В качестве эпиграфа к этому тексту мне хочется использовать вот этот трогательный ролик протоиерея Сергия Баранова.
Ниже я пытаюсь ответить на вопросы очень внимательного и дотошного читателя. Прошу дорогих читателей указать мне на неясности в моих ответах. Затронутый здесь вопрос снова и снова всплывает при разговорах о молитве, и по-видимому является очень важным, одним из ключевых.
Проблема в том, что я так давно обо всём этом размышляю, что мне тут всё кажется совершенно ясным, и я не понимаю, что именно в моих словах остаётся не выраженным или не до конца выраженным - почему самые разные люди, читавшие мои тексты, снова и снова ставят передо мною один из тот же вопрос, хотя и на разные лады.
Читатель поставил передо мною вопрос в максимально простой и ясной форме. И я в ответ пытаюсь быть максимально понятным, почти в кашицу разжёвываю свою мысль - однако испытываю неуверенность, буду ли правильно понят и на этот раз?
Итак, вопрос:
Может ли быть так, что, например, Бог задумал, что ты завтра умрёшь, и вот ты молишься горячо, а бог в ответ:
-- Не-не, я не буду ничего менять. Завтра ты умрёшь. Всё. В аварию попадёшь.
А потом ты попросил великого святого или Богородицу, и бог смягчился:
-- Ну, ладно. Хорошо. Ладно, всё. Не будет тебе завтра аварии, окей.
Но это же взгляд третьеклассника! Разве так может быть? или я всё это придумываю, и на самом деле не так всё это делается? и всё зависит от того, как конкретно ты помолишься, насколько ты сможешь горячо и искренним сердцем помолиться. Наверное, от этого всё зависит, а не от того, какого ты правильного святого выбрал, чтобы он упросил за тебя Бога.
Типа так:
-- Помолюсь-как Богородице, вот Её-то Бог точно послушает. Вот просил Николая, но что-то нет, Николая бог не слушает, а Богородицу -- Её Он точно послушает.
Наверное, это всё-таки не так? Наверное, твоя молитва и искренность всё решает.
Мы говорим, что у Бога есть Свой план -- и как Он задумал, так и будет. И в то же время мы верим, что святые могут изменить решение Бога по тому или иному вопросу. Бог может реализовать то, что Он задумал, разными путями.
Я это понимаю так: есть стратегический уровень планирования, а есть тактический уровень. И на тактическом уровне Бог может много что изменить, если Его попросить об этом. Святой помолился, и Бог решил изменить тактический уровень Своего решения: всё, человек завтра не умрёт. Но что Бог задумал стратегически, то не изменится, Бог всё равно исполнит это. И молитвы святых исправляют ситуацию на тактическом уровне.
А иначе зачем мы молимся святым? А может быть, они могут поменять что-то не только на тактическом, но и на оперативном уровне? Или даже могут повлиять на Его стратегию? Мы верим, что святые могут поменять решение Бога, потому что они доказали свою преданность Богу. Мы тут копошимся в своих земных делах, и кто мы такие, чтобы Бог нас слушал? То есть, наши молитвы тоже имеют силу, но молитвы святых намного сильнее влияют на Него.
Иначе зачем мы молимся святым? Вот Василий Блаженный сообщил человеку волю Бога: он завтра умрёт. А ведь воля Бога не меняется, но исполняется в любом случае... однако лишь на на стратегическом уровне, а на тактическом её можно изменить, так?
Как часто надо молиться святым? как часто надо молиться Богородице? насколько сильная их помощь? Может ли Бог изменить Своё решение? Очевидно, может! На тактическом, да и на стратегическом уровне, если захочет. Не очевидно ли, что Бог слушает святых больше, чем простого обыкновенного человека?
Мой ответ:
Похоже, что ответ на этот вопрос надо начать с философии, потому что я усматриваю в самой постановке вопроса признак с детства некритически усвоенного нами монизма.
Давайте попробуем подойти вот с какой стороны.
