Самостийность и теодицея

Jun 08, 2018 06:27

Вопрос о самостийности в обсуждении моей заметки Теодицея, управление массами и Бессознательное (2)

Цитирую контекст (мои слова):

Суть-то в том, что ВЫ САМИ, лично Вы являетесь виновником всего того зла, в котором лицемерно упрекаете Бога.

Вопрос уважаемого palmas1:

А можно вкратце пояснить механизм творения зла? Вот пример ребёнка с врождённым уродством. Каков механизм возникновения такого события с чьим-то участием, если это не родитель, а просто человек из другого города или страны, случайно узнавший об этом ребёнке после его рождения? Или для того, чтобы быть виновником зла, необязательно его лично творить? Тогда в каком смысле виновник?

Мой ответ:

Полгода назад я подробно разжевал этот вопрос в заметке Лекарство от наивности.
Но если повториться, вкратце: у любого разумного существа есть такой уровень восприятия (который достигается при помощи христианской аскезы на этапе, именуемом умной молитвой), когда человеческая воля совершенно согласна с Божественной волей. Чего хочешь ты - того хочет и Бог. А чего хочет Бог - того хочешь и ты. При этом Бог всемогущ. Это и есть "механизм", при помощи которого человек может совершить все, что угодно. Единственное ограничение тут - своя собственная воля. Начиная молитву, человек ставит перед собой цель чего-то добиться у Бога, однако достигая этого этапа молитвы он осознает, что на самом-то деле хочет чего-то иного. Желание, которое изначально подтолкнуло его углубиться в молитву, является (говоря языком Фрейда) всего лишь "реактивным образованием", под которым скрывается нечто совсем иное, часто прямо противоположное. И причина этого фундаментальна.

Ведь умная молитва - наше естественное состояние. Мы для того и созданы Богом, чтобы присно пребывать в этом состоянии, в блаженном мире с Богом. И утрачиваем мы это состояние сугубо добровольно, увлекаясь тем или иным помыслом сопротивления. Суть же "сопротивления" заключается в том, что человек предпочитает иную концепцию, иное описание реальности, в котором Бог хочет и делает не то, чего хочу я. А я делаю не то, что хочет Он. И тут возникает вопрос, в чем же преимущество этой концепции?

А преимущество её в той самостоятельности, автономности - я бы даже сказал, самостийности - которую подразумевает это состояние. Спустившись на эту ступень, человек утрачивает прямой контакт с Богом и вытекающее отсюда всемогущество, зато обретает неограниченную возможность самоутверждения. То есть, не то чтобы неограниченную... Бог лечит человека от этой гордыни скорбями, что абсолютно естественно, ведь скорби неизбежны, когда твоя воля не совпадает с волей всемогущего Бога. Но и тут человек может настаивать на своей самостийности, продолжая тяжбу с Богом и обвиняя Его в несправедливости.

Эта тонкая психологическая игра и есть наше самое что ни на есть привычное повседневное состояние, в котором мы (как нам кажется) справедливо упрекаем Бога в нашей немощи и Его безразличии к нашим проблемам. Мы порой всю жизнь проводим в этой игре и так и входим с этим в Вечность. Отсюда и получается страшная, нежелательная Вечность. "Заигрались в самостийность"

См. развитие темы: Ум дьявола

[Дополнение к теме]Дополнение: ещё несколько интересных комментариев к этой же заметке.

Возражение уважаемого jivopyra

Я прошу прощения, но до сих пор мне казалось, что фрейдовая троица раскладывается иначе: Id - бессознательное, Я - сознательное, Сверх-Я - невыведенные в сознательное требования общества над личностью. Я понял мысль, которую Вы сказали, но совершенно не с первого раза. Именно из-за терминологии.

Всё верно. Именно так и понимал Фрейд. И моё понимание довольно близко к этому. Но я иначе понимаю природу Сверх-Я - а если копнуть глубже, я иначе понимаю саму природу "требований общества". Как мне кажется, это требования вовсе не общества, а некоей сторонней силы, которая таким образом встраивается в общество, берет на себя "полезную" для общества задачу - а на самом деле ставит целью контроль над данным человеком и обществом в целом.

Комментарий Anonimus-а:

Дети с мутациями, Бессознательное... "Конгресс, немцы какие-то, голова пухнет..."(с)
Всё ж просто. Ваш оппонент утратил Веру. А вы ему - "Вам надо помолиться".
Так он не может этого сделать!!!
Это я вам как человек, утративший Веру, говорю.
Вера теряется в акте насилия над тобой (в широком смысле этого слова). А Бог в этот момент не шарахнул в насильника молнией, а просто взял и промолчал.
Ну, мы ж только недавно о Поле Спекторе и "Крахе" говорили.
Происходит надлом - и ты уже не хочешь молиться Всевышнему, потому что внутри тебя сидит обида на НЕГО.

Всё верно. Скажу больше. Нам верующим заповедовано молиться непрестанно. В сущности, это наш основной религиозный долг. И все проблемы с Церковью имеют своим первоисточником то обстоятельство, что подавляющее большинство(!) верующих свой долг не выполняют. А когда человек не молится - он не имеет духовных сил жить по заповедям, потому что эти силы подаются именно через молитву. И тогда всё идёт кувырком.

А почему верующие не молятся? Что им мешает?

А мешает им невысказанная обида на Бога.

И вот какая штука: нет другого способа начать молиться кроме как высказать Богу все, что о Нём думаешь. Высказать с предельной искренностью, потому что скрыть от Него всё равно ничего не получится. Человек боится это сделать - и этот страх становится причиной застоя в духовной жизни. Годы идут, а ничего не меняется, настоящего покаяния не происходит, человек топчется на месте, без конца каясь в одних и тех же грехах и снова впадая в те же грехи.

А в чем причина этого сковывающего страха? Некоторые думают, что это и есть тот страх Божий, о котором святые говорят, что это начало премудрости. Но на самом деле это не страх Божий, а сковывающее, леденящее дыхание того самого Сверх-Я, о котором говорит
ortopas. Эта дрянь сидит в нашем бессознательном, заслоняя от нас Бога, взяв на себя роль Бога.

PS.  И ещё несколько слов из комментариев к заметке a_lazar, где обсуждается этот текст. Самоцитата:

Важность поднятой темы невозможно переоценить.

Дьявол, сам того же желая, сыграл здесь свойственную ему роль музы, хотя и в совершенно несвойственном ему жанре. Ни один из людей, верующих или неверующих, ни разу в моей жизни так и не решился поставить передо мной эти вопросы настолько ясно и откровенно. Тут нужен был именно такой персонаж: который верит в Бога, но при этом ненавидит Его от всего сердца, без тени сомнения.

В реале мы с моим оппонентом бы просто никогда не сошлись, а если бы и сошлись, то диалог бы не получился. А если бы и получился, я бы не смог говорить так, как говорил. Потому что в данном случае каждой моей реплике предшествовал как минимум час предельно внимательной молитвы. И я писал не от себя; я отвечал дьяволу то, что перед этим Бог ответил мне самому. В моем диалоге с Богом я был дьяволом.

бессознательное, религия, психология, выход есть

Previous post Next post
Up