О масонстве изнутри

Oct 14, 2016 19:17

Выношу в отдельный пост чрезвычайно интересную беседу, которая состоялась у меня в комментариях к предыдущей заметке ( Историческая родина масонства).
Обычно я отмечаю курсивом и знаком ">" речь моих собеседников, но в данном случае удобнее поступить наоборот. Ведь в данном случае я по большей части молчал и внимательно слушал.

Итак, передаю слово таинственному Анониму:

Если Вы действительно интересуетесь темой масонства в разрезе своих исследований по теории Власти, то рекомендовал бы лучше вникнуть в структуру масонства.
Регулярное масонство делится на символическое (первые три степени, Братство) масонство и Орденскую надстройку (ДПШУ в 33' или ФУ в 5' или другие).
Масонство - жестко иерархическое образование и, действительно, алхимическая лаборатория для работы с интересующим Вас продуктом.
На последних работах в Ложе я зачитывал отрывки из Вашего ЖЖ.

> В какой степени заслуживает доверия описание внутреннего устройства масонских лож и отношений между ними у Тихомирова?

Я не могу сказать, что весь, указанный Вами, текст ошибочен или ложен. Там много правды про частности. Описанные Тихомировым частности в какой-то степени сохранились, в какой-то - сильно изменились. Но суть не передана. Я бы не включал этот текст в список рекомендуемой литературы.

> А в чем суть (та часть, которая не передана Тихомировым)?

Это приглашение к большому разговору. Я попробую начать.

1. Происхождение масонства. Общая часть.

2. Происхождение масонства. Пусть цветут сто цветов.

3. Ложа без лажи: что же там происходит. Обряд.

4. Ложа без лажи: что же там происходит. Суть (но не вс4я…).

5. Ложа и люди. Что же важней?

6. Ложа и люди. Кто же они?

7. Масоны без мессы или христиане ли они?

8. Масоны и массы или кто еще вокруг?

9. Итого: о чем мы сказали.

10. Итого: о чем мы не сказали.


> Было бы естественнее, если бы Вы опубликовали весь этот материал в своем собственном ЖЖ (а я бы перепостил со ссылкой на первоисточник), однако не мне решать! Если для Вас почему-либо удобнее выступать в виде скромного комментатора в чужом ЖЖурнале, я с удовольствием сыграю роль "издателя".

Я не веду ЖЖ. Вы же можете распоряжаться моими комментариями по своему усмотрению.

1. Происхождение масонства. Общая часть.

Датой появления масонства, как широко известно, считается дата собрания в таверне "Гусь и противень", Лондон, 24 июня 1717 года, в результате которого появилась Великая Ложа Англии.
Очевидно, что масонские организации (ложи), существовали до указанного собрания, на котором было зафиксированно сложившееся положение дел. Но речь тут может идти о временном диапазоне в одно, максимум два-три поколения (25-75 лет) от 1717 года.
Масонство возникает как один из инструментов работы со средним классом, ориентировано оно именно на средний класс, а отнюдь не элиту или аристократию. Именно на тот средний класс, который появляется в результате двух трех процессов в обществе - Просвещения, промышленной революции и развития капитализма.
Содержание масонства - продукт описанной выше среды и определялось и развивалось исторически, в зависимости от конкретных обстоятельств. И, что очень важно, это содержание исключительно рационально.
Историческая преемственность с далеким прошлым и метафизика - удел, в первую очередь, парамасонских организаций. Но прежде чем перейти к ним, необходимо определить, где и как возникали разные виды масонства, как это было связано с кровью и почвой.
При этом ответить на все вопросы в полном объеме мы не сможем.

2. Происхождение масонства. Пусть цветут сто цветов.