Бог совершенен и потому не меняется. Совершенны также Его замыслы, и потому они тоже не меняются. Вообще, Бог вне времени, и потому перемены Ему не свойственны. А значит, и молитва наша не может повлиять на Бога ни в малой степени, ни в большой, ни в какой. Никаком образом невозможно повлиять на Бога, заставить Его, упросить или уговорить Его изменить Его план.
Монистически мыслящий человек сразу, некритически делает отсюда ошибочный вывод: значит, мы никак не можем повлиять на будущее. Грядущее предопределено и не зависит от нашей свободной воли, а значит никакой свободной воли просто-напросто не существует, она лишь фикция - иллюзия, возникающая потому, что мы не до конца понимаем самих себя, не знаем настоящих причин наших поступков, вот они и кажутся нам произвольными.
Суть философского монизма в подсознательном отождествлении мира, Божественного плана о мире и Самого Бога. По сути, для мониста мир как целое это и есть Бог, а Бог это просто-напросто другое название действительности в целом. Иными словами, последовательный философский монизм это ни что иное как пантеизм: мироздание это и есть Бог.
Тут возможен и более тонкий ход мысли: можно различать сам мир в его многообразии и его суть, какой бы она ни была - тогда получаем классический дуализм: зримый пёстрый и разнообразный дольний мир противопоставляется возвышенной абсолютной Идее этого мира, которая и отождествляется с Богом. Это слегка смягчает безусловной предопределения, поскольку неидеальный мир воплощает идеальную Идею "грязно", неаккуратно, и в этой грязи как-то могут возиться обладающие свободной волей твари, произвольно используя для реализации этой свободы пространство несущественной "грязи" реального бытия, отделяющей его от идеальной Идеи. Такая философия естественно сочетается с манихейством, презрением к плоти и проч.
Но и та, и другая философия совершенно не выражают собою Православное соотношение этих понятий.
В Православии творение не является Богом, и Бог не является идеей или идеалом творения. Напротив, сами идеи идеалы и идеи (включая Абсолютную Идею, Нирвану и что бы то ни было) являются частью тварного мира так же, как и материальный мир. Время тоже сотворено, и прежде творения мира времени не существовало.
Творец и Творение это ДВЕ совершенно различных сущности, существующие вместе, наряду друг с другом. Творец является Причиной творения, Он задаёт законы его бытия и поддерживает это бытие Своим действием. И Он вмешивается в судьбу тварного мира, где и когда захочет. Иными словами, основной православной философии является как минимум дуализм. Но не дуализм материи и идеи, а дуализм Творца и творения.
Что отсюда следует? Очень важный вывод.
Хотя мы никаким образом не можем повлиять на Бога, заставить Его, упросить или уговорить Его изменить Его план относительно судеб мироздания, зато мы можем участвовать в Божественном изменении самого мироздания как целого, если это участие предусмотрено Его планом. Иными словами: если наша молитва это часть Его замысла, то этой молитвой мы влияем не на Бога, а на нашу судьбу и судьбу всего мира в целом.
И возможность такого влияния ничем не ограничена. Неправильно думать, будто наша молитва может повлиять лишь на какие-то тактические нюансы нашей судьбы. Такого ограничения не существует. Чисто теоретически, от нашей молитвы можно ожидать чего угодно. Если Богу это угодно и именно это является частью Его плана, человек может своей молитвой уничтожить весь мир и создать новый. Может изменить прошлое. Может абсолютно всё.
Итак, не играет роли разница между "стратегией" и "тактикой". Имеет значение лишь одно: соответствует ли твоё желание воле Бога. Чем в большей степени воля человека согласована с волей Бога, тем сильнее Бог изменяет мир в соответствии с его молитвой. При этом настоящей Причиной перемен является Сам Бог, а угодная Богу молитва человека является лишь предвестницей грядущих перемен.
