В этой краткой заметке я хочу привлечь внимание моего дорогого читателя небольшому, но весьма важному нюансу сказанного мною недавно в заметке
Профилактика болезней, где я рассуждаю о боли, для чего она нужна и как её правильно использовать. Может быть, кому-то покажется, что я напрасно так уж акцентируюсь на этом. Но с возрастом начинаешь придавать всё больше внимания проблемам с здоровьем, которые в молодости кажутся несущественными мелочами. И в этом -- не только слабость, но и мудрость.
Искусство писателя состоит в том, чтобы уметь выразить словами то, что словами невыразимо. Одним из основных приёмов, позволяющих достичь этой цели, является рифма. Речь идёт не только созвучиях в поэзии. Ведь и проза тоже основана на рифмах, на специфических смысловых повторах и перекличках.
Показать две разные вещи как одно и то же это то же самое, что показать одно и то же в двух разных аспектах.
Два глаза дают нам две немного разных картинки, на чём и основано объёмное зрение. Казалось бы, различие этих картинок ничтожно -- а вот под ж ты, этого микроскопического различия двух точек зрения оказывается достаточно, чтобы сквозь двумерность сетчатки проявилась трёхмерность видимого мира.
Так вот, я хочу указать очень простую связь моей мысли. Для кого-то, быть может, уже очевидную, но я хотел бы, чтобы она сделалась очевидной для всех: предыдущая заметка
Жертвоприношение как метод изменения реальности, в которой я рассуждаю о мистике мелочей является обобщением заметки
Профилактика болезней. Или, лучше сказать так:
Профилактика болезней при помощи фиксации внимания на слабой боли это частный случай
Жертвоприношения. Особенно, если ты эту слабую боль сам же и провоцируешь.
И если
Жертвоприношение есть метод изменения реальности, то правильное использование боли это частный случай применения того же метода, позволяющий перейти из реальности, в которой боль это палач -- в реальность, в которой боль это врач. Это всё очень важные, жизненно важные мелочи, имеющие огромное практическое значение. Потому я просил бы моего дорогого читателя зафиксировать внимание на этой параллели, которая наверняка позволит ему увидеть смысловой объём, скрытый в этих двух заметках как в двух плоских картинках.
Снова подчеркну: целительной является именно слабая боль. Мелочь, на которую в молодости просто не обращают внимания, упуская тем самым возможность исцелиться. И тогда со временем слабая боль становится сильной. Чтобы избежать этого сценария, нужно совсем немногое: уделить этой мелочи внимание. Очень важно вовремя понять, какая именно из окружающей нас тысячи мелочей является ключом к двери, ведущей в Жизнь. И конечно же, неслучайно я говорю обо всём этом контексте вот именно
Жертвоприношения. Я намекаю на одну определённую Жертву: боль, две тысячи лет назад пережитая одним человеком, для кого-то всего лишь мелочь на фоне страданий миллиардов людей.
Указав на третье смысловое измерение этих двух текстов, я воспользуюсь случаем намекнуть на четвёртое и пятое, связав эту тему с учением о
парадоксальных состояниях (см по ссылке!) нервной ткани.
В нормальном состоянии на слабое раздражение она отзывается слабой реакцией, а на сильное -- сильной. В парадоксальном состоянии всё наоборот: сильное воздействие (почти) не вызывает отклика, в то время как слабое вызывает сильный отклик. Переводя с языка материализма на язык мистики, это признак погружения в иную реальность, в которой очень важно то, что нам здесь кажется мелочью -- и напротив, важное для нас здесь является несущественным, относится к фону. (См. также
о сне.)
Обратите внимание! Это очень важный нюанс, именно практически важный. Вовремя разобравшись в нём, можно сэкономить много времени и сил.
Из обсуждения:
> Жертва должна быть дорога. Чем дороже, тем больше шансов на взаимопонимание. Когда Каин пожертвовал то, что было не очень важно для него - Господь эту жертву же не принял.
Апостол предлагает другую меру жертвы: не с нуждею. Правильная жертва приносится
от избытка, а не от недостатка. Ему вторят Отцы, отвечая на вопрос о милостыне: сколько подавать милостыни? Давать нужно столько, чтобы потом не жалеть.
Чрезмерность жертвы симптом дьявольской гордыни. И с Каином проблема была вовсе не в количестве.
> Жертва Авраама: чрезмерна или нет? Господь дороже сына, поэтому Авраам и пошел на жертву.
Поскольку Авраам действительно веровал Богу, самому ему эта жертва не казалась чрезмерной. Чрезмерной она кажется нам -- по нашему маловерию. "
Ибо он думал, что Бог силён и из мёртвых воскресить," -- поясняет Апостол.
> Как я понял из поста, для человека рассматриваем две реальности. Текущую и новую -- ту, в которую от стремится. Жертва должна быть маловажной для человека в новой реальности, но важной в текущей. При этом жертва в текущей реальности должна направлять человека к новой реальности. Правильное понимание?
Точнее, в новой реальности это вообще не жертва, а просто рациональный, логичный выбор. Почему мы постимся в пятницу? Да потому, что в пятницу пострадал наш Царь и Бог! В новой реальности это более чем достаточная причина.
А вот должна ли жертва быть важной в прежней реальности -- вопрос нетривиальный. Господь заповедует "будь верен в малом", -- и это глубоко верная стратегия. Произнести устами Иисусову молитву мимоходом, занимаясь другими делами -- жертва совсем небольшая по любым меркам. Но будучи повторяемой много раз, она мало-помалу сдвигает гору омрачения нашего ума.
Хороши ли великие подвиги? Далеко не всегда. Снова повторюсь: "не с нуждею: от избытка, а не от недостатка" и "давать нужно столько, чтобы потом не жалеть". Жертвы святых кажутся нам великими лишь потому, что в нашей реальности они действительно таковы. В реальности же самих святых они кажутся не великими, а недостаточными. Святые не лукавят, когда говорят "я ещё и не начинал подвига по-настоящему".
> Если да, то человеку стоит очень хорошо понять/изучить, что важно и что неважно в новой реальности, иначе у него будут проблемы.
Да, именно так. Идти вслепую вообще небезопасно. Тем более если речь идёт о мистике.