Обычные ассоциации со словом масон - Англия, откуда все пошло и где остается до сих пор и Франция, где революция, революция и революция и немножко Керенского, как лайт-вариант Франции. Все это крайне далеко от действительности.
1. Масонство развивалось в истории. В новейшей истории. И, возможно, развивается до сих пор. Масонство развивалось - это значит, что во времени менялись организационные формы движения, его методы работы, цели и задачи. И т.п.
2. Большая часть масонов в мире работает в т.н. Древнем и Принятом Шотландском Уставе. Никакого отношения к Шотландии или к англичанке, которая «гадит» этот Устав не имеет. Он - американский. Для экспорта из Америки. Континентальная Европа и остальные в основном работают в ДПШУ. Америка работает в Йоркском уставе. Англия - в Эмулейшн. Часть континентальной Европы и мира - во Французском уставе. Понятно, откуда он пришел. Италия и Израиль больше любят Устав Мемфис-Мицраим. У шведов есть свой устав. Немцы тоже пытались, но без большого успеха. В общем, думаю, понятно, как Уставы относятся с государственным суверенитетом или суверенитет - с Уставами.
3. Между Уставами есть содержательные различия, но Масонскую Тайну знают только сами масоны и не любят говорить о ней вслух.

> Америка стала мировым гегемоном в середине XX века. Означает ли это, что описываемая Вами ситуация сложилась в масонстве по второй половине XX века?

ДПШУ формируется с 1806 года. Масонская карта, описанная выше, актуальна с, условно, 1945.

> Непонятно. Каким образом система, "предназначенная на экспорт", могла формироваться в тогда далекой, никому не интересной в то время стране? когда ничто не предвещало будущего взлета США?

Может быть своим взлетом США обязаны, в числе прочего, стратегическому мышлению и способностью вести долгосрочные проект? Не знаю)).
А так же, может быть, что масонство - живой организм и его жизнь - процесс? Процесс, тесно связанный со средой нахождения. И в начале XIX века вряд ли можно было сказать, кто первым придет к финишу в XX веке и финиш ли это? Идет борьба идей и ритуалов и через сто лет все будет совсем не так.

> Когда я пытаюсь понять логику американской истории, я постоянно прихожу с разных сторон к одному и тому же выводу: что её корни надо искать в Голландии. Там же, где и корни Британской Империи. США и Британия как будто две ветви от одного ствола - но почему-то вовсе не англосаксонского. И Ваш намек на особую роль масонства в формировании США очень хорошо согласуется с таким пониманием.

3. Ложа без лажи: что же там происходит. Обряд.

Как логично вытекает из вышесказанного, каждому Уставу соответствует свой… Не обряд, ритуал. Масоны собираются в Храме Ложи для того, чтобы исполнить ритуал своего Устава в конкретной степени. Степеней или градусов в символическом (т.н. голубом или иоанновом) масонстве - три. Ученик, Подмастерья и Мастер. Каждая степень имеет свой ритуал, но чаще всего Ложи работают в первой степени - в Ложе Ученической. На работы в Храм Ложи масоны одеваются в черные фраки, сюртуки или костюмы с черными галстуками и ботинками. И - белая рубашка и белые перчатки. Еще запон - элемент масонского облачения, отражающий на себе степень, в которую посвящен масон. Символическую Ложу возглавляет Досточтимый Мастер. Руководящий состав Ложи представлен Офицерами Ложи: Первый и Второй Страж, Оратор, Секретарь, Казначей, Обрядоначальник, Эксперт, Привратник. Список дан в прямой последовательности положения в иерархии Ложи. Названия должностей могут меняться в разных Уставах и список не полный, но для целей настоящего разговора более чем достаточен. Остальные масоны - члены Ложи, не занимающие Офицерских должностей - работают в Ложе под руководством перечисленных выше персонажей.
При этом должность Досточтимого Мастера - выборная, тайным голосованием, в котором принимают участие все Мастера Ложи. Нормой является единогласное голосование. ДМ назначается на один масонский год и не может занимать эту должность более, чем два раза. После выборов кандидатура ДМ-а фактически утверждается вышестоящей организацией - Великой Национальной Ложей посредством инсталляции ДМ-а, каковую осуществляют на работах в Храме Ложи специальные эмиссары - Великие Офицеры-инсталляторы.
При этом Офицеров Ложи ДМ назначает сам на срок своих полномочий, за исключением должности Казначея. Нормой является единогласное согласование Мастерами Ложи кандидатур в неофициальном порядке. Казначей избирается открытым голосованием. В Ложе голосуют только Мастера Ложи. Подмастерья - в исключительных и определенных случаях. Ученики не имеют права голоса в Ложе в буквальном смысле слова. Им запрещено разговаривать. Разумеется, только в Ложе.
Собираясь все вместе, эти парни исполняют предписанный Ритуал. Но, как, надеюсь, видно, парней довольно много и парни там бывают не простые, а сложные. Работающие над собой, то есть. И всеми этими парнями надо как-то руководить. Это - Управление. Управлять надо Учениками, Подмастерьями и Ложей. А вот Мастера должны решать между собой другой вопрос. Вопрос о Власти.