Важно понимать, что никто не может обратиться к Богу или даже просто вспомнить о Нём, если Сам Бог не коснётся этого человека. И вот почему. Изнутри самого мира, без воздействия Бога на мир, вспомнить или позвать Бога невозможно, потому что ничто в мире кроме Самого Бога само по себе Богом не является и на Него не указывает, потому что Творец является абсолютно Иным в отношении творения.
Имя Бога является знаком присутствия Бога - либо это просто слово, не имеющее к Богу вообще никакого отношения. Какое слово и в какой ситуации является или не является именем Бога, это определяет Сам Бог. Где и когда Он не желает действовать, Он не оставляет никаких следов Своего присутствия, никаких указаний на Себя - так, будто Его и вовсе не существует. Любое указание на Бога или напоминание о Боге это признак Его присутствия и участия в судьбах мира, признак грядущих изменений мироздания.
Поэтому любая молитва, даже самая слабая, изменяет мир. Различие между сильной и слабой молитвой состоит во времени, которое должно пройти прежде, чем эти перемены станут очевидными. Сильная молитва изменяет ситуацию немедленно, слабая требует времени. Молитвы святых сильнее, чем наши молитвы, потому что их воля в большей степени согласована с волей Бога, чем наша воля. А значит, если они чего-то желают и просят, то скорее всего, именно этого желает и просит Бог. Но - не обязательно!
Как уже сказано, любая молитва изменяет мир, потому что является проявлением Божественного действия в мире. Молитва не влияет на Бога, но сама является знаком влияния Бога на Его творение. Если бы Господь не желал что-то изменить, то мы или не вспомнили бы о молитве. Сила молитвы зависит не от личности молящегося, а от силы и характер действия Самого Бога в молитве. Как уже сказано, если мы просто вспомнили о Боге - это уже признак Его присутствия и участия в деле, даже если мы, вспомнив, так и не начали молиться. Иное дело, если мы всё-таки помолились, но рассеянно. И иное дело - если нам удалось собрать, сконцентрировать ум на молитве. Это важный признак действия Бога в нашем уме, также указывающий на характер Его действия. И так далее.
Бог не обязан исполнять нашу просьбу. Если мы помолились, то перемены наступят - но какими они будут, в какой степени наша молитва отражает их суть - это зависит от того, насколько наша воля согласована с волей Бога. Если такого согласования нет, то последствия молитвы будут совсем не теми, какие ожидал молившийся человек. Сам тот факт, что он молился, указывает на неизбежность перемен, но ничего не говорит о характере этих перемен.
Мы просим святых о молитве потому, что их воля в гораздо большей степени чем наша согласована с волей Христа. Они знают, чего просят, и примерно знают, что будет результатом их молитвы. Чем выше святость святого,тем сильнее его молитва и тем точнее его личная воля выражает собою волю Самого Бога. Но при этом данный святой по тем или иным причинам может оказаться нам в каком-то отношении ближе, чем Сам Иисус Христос. Например, святой может быть географически ближе, он может быть родственным нам по языку, по дискурсу, по взглядам, по образу мыслей, по каким бы то ни было причинам - всем этим можно и нужно пользоваться для установления связи со святым, потому что в этом и заключается замысел Бога: он даёт нам святых для того, чтобы мы имели как можно больше разнообразных каналов связи и взаимопонимания с Ним лично. Святые ближе нас к Иисусу Христу и в то время время в каком-то отношении ближе нам, чем Иисус Христос. Близостью святого можно и нужно пользоваться.
Почему и каким образом нам иногда кажется, будто святому удалось "повлиять" на Бога, изменить Его замысел? Прежде всего, Бог как правило не сразу раскрывает весь Свой замысел, но понемногу, шаг за шагом, оставляя нам на каждом шаге возможность поучаствовать в этой мистерии. Даже если человеку Самим Богом сказано "Ты умрёшь", человек может (и часто даже должен, по замыслу Самого Бога) молиться Богу и остаться в живых. Может быть, задним числом он поймёт, что замысел Бога в том и состоял, чтобы страшным пророчеством подтолкнуть его к молитве.
