими рациональными доводами невозможно поколебать это ощущение. Но и старики испытывают фрустрацию, когда убеждаются, что это дело (смерть) уже не получится отложить на потом.

Фрустрация это переживание рухнувших надежд на будущее. И потому вообще-то "фрустрация перед неизбежным" это оксюморон, сочетание противоречащих друг другу понятий (живой труп, сладкая горечь, холодный жар, отдых с детьми и проч). Тот факт, что неизбежность смерти нас фрустрирует, ясно показывает, что у нас какие-то серьёзные проблемы с мировоззрением. Что мы живём иллюзиями, а не реальностью. Ведь болезнь не становится нормой оттого, что ею болеют все или почти все! И даже если все и почти все живут иллюзиями, укрепляя друг друга в этих иллюзиях, иллюзии от этого не становятся реальностью.

Воля нашего Бога это и есть будущее. Собственно, когда говорят "действовать по воле Бога", если только речь идёт об истинном Боге, то имеют в виду именно это: действовать исходя из будущего (а не из прошлого). А "узнать волю Бога" значит то же, что "узнать будущее". И "согласие воли человека с волей Бога" означает, что будущее будет именно таким, каким человек и хотел бы его видеть. Поэтому фрустрация это болезнь и неизбежная расплата за то, что наша воля не согласна с волей Бога.

Свои представления о будущем (прогнозы) мы выстраиваем исходя из прошлого. Детерминизм это философия последовательного безбожия, и именно Демон Лапласа это высшее божество атеиста. Естественно, криптобожество -- ведь атеисту не дано права осознавать своих собственных богов. С того момента, как детерминизм был опровергнут строго научным методом, атеизм стал чемоданом без ручки. По сути, он уже мёртв (см. заметку Можно ли проковырять дырочку в объективной реальности), просто до народа это пока не дошло. До народа всё доходит с большим запазданием. Большие европейские Люди отказались от христианства как метода управления народами ещё в XVII веке, а до массы простонародья это дошло лишь в XX веке. Потому что зачем ломать вещь, которая работает, даже если точно знаешь, что вещь обречена? Пусть пока поработает, ведь всякая вещь кажется сама себе вечной.

Если будущее нельзя предсказать, исходя из прошлого, то по самому большому счёту наука бесполезна. Ведь всякая вещь имеет практическую пользу лишь до тех пор, пока у неё есть будущее. Наука же исходит из прошлого и только, как ни крути! Ведь она основывается на опыте, а опыт это прошлое. И в опыте нашем нет ничего кроме прошлого. Но к счастью для науки, для нас людей важен не только самый большой счёт: веревочка? давай и веревочку! и веревочка в дороге пригодится (Гоголь).

Фрустрация -- явный и грубый знак неадекватности нашего прошлого опыта предстоявшему нам будущему (=воле Бога). Собственно, именно для того, чтобы избежать фрустрации, люди и разрушают свои иллюзии. Лучше самому причинить себе слабую боль, чем дожидаться времени, когда боль станет сильной. (Пользуясь случаем, напомнить моему дорогому читателю очень полезную заметку о профилактике и лечении болезней при помощи слабой боли. К практически полезным вещам имеет смысл снова и снова возвращаться!) Сильная боль убивает, слабая исцеляет -- и потому может быть даже приятной. Слабая и приятная боль же -- целительна. Этот принцип относится не только к физической боли, но и к фрустрации.

Главный практический смысл молитвы на этапе покаяния (см. Ступени духовной жизни в Православии) именно в этом и заключается! Соприкасаясь с Богом через Его имя, мы испытываем слабую, но целительную боль, которая вначале отвращает нас от молитвы, уводит наше внимание в сторону иллюзий -- но затем становится приятной и даже желательной. Человек начинает ощущать сладасть молитвы, потому что молитва убивает иллюзии мягко и почти безболезненно. Не совсем безболезненно, но слабой болью. Совсем без боли на этом этапе невозможно, ведь прикасаясь к Богу, мы прикасаемся к своему будущему. А кто этим пренебрегает, тот обрекает себя в будущем на сильную боль.

Бог никого не тянет к Себе насильно. Он бережно относится к свободному выбору человека, и если человек выбрал иллюзии, позволяет ему оставаться в иллюзиях до последнего. Об этом притчи Христа, и это милосердно: ведь если человеку предстоит сильная боль, океан боли, то нужно дать ему по крайней мере время насладиться своими иллюзиями. Зачем мучить его прежде времени, если он всё равно не захочет извлечь из этого пользу? Потому в Писании говорится, что Господь бережёт беззаконных на день Суда.