4. Ложа без лажи: что же там происходит. Суть (но не вся…).

Для чего масоны собираются в Храме Ложи? Для того, чтобы обрабатывать свой грубый камень. Искать путь к Свету. Это - Правда. И это - основное измерение масонской деятельности. Но, кроме него, существуют и более приземленные, более прозаические лики действительности, в том числе масонской действительности, с которыми тоже нужно что-то делать. И к числу такой прозаичности относится и вопрос о Власти (в самом широком или, наоборот, в самом узком смысле этого слова).
Представьте себе ситуацию. В некоем месте собирается N-количество взрослых, состоявшихся как личности и как граждане, финансово самодостаточных мужчин, не обязанных друг другу ничем, не зависимых друг от друга. Эти мужчины обладают неким, и отнюдь не минимальным, уровнем образования и критического мышления. Имеют значительный жизненный опыт. Пришли добровольно. Уйти могут в любой момент. Инструментов воздействия на них нет. Только доброе слово. Пистолет не поможет - у многих он там есть, по должности или по призванию. Вот как таким коллективом управлять?
В любой общности людей рано или поздно складывается иерархия. Возникают те самые властные отношения, о которых много и интересно говорилось на страницах этого журнала. Масонскую Ложу, как частный случай человеческой общности, не может миновать этот процесс. Как он происходит в Ложе?
Вот так. С одной стороны, существует жесткая официальная иерархия с публично объявленными правилами включения в иерархию и продвижения по иерархии. Эта видимая иерархия в основном имеет отношение к Управлению Ложей. Но и к Власти в Ложе она также имеет отношение. Власть в Ложе принадлежит группе лиц, круг которых не очерчен и меняется во времени, влияние которых разное и меняется во времени, входящие в группу лица непрерывно вступают в сложные взаимоотношения как внутри Ложи, так и вне ее, с другими Ложами, с вышестоящими Великими Национальными или Провинциальными Ложами, другими Ложами и Великими Ложами других юрисдикций. Правила включения в указанную группу лиц неофициальны, публично нигде не объявлены и все время меняются. Короче, правило одно - никаких правил.

5. Ложа и люди. Что же важней?

Все, указанные выше, безобразия происходят, конечно, не с ложами. Происходят они с людьми. С теми людьми, которые приходят в ложи. И, проходя долгий и трудный путь от Ученика до Мастера Ложи, эти люди все время сталкиваются с новыми вызовами, поскольку на каждом новом уровне масонского посвящения человек становится учеником опять и снова. И опять и снова, преодолев барьер ученичества, он становится мастером лишь для того, чтобы на новом уровне опять стать учеником. И эта музыка будет вечной. Короче, масоны - сами себе злые буратины и все время ищут себе неприятностей на одно место. Шутка. Но именно такой человек остается в Ложе и становится Мастером. Другие - уходят. От масонов уходят многие, кто пришел не туда.
Вот таков обобщенный среднестатистический моральный портрет идеального масона в вакууме.
Вот такие люди объединяются в Ложи. Как только этих людей становится много, этим людям становится не комфортно. Никакая иерархия или чудеса управления и властвования не могут помочь. И что же тогда делают эти люди? Все просто. Они творят новую Землю. То есть они открывают новую Ложу. В которой - не паханное поле управленческой и властной вертикали, в которой еще нет авторитетов, главарей и шестерок, в которой все только начинается и начинается именно ими, отцами-основателями. А затем - все повторится по новой. И не стоит забывать, что новая Ложа появляется не в пустыне, а в среде других, уже существующих, Лож. Подчиненных (в масонском смысле слова), в свою очередь, вышестоящим Ложам, находящимся в тесной взаимосвязи с равными или вышестоящими Ложами иных юрисдикций и/или Уставов.
Ложи не существуют сами по себе, Ложи делают люди. И Ложи несут на себе отпечаток тех людей, которые их создают и наполняют. Есть Ложи, где люди любят рассуждать о высоком и зодческих работ написали больше, чем Дюма романов. Есть Ложи, где на Белую Агапу приходит половина города, потому что это весело и вкусно. Есть Ложи, куда мало кто приходит. И так бывает. Но учетной единицей масонства являются, конечно, люди. Будут люди - будут Ложи. Сколько люди захотят.