И тогда человеку открывается иной, более глубокий смысл прежде сказанного пророчества. Это объясняется изменением реальности, причиной которой является действие Бога вообще и Его действие в молитве в частности. Одни и те же слова в разном контексте имеют разный смысл, и в изменившейся реальности прежнее пророчество звучит иначе, оно приобретает новые, прежде скрытые смыслы.
Итак, ни в какой ситуации не следует отчаиваться и оставлять молитву: наше Богопознание только началось и всегда должна оставаться надежда, что будущее окажется лучше, чем казалось, и слова пророчества имеют более благоприятный смысл. Адаму было сказано "В день, в который ты вкусишь о запретного плода, смертью умрёшь" - однако он прожил ещё очень много времени. В самый момент вкушения он умер духовно, утратил благодатный покров, используя который он в любой момент мог без труда согласовать свою волю с Божественной. Он "умер" символически, символом чего и стало обнажение: они вдруг поняли, что они наги.
Итак, молитва наша не изменяет Бога, она изменяет мир - в частности, ведёт нас к более глубокому и точному понимаю воли Бога, которая таким образом и раскрывается - не сразу, но постепенно, во много этапов. Пока история мира не завершена, у нас всегда остаётся возможность обратиться к Богу и таким образом повлиять на неё - иногда даже в желательном нам направлении. А чтобы это случалось чаще, нужно стремиться понять Бога и согласиться с Ним. Чем в большей мере наша воля согласна с Его волей, тем шире наши возможности придавать течению событий желательное для нас направление. Ещё раз: мы при этом нисколько не изменяем Бога, но лишь выступаем проводниками Его воли.
Ну, и в заключение замечу, что указанный выше "православный дуализм", который противопоставляет Творца и Его творение, вовсе не исчерпывает собою философии Православия. Он отражает важный догмат Богословия: Иисус Христос это и Творец, и часть Своего Творения. В Нём соединилось сотворённое с Несотворенным.
Но на более глубоком уровне понимания мы в Самом Творце различаем Действие и Сущность. Его Божественное Действие (именуемое также Энергия, Мысль, Замысел, Слава, Свет и проч) мы можем познать, приобщившись Ему, так как Оно обращено к сотворённому Им миру, частью которого мы являемся. А вот Его Сущность (или Природа, бытие Бога в Себе Самом) абсолютно недоступна нашему познанию. И этим различением Энергий и Сущности Божества преодолевается обозначенный выше философский дуализм. Творец и творение не только противопоставлены, но и соединены Божественным Действием. И зримым проявлением этого соединения является личность Иисуса Христа, одновременно Бога и человека.
Философский монизм не оставляет места для Христа. Если бог это весь мир, то зачем особенно выделять какую-то часть этого мира? И если Бог это всего лишь Абсолютная Идея, чистая от излишних подробностей Истина, то воплощение этой Истины в "грязном" мире невозможно, "мысль изреченная есть ложь" и проч, и проч.
> Вернёмся к примеру человека, которому Василий Блаженный предрёк смерть. Чтобы не умереть, этот человек должен быть начать горячо молиться: просить Бога и святых. Мы не знаем, как он поступил. Но вспомнил он о Боге или не вспомнил, начал он молиться или не начал, всё это действие Бога, воля Бога. Верно ли я понял?
Не совсем.
> вспомнил он о Боге или не вспомнил, начал он молиться или не начал, всё это действие Бога, воля Бога
Суть сказанного выше в том, что надо различать действия Бога и действия тварного мира. Это ДВЕ разные вещи. 1) Если этот человек начал молиться, это было действие Бога. 2) А если он так и не вспомнил о Боге, но продолжал заниматься суетными делами, уже явно лишенными смысла перед лицом приближающейся смерти - это было действие не Бога, но самого человека, а также духов тьмы, которые всю жизнь "пасли" его как свинью, не позволяли ему поднять глаза к небу, готовя себе свою духовную трапезу. В первом случае Бог бы изменил мир, изменил судьбу этого человека. Но судьба его изменилась бы не вследствие молитвы, а наоборот: молитва этого человека была бы одним из проявлений изначального Божественного замысла об этом человеке. Во втором случае всё развивалось естественным порядком - но увы, не человеческим, а бесовским порядком, потому что самая суть греха это пленение человеческого естества иным естеством, которое вообще-то вовсе не должно над нами доминировать.