А вот нас, прибегающих к Нему и ищущих Его воли, Он в этом смысле не бережёт, предоставляя нам возможность заранее подготовить себя к неизбежной встрече с Грядущим. Вот главная, самая фундаментальная причина, почему судьбы Церкви порой кажутся такими жестокими. Это иллюзия тех, кто не знает, что им предстоит:

В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их.
Иисус сказал им на это:
-- Думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали?
Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете.

Судьбы христианских народов (как и судьба ветхозаветного Израиля) кажутся нам жестокими потому, что мы сравниваем их с судьбами тех, кого Бог бережёт на день гнева. И мы христиане более чем кто бы то ни было "виноваты" в жестокости этих судеб, потому что призывая имя Иисуса Христа, мы призываем Грядущее. Трудно поверить, но боль молящихся Господу это сравнительно слабая боль, сравнительно с тем океаном боли, который навис над Вселенной. И мы получаем от неё пользу, понемножку готовясь таким образом к грядущему.

В самом плохом положении оказываются те, кто связан с нами и вынужден разделять нашу нелёгкую судьбу, оставаясь при этом вне Церкви. Что целительно для нас, то для них всего лишь мучительно, а часто и пагубно. Поэтому наш долг -- молиться о наших близких, о русском народе, который не понимает, в чём его вина и за что он так страждет. А страждет он вместе с нами, притом не получая пользы от этих страданий, пока не обратится ко Господу. В оправдание себе мы могли бы сказать, что от этих страданий всё равно никому не уйти -- но смотрите: Господь наш не так рассуждает, Он бережёт чужие народы, не спеша излить на них гнев. Потому и мы должны молиться за тех, кто мучится рядом с нами, чтобы Господь избавил их от мук или лучше научил их извлекать пользу из самой неизбежности этих мучений.

Мой дорогой читатель, наверное, уже понял, к чему я клоню! Конечно же, во дни войны к клоню к молитве за врагов. Молясь за врагов, мы приобщаем их той страшной Истине, которой служим мы сами. А то что же они пребывают в иллюзии? Господь бережёт их для Страшного Суда, потому что они не молятся (неправильно молятся) Ему, а Он Сам Себя никому не навязывает. Однако Господь всё же заботится о них, через наше посредничество. Ведь мы со своей стороны кровно заинтересованы в том, чтобы враги наши поскорее расстались со своими иллюзиями и вкусили от той же Чаши, которую сами мы пьём из века в век.

[Дополнение. Расширение и вместе с тем иллюстрация высказанных выше мыслей. Нажмите, чтобы прочитать]
Дополнение:

Галковский как-то отметил такую черту русского менталитета - люди не прекращают вести диалог даже в самых диких, невозможных ситуациях. Человека режут на куски - казалось бы, ну какие тут могут быть разговоры? Ан нет, испытуемый продолжает при этом говорить с испытующими - и ведь у него находится, что им сказать. Понятно, откуда идёт этот странный речевой жанр (=дискурс): из Античности, от мученических актов, в которых секретари бесстрастно фиксировали ход допроса с пристрастием. Собственно, эти акты и стали основой житийной литературы.

Мне хочется зафиксировать здесь диалог из этого жанра. Я бы назвал его О недуальном знании, или О добре и зле

> Критерий "свободы" довольно простой - свободный человек не всегда ведёт себя так как вам кажется "правильным"

Для этого ему и дана свобода.
Нужна ли тьма, чтобы понять свет? способны ли мы понимать вещи не по контрасту с их противоположностями, а непосредственно? Это тоже каждый определяет сам для себя. Но те, кто выбрал дуальное мышление, не могут осмыслить свет иначе как по контрасту с тьмой. А значит, как только мы сделали выбор в пользу дуального, так сразу появляется нужда в том, чтобы кто-то избрал тьму -- ну просто для контраста! Иначе прочие (выбравшие дуальное знание!) не смогут увидеть свет. Это жестокая логика, и потому Богу угодно, чтобы каждый избравший тьму делал это свободно и без принуждения. Итак, Вы делаете полезную работу, показывая как не надо жить тем, кто понял ограниченность дуального познания и ищет выхода за его пределы. Вы как суворовский солдат: сами погибаете, а товарища выручаете! Сознавая это, я не очень-то переживаю по поводу проповеди Истины. Зачем мешать людям делать пусть страшное и необратимое для них самих, но зато полезное для других дело.