6. Ложа и люди. Кто же они?

Кто те люди, что стучатся в двери масонского Храма? Разные это люди и большая часть из них стучится не туда. Распространенные заблуждения:
Суровые масоны правят Галактикой. Нет, не правят. В Ложах вообще официально запрещены любы разговоры о политике. О религии тоже, кстати.
Скаредные масоны занимают все хлебные места и денег у них много. Место человека в социуме и его доход прямо не коррелируют с его же положением в масонстве. Находясь в масонстве люди не зарабатываю денег на масонстве. В масонстве они их тратят. А разговоры о бизнесе в масонстве не приветствуются. Для бизнеса есть другие места, например, Ротари-клуб.
Масоны это элита и крутые связи и если я с начал этого не вижу, значит - они спрятались. Масонство - для среднего класса. И средний класс, в основном, и состоит в Ложах. Ну нет там министров и олигархов.
Масонство - тайное общество. Какое же оно тайное, про него все знают, даже целевая аудитория группы «Воровайки», как следует из популярной песни про Солт-Лейк-Сити. Закрытое оно, но не тайное.
Совокупность перечисленных выше заблуждений приводит к ореолу загадочности и таинственности и легкому вкусу денег вокруг масонского Храма. И приводят к этому Храму людей, которые хотят как-то, так или иначе, использовать масонство для своей выгоды. Убедившись на практике в отсутствии выгоды, такие люди уходят из Лож. Остаются честные, добросовестные, ответственные предприниматели и общественные деятели, художники и юристы, музыканты и инженеры, дизайнеры и строители, от 30 до 50 лет, с семьей, налаженным бытом и работой, разных вер и национальностей. Все вместе они учатся притирать свой грубый камень к другому, находить свое место в общей кладке, договариваться, находить ответы на важные вопросы. А еще делать все то, что было сказано выше: интриговать, выстраивать свою властную группировку, образовывать союзы и коалиции и бить ближнего и дальнего смертным боем. Шутка.
P.S. Честно говоря, заголовки уже не вполне соответствуют содержанию. Извиняет только спонтанность текста и рассуждений.

7. Масоны без мессы или христиане ли они?

Масоном не может стать атеист. Исповедовать можно любую религию. Но в ходе работ в масонском Храме часто упоминается Великий Архитектор Вселенной и это обстоятельство трактуется по разному.
Практика показывает, что вопрос совмещения христианской (реже - мусульманской и почти никогда - иудейской) веры и масонства волнует широкие народные массы. Отвечаем коротко и ясно. Масонство, и с учетом Великого Архитектора Вселенной, чертовски рациональная штука. Метафизики там, на самом деле, пренебрежимо мало. Масонство - оно просто о другом. Так что можно пребывать в символической Ложе в любой степени и быть добрым христианином. Просто не связывайтесь с парамасонскими Орденами, хотя часть высших градусов - совершенно христианские и христианские до такой степени, что Братья других вероисповеданий иногда отмечают это обстоятельство, как требующее внимания. Но для тех, кто задает вопрос, все же лучше без них, для верности и покоя. Правда.

8. Масоны и массы или кто еще вокруг?

Уже упоминалось выше, что кроме символического (голубого, иоаннового) масонства существует что-то еще. Это что-то еще, строго говоря, масонством уже не является. Это так называемые парамасонские организации, Ордена.
Масонство полностью и исчерпывающе содержится в символической Ложе, завершается степенью Мастера (3^) и это обстоятельство признано всеми (масонами), всегда и везде.
Орденские надстройки отличаются, в зависимости от Устава, и находятся в сложных взаимоотношениях. Наиболее распространено, конечно, ДПШУ - в надстройке там еще 30 градусов (степеней), во Французском уставе - 5. У англичан одна Королевская Арка, зато в Мемфис-Мицраим степеней аж 99. Так что выбор есть и куда расти - тоже есть.
И если в двери масонского Храма профан стучится сам, то в Ордена постучаться уже нельзя, поскольку стучаться некуда. Ордена сами приглашают к себе Братьев Мастеров из символических Лож.
В Орденах протекает очень специфическая и интересная жизнь и, в том числе, в интересующем автора ЖЖ направлении, но мы уже сказали все, что можно об этом сказать.