Каков же был замысел Бога об этом человеке? Да именно таков, каким мы его и видим в реальности. Всё всегда совершается в точном согласии с Божественным замыслом.
Значит ли это, что мы ничего не можем поменять? Не значит. Потому что Бог выносит о нас тот или иной суд не независимо от нашего выбора, но заранее, изначально предвидя всякий наш выбор. Бог является Творцом времени и Сам не подвластен времени; будущее и прошлое равно открыты Ему. То есть, этот человек действительно мог изменить свою судьбу, и в данном случае даже понятно, что именно он должен быть для этого сделать: конечно же, обратиться с молитвой к Василию Блаженному, живому Богу по благодати, которого он в этот момент видел перед собой!
Не для того ли Бог дал ему этот уникальный шанс - не только встречу с великим святым, но и явное пророчество о грозящей ему смерти? Просить Василия умолить Бога об отмене приговора - самое естественное решение в данном случае. Какой была бы история этого человека в том случае, если бы он сделал правильный выбор, мы не знаем. Но по аналогии с другими подобными случаями можно предположить, например, что этот человек бы умер для мира, последовал за Василием как его ученик, и сапоги действительно уже не нужны были бы ему, потому что Сам Бог согревал бы его на морозе Своим Божественным действием, изменяющим мир. Иной была бы тогда и судьба всего мира, и судьба России.
Обсуждение (слова собеседника по-прежнему курсивом):
Уважаемый Максим, благодарю вас за очередные комментарии, в которых вы снова обратились к столь важной для меня теме, как свобода воли и действие молитвы, которая хотя и постепенно проясняется, все же остается для меня мучительно непонятной. Поэтому я с удовольствием откликаюсь на ваш призыв указать, что именно в вашем объяснении оказалось неясным. Вернее, ясно-то все, но проблема в том, что я вижу противоречия, которые не дают создать непротиворечивую картину (что, собственно, и является пониманием). (1) По-моему, Вы допускаете формировки, которые противоречат основному Вашему же тезису о том, что план (воля) Бога неизменен и человек не может на него повлиять. Это - первая причина, которая мешает пониманию.
>>> Хотя мы никаким образом не можем повлиять на Бога, заставить Его, упросить или уговорить Его изменить Его план относительно судеб мироздания, зато мы можем участвовать в Божественном изменении самого мироздания как целого, если это участие предусмотрено Его планом. Иными словами: если наша молитва это часть Его замысла, то этой молитвой мы влияем не на Бога, а на нашу судьбу и судьбу всего мира в целом.
Если у Бога есть план, то можно ли вообще говорить, что мы влияем на нашу судьбу и судьбу всего мира в целом? На мой взгляд, это утверждение противоречит основной концепции, которую Вы пытаетесь донести о том, что у Бога есть совершенный план, который не может быть изменен.
Ответ прост. Наше влияние на нашу судьбу и судьбу нашего мира это часть Божественного плана.
>> Чем в большей степени воля человека согласована с волей Бога, тем сильнее Бог изменяет мир в соответствии с его молитвой.
Опять то же противоречие. Разве Бог меняет мир в соответствии с молитвой?
Да, по нашей молитве Бог меняет мир. Иначе какой смысл был бы просить Бога о том или о другом? Однако важно понимать, что Бог слушает, но не слушается нас. Он отвечает на нашу молитву, а не просто исполняет её. Ответ Бога на молитву всегда нетривиален, его невозможно предсказать.
>> Поэтому любая молитва, даже самая слабая, изменяет мир.