Контекст, в котором это было сказано:

> те сверхчеловеки, кто все это затеял, обгадившись прибегут к таким как вы и попросят защиты и спасения. Как коммунисты в 1941 прибежали. И вы их примете ;)

Естественно. Мы никого не отвергаем.
А прибегут -- наверняка. Потому что у них нет духовного основания. Всё временное и вздорное.

> Вы не нужны.

Хорошо бы.
Ведь и нам никто не нужен.
Но увы, это не так. Мы не нужны до тех пор, пока судьба не загонит человека в угол. А она каждого человека загонит в угол. Не спеша, основательно, намертво.

> Вам как раз нужны - в ваше дристианство огнём и мёчом волочили. Шас просто волочилку подрезали. А то б продолжали б "спасать"

Волочила власть, которая на протяжении полутора тысяч лет пыталась приспособить христианство для управления народами. До людей слишком долго доходило, что христианство для этого просто-напросто не приспособлено.
Теперь наконец дошло (лет триста назад), и систему управления выстроили на другой основе. И те же самые люди (вроде вас), которые раньше волочили других служить Богу (абсурдное действие: Богу невозможно угодить насильно) -- теперь плюют в сторону Христа. Они просто конформисты и рабы духа времени -- хотя, конечно, в каждом веке именно себя-то и воображают свободными.

> У меня художественный образ христа (потому что другого нет) вызывает в основном брезгливость. Вам этот герой нравится

Это дело вкуса!
Для меня Христос это Автор истории, захотевший стать и её героем.
Ну, а нравится кому-то принятый Им на Себя образ или нет -- это дело вкуса. Ему захотелось поюродствовать -- и Он поюродствовал, притворившись слабым и легко уязвимым. Дураки приняли это всерьёз и стали этот образ презирать. А Ему этого и надо: отделить дураков от умных.
Вам нравится умирать дураком и с дураками -- и хорошо, и умирайте себе. Для того Он и дал нам свободу, чтобы каждый сам определил себе судьбу.

> Что есть - ну у меня своя история. Которая вряд ли совместима

У всякой истории есть автор.
Смысл спасения в том, чтобы выйти на автора своей собственной истории и понять его мотивы: для чего он придумал тебе такую историю. Французы называют это деконструкцией. Христианство это деконструкция реальности.

> Спасение - не нужно.

Это зависит от мировоззрения человека. Если человек привык к мысли о безнадёжности своего положения, то спасение ему действительно кажется не нужным, по крайней мере теоретически. На практике же почти все люди, ощутив дыхание смерти, плюют на свои теории и ведут себя так же, как Лев Толстой. То есть, как таракан на сковородке.

> У меня все родные умерли без участия попов. И я умру без вашей помощи, когда придёт время

Хорошо, умрите. Лично я не против.

Этот любопытный "мученический акт" зафиксирован в ЖЖ киевлянина dysto. Так что это действительно "мученический акт".
Но прежде чем дать ссылку на сам этот диалог, я хочу предупредить моего дорогого читателя, что там он найдёт украинский ролик, в котором зафиксирован языческий аналог молитвы за врагов: утончённое проклятие, играющее на самых нежных наших чувствах (материнство, женственность).
Настоятельно советую не смотреть этот материал без христианской молитвы. Это колдовство, отнеситесь без иронии.

Хочу также поделиться крайне откровенными высказываниями одного русофоба и сатаниста по кличке Алистер Кроули, естественно, выступающего сегодня "за мир".

В контексте я беседовал там с русским человеком по кличке Павлито (Павлик). Там прозвучали слова: "Неблагодарные люди эти украинцы, не ценят того, что для них сделал Путин"

Павлито ответил на это:

> Не знаю, лично я для них ничего никогда не делал, потому что меня не просили, следовательно и обижаться мне на них не за что.Конечно у некоторых жителей РФ присутствует некий ресантимент, аргументированный обвинениями в предательстве, а так же в "проедании денег".
> Однако это самообман. Подать боярам не является никакими "нашими деньгами", если говорящий слово "мы" не имеет доступа к кормушке. То есть единственный кого нужно винить в сложившейся ситуации - мажоритарную сеть кланов. А поскольку уже существуют сведения касательно относительной совместимости российских и украинских правящих кланов (определяемой в первую очередь родственными связями, происхождением, а так же внутренними перетасовками), то с большой степенью вероятности можно утверждать что в военных действиях на Украине одни одураченные люди под предводительством швали ведут боевые действия против других одураченных людей.
> Впрочем, идею о праведности и святости из головы пропагандистов не вытравить, уж до того она рабочая. Но никто не объяснит заблудшим детям, что святость любит тишину, и всякая номинация её тут же , моментально опровергает. Вот вам и постмодерн.