> Итак, что же было мимоходом сказано о том, о чем нельзя говорить, среди того, что можно сказать?
Именно в орденской надстройке находится Власть, управляющая масонством. При этом, если опираться на теорию Власти, Власть есть система личных отношений между мастерами. Можно догадываться, что организационное оформление в виде парамасонских орденов - это какая-то система управления, охватывающая всех мастеров, в то время как реальная Власть связывает между собою только некоторых из них. Эта версия полностью объясняет кажущуюся "неразбериху" в парамасонстве (в смысле наличия сразу многих организаций). Просто им оформляются в единое целое те мастера, которые являются частью системы Управления масонством.
А реальный костяк (Власть) масонства по сути неформален и не может быть оформлен в виде какой бы то ни было организации.

1. Вы рассуждаете в принципе верно.
2. Я несколько ограничен в своих рассуждениях.
3. Разные уставы в символике и стоящие над ними ордена - конкурирующие организации, имеющие четкую национально-территориальную окраску.
И еще, для понимания.
В практике некоторых уставов есть написание и обсуждение т.н. Зодческих работ, посвященных тем или иным проблемам.
В той Ложе, где мы цитировали Ваш ЖЖ, как раз обсуждались зодческие по властной проблематике.

9. Итого: о чем мы сказали.

Сказали мы о том, что символическое масонство представляет собой институт евро-атлантического общества, возникшее в Новое время, выполняющий задачи морально-этического воспитания широких народных масс в духе протестантской этики, и этики эпохи Просвещения и рациональной позитивистской науки эпохи Просвещения.
При этом форма организации масонства представляет собой карнавальный вариант (в смысле М.Бахтина) духовно-рыцарских орденов католичества.
При этом парамасонская надстройка является алхимической лабораторией по проведению опытов с Властью. Необходимый для этого материал представлен символическое Ложами, точнее, людьми в символических Ложах.
При этом разные уставы и стоящие над ними орденские надстройки находятся в сложных и конкурентных отношениях друг с другом. Так же они имеют чёткую национально-территориальную окраску.
При этом в символическом масонстве основной упор делается на морально-этическом компоненте. Метафизики в символике практически нет.

10. Итого: о чем мы не сказали.

Это для меня самый сложный пункт, пожалуй. Глупо предполагать, что в формате комментариев в ЖЖ можно подробно и качественно разобрать такую тему. Это было ясно с самого начала и я этого оговаривал. Ситуацию усугубляет целенаправленный интерес автора ЖЖ к проблемам Власти и на масонство он смотрит сквозь специфическую оптику. В масонстве много чего есть, но мои комментарии здесь получились весьма однобокими. Причины этого озвучены.
Но, не смотря на такую однобокость, думаю, именно тему масонства и Власти мы и не раскрыли. Мы и не можем ее раскрыть в том числе потому, что полное раскрытие темы требует быть внутри Братства. Но я менее всего хотел бы кого бы то ни было приглашать в масоны. Масоны никого и никогда не приглашают. К ним просятся по собственной инициативе.
Что же еще можно содержательного сказать? Автор этого ЖЖ исследует проблемы Власти в человеческом обществе, а масонство является частным случаем такого общества. Так что на него в полном объеме можно экстраполировать установленные здесь законы, закономерности и принципы Власти. Не стоит забывать о тесной связи масонства и конкретного общества. На языке просто вертится фраза - какая страна, такие и масоны. Евпочя))). Говоря о масонстве в России нельзя пройти мимо слова "карго культ". Еще мне кажется, что своего исследователя ждет тема КПСС, сходство с партсобранием не может быть случайностью.

В завершении хотелось бы порекомендовать содержательные тексты Сергея Жарикова, который столь часто и точно отмечает сущностные стороны масонства, что возникают подозрения.
На этом все. Спасибо за внимание.

На этом наша неожиданная и весьма содержательная беседа-в-комментариях, к моему великому сожалению, и оборвалась.

Но я не буду жадничать, и благодарен моему невидимому собеседнику за полученную информацию.

Будем размышлять далее.

масонство, теория Власти

Previous post Next post
Up