И снова то же - молитва изменяет мир. Общее в этих трех Ваших тезисах одно - они противоречат основному утверждению о том, что план Бога неизменен и человек ни в силах не него повлиять никак в том числе молитвой. Если я верно понял, то это были не совсем удачные формулировки, и основной тезис можно сформулировать так: у Бога есть план, этот план неизменен, человек не может его изменить никак, в том числе с помощью молитвы. Верно?
Верно. Мы не может повлиять на Бога или изменить Его план. Просто потому, что наше влияние является частью Его плана. Он заранее знает всё, что мы попросим -- и знает, что Он ответит.
(2) Вы говорите, что Бог может в любой момент вмешаться и изменить свой план, поменять не только настоящее, но и прошлое и будущее. Все верно, Бог может все. Но почему невозможно допустить, что Бог совершит это вмешательство в ответ на нашу молитву?
Бог может вмешаться и поменять не только будущее, но и прошлое. И Он делает это в ответ на нашу молитву. Но всё это часть Его плана.
(3) Если воля святого согласована с волей Бога - мы не можем говорить о том, что воля святого влияет на Бога. В этом случае святой является всего лишь идеальным исполнителем божественного плана, и просить его о чем-то бессмысленно. Если воля Бога - чтобы человек умер, будет ли святой помогать человеку остаться в живых? Очевидно, нет. Тогда какой смысл в такой просьбе?
Бессымысленно просить святого о том, чтобы он изменил Бога или изменил Божественный план. Зато святой может попросить Бога воскресить мёртвого и вообще сделать что бы то ни было, что угодно -- Бог ответит, и этот ответ является частью Божественного плана, как и сама просьба святого.
Далее - без нумерации, просто комментарии к отдельным фрагментам текста:
>>> Даже если человеку Самим Богом сказано "Ты умрёшь", человек может (и часто даже должен, по замыслу Самого Бога) молиться Богу и остаться в живых.
А почему именно молиться? Почему просто ни бороться с обстоятельствами, ведущими его к смерти? Ведь действие человека и молитва в равной степени не могут повлиять на волю Бога.
Молитвой человек может достичь того, что он не в силах совершить своими действиями.
>> Итак, молитва наша не изменяет Бога, она изменяет мир.
Мир - это и есть воля и действие Бога. Если молитвой можно изменить мир - значит, молитвой можно изменить волю Бога.
Вот! Вот мы добрались до сути.
Мир и воля Бога это не одно и то же! Смотрите: воля Бога нетварна и безначальна -- мир тварен и имеет начало. Воля Бога неизменна -- мир всё время изменяется.
Мир как он есть это не воля Бога, а всего лишь частичная реализация воли Бога. С течением времени Бог раскрывает Свой замысел всё больше и больше, реализуя его в судьбах мира. Но всякий раз впереди остаётся ещё целая бесконечность нереализованного. Каждое вмешательство Бога в судьбы мира изменяет мир как целое. Будущее мира становится иным, чем оно было бы, если бы Бог не вмешался. Возможное будущее мира не выражает волю Бога. Только реальное будущее её выражает. Бог может изменить и прошлое, но в этом нет нужды, так как прошлое уже выражает волю Бога, хотя и лишь частично.
>> Чем в большей мере наша воля согласна с Его волей, тем шире наши возможности придавать течению событий желательное для нас направление.
Мы это уже обсуждали, но все же. Если мы не можем изменить ход событий (который определен Богом), то говорить о том, что мы можем придать течению событий желательное для нас направление, на мой взгляд, неуместно (хотя и логически верно). В этом случае мы придаем событиям желаемое Ему направление. Никаких возможностей нам тут не прибавляется. С тем же успехом я могу сделать вид, что по телевизору идет только то, что я хочу и сидеть радоваться о том, что я Бог, который управляет телепрограммой по своему желанию.
Мы не можем повлиять на Бога, но можем (молитвой к Богу) повлиять на то, что показывают по телевизору. Если это является частью Его плана. Если же нет -- нам просто и в голову не придёт молиться о том, что показывают по телевизору.