Я ответил: благодарю за текст. Хотя я бы поспорил насчёт оболваненности регулярной армии РФ. Скорее, люди просто работают. Но я не уверен на 100%, так что пока просто приму Вашу оценку на правах гипотезы.

> Этим работягам Ремарка в школе почитать хотя бы.

Когда русские начнут бояться войны и перестанут ценить военную доблесть, история этого народа завершится. Ведь всё остальное у нас уже отняли.
Именно поэтому, кстати, лично я сочувственно отношусь к безумию украинских солдат, продолжающих явно безнадёжную войну.

Тут-то в диалог и вступил Алистер Кроули со словами о "русских войсках", хотя речь-то шла о 2014 годе.

Всякого пацифиста сегодня следует прежде всего вопрошать, а когда началась война России с Украиной. И только после ответа выяснять всё остальное. Если ты против войны, и если война идёт уже восемь лет, то где же ты был раньше?

Именно это я и спросил:

Значит, война с Россией идёт с 2014 года? И Вы не против войны как таковой?

> а с какой целью интересуетесь?

Пытаюсь понять. Вы протестовали против войны в 2014-2021 годах? требовали прекратить огонь, отвести войска от Донбасса?

> требовал вывести войска из Крыма и Донбасса. Россия была страной убийц еще тогда

Украинские войска?

> Путинские

Но тогда непонятно. Война тянется с 2014.
Тогда атаковала Украина, теперь Россия. Но войска в обоих случаях должна вывести Россия. Почему?

> Когда атаковала Украина? Никогда Украина не атаковала. Россия всегда была агрессором

Украина ввела войска на Донбасс.

> ага, а Россия ввела войска в Ростовскую область. невозможно ввести войска на свою территорию

Ага! Значит, во время Чеченской войны Вы были на стороне Кремля. Верно?

> А вы получается нет? Если вы поддерживаете аннексию Крыма, вы должны были поддерживать и самоопределение чеченцев.

Нет. Я просто всегда за русских.

> А, то есть вы нацист.

Нацист это национал-социалист. Я вообще не социалист. Ни национал, никакой. А Вы, получается, всегда за "украину"?

> Нет, я не поддерживал Украину, когда она оказывала помощь РФ во время войны в Молдавии.

а! Вы всегда против русских?

> Нет, я поддерживал русских когда они убивали друг друга в Гражданскую войну.

Каких русских? В смысле - какую сторону?

> Обе, больше хаоса - меньше возможность что Россия будет захватывать окружающие территории. К сожалению победили более кровавые русские.

Ясно. Но если Вы поддерживаете русских, когда они убивают друг друга, то Вам следовало бы и сейчас поддерживать войну на Украине, а не выступать против неё.

Nikolay Akkuratov:

Но гражданская война среди русских будет приводить к появлению более страшных и агрессивных русских - отбор же, и они будут захватывать слабых и убогих все более агрессивно и жестоко. впереди только ад, ужас, и кутёж, черепа для бога черепов, кровь для богини крови. пока ещё есть время - купи веревку с мылом и вздёрнись - так ты избежишь этого кошмара.

> нет, если страшных русских уморить голодом

KaZasker Юсупов:

> Почему с ним ещё разговариваете? Неужели не надоел?

На мой взгляд, это поучительно.
Человек с ником Алистер Кроули (=сатанист) ясно и чётко выразил суть своей политической позиции по поводу войны на Украине.

Оказывается, его цель - уничтожение русских. Очень, очень интересно и поучительно.

Nikolay Akkuratov

> да они все примерно такие

Но они не все так откровенны

> не знаю, почему у них сатанизм так популярен

А я вот знаю. Это как раз понятно.



Далее о молитве за врагов, см: Лекарство от уныния и пацифизма

молитва, историософия, выход есть

Previous post Next post
Up