Я уже сорок лет практически не смотрю телевизор. Последний раз я его смотрел, когда шёл чемпионат Европы по футболу. Футбол мне неинтересен, но я внезапно увидел, что футболист на экране правильно перекрестился. Меня это поразило, и я попросил у моих друзей объяснения. Мне сказали, что это греческая команда. Тогда я стал молиться, чтобы греки победили. И они действительно одержали победу. Потом мне сказали, что это был единственный случай в истории, когда греки стали чемпионами. Так что я не вижу ничего невероятного в том, чтобы молитвой повлиять на то, что показывают по телевизору. Для Бога в этом нет никакой проблемы.
>>> Суть сказанного выше в том, что надо различать действия Бога и действия тварного мира. Это ДВЕ разные вещи.
Этим утверждением Вы меня удивили. А что - разве тварный мир действует без оглядки на волю Бога, самочинно?
Тварный мир может действовать, вопрошая Бога отом, что Ему угодно, а может действовать самочинно. Воля Бога реализуется в обоих случаях, но двумя разными способами. В одном случае мир причастен Его благодати и сознательно участвует в реализации Его замысла, таким образом познавая Бога. В другом случае мир варится в собственном соку, оставаясь чуждым благодати.
>>> 1) Если этот человек начал молиться, это было действие Бога. 2) А если он так и не вспомнил о Боге, но продолжал заниматься суетными делами, уже явно лишенными смысла перед лицом приближающейся смерти - это было действие не Бога, но самого человека, а также духов тьмы, которые всю жизнь "пасли" его как свинью, не позволяли ему поднять глаза к небу, готовя себе свою духовную трапезу.
У бога был план относительно этого человека, в котором он либо остался жив, либо умер. Верно? Что бы человек не сделал ( в том числе помолился) - божественный план не изменится. Если человек не вспомнил о молитве - значит, Богу так было угодно. Если духи тьмы овладели человеком - значит Бог попустил это, опять-таки, ему было так угодно.
Всё верно. Если Бог хочет спасти человека, Он вкладывает в его ум помысел молитвы.
>> В первом случае Бог бы изменил мир, изменил судьбу этого человека.
Вы писали ранее, что Бог не меняет своих планов.
Бог не меняет своих планов, но меняет мир, его будущее и даже прошлое (если бы Он этого захотел).
>> То есть, этот человек действительно мог изменить свою судьбу, и в данном случае даже понятно, что именно он должен быть для этого сделать: конечно же, обратиться с молитвой к Василию Блаженному, живому Богу по благодати, которого он в этот момент видел перед собой!
Так был у Бога план о судьбе этого человека или нет? Если был - значит, никаким своим выбором человек не мог его изменить. А если человек своим выбором мог изменить план Бога о себе (мы исходим из того, что план Бога все-таки был - значит, человек своим выбором мог повлиять на план Бога.
У Боге есть план судьбы человека. И в этот план входит молитва человека, изменяющая его судьбу.
У меня вновь получается вместо стройной картины какой-то клубок противоречий ) Но мне кажется, это неудивительно. Пока я это писал - мне пришла мысль о том, почему этот вопрос столь сложен как для вопрошающих, так и для объясняющих. Ведь по сути это - главный вопрос христианской жизни. Как только человек ясно и верно поймет свое место относительно Бога и его плана - он и действовать начнет абсолютно верно в полном согласии с Богом. Думаю, мало кто хочет идти наперекор воле Бога, просто люди не знают, что и как делать верно. Мне кажется, простого желания тут мало, нужно именно понимание. И именно поэтому и попытки спрашивать и попытки объяснять сталкиваются со столь сильным сопротивлением. Но все же у меня есть ощущение, что в этих вопросах и ответах «по кругу» все же идет движение в сторону понимания.
Именно так. Поэтому я прошу прощения за такую долгую задержку с ответом. Мне хотелось ответить не только Вам лично, но и всем, у кого хватит терпения прочитать наш разговор до конца.