Несите бремя белых: о гуманизме и империализме

Feb 11, 2016 16:39


У нас всё на благо человека,
всё во имя человека.
Я даже знаю этого человека.

Империя - вот суть Западной цивилизации. Это проявляется во всем и на всех уровнях. Демократия - всего лишь временная, тактическая форма существования этой цивилизации. Запад и был и остается "концертом держав", союзом нескольких противостоящих друг другу империй, несогласных в вопросах дележа мира, но в то же время выступающих как целое против остального мира как целого.
Остальные государства этого мира имеют какие-то шансы в противостоянии Западу только в тех случаях, когда им удается использовать междоусобные противоречия Западных держав.
Идеей Империи пронизано на Западе всё: культура, искусство, история, даже наука. Запад осознает и всегда осознавал себя как преемника Римской Империи. Запад владеет всем миром и ничто в мире не может ему противостоять.

Но можно сказать и иначе: суть западной цивилизации - это гуманизм.[Кстати....]Сразу оговоримся, что гуманизм - это совершенно необязательно либеральная демократия. Гуманизм может принимать любые формы, до коммунистической диктатуры включительно.

И конечно же, гуманизм - это вовсе не "общечеловеческая ценность". Той же Японии или Китаю, не говоря уже об исламском мире, гуманизм (т.е. культ человека) абсолютно чужд. Гуманизм возник совсем недавно, в Северной Италии Эпохи Возрождения. Назвать его "общечеловеческой ценностью" можно лишь в том смысле, что Европа успешно навязала идеологию гуманизма всему миру.
Но случилось это совсем недавно, во второй половине прошлого века.


Скажем так: гуманизм - это суть Западной идеологии. А империализм - суть Западной политики.

Ясно, что одно с другим тесно связано.
В чем суть самого гуманизма? В том, что человек ставит себя на место Бога. Но занять место Бог не так-то просто. Это всего лишь идея, идеал, линия горизонта.

Гуманизм - их идеология Детей. А какова их реальная практика?
Любая идеология - лишь инструмент власть какого-то меньшинства над большинством. И смысл идеи - в обосновании или оправдании практики.

Какова реальная практика гуманизма? В действительности "богами" становятся на Западе далеко не все, а по сути лишь очень немногие.
Кто же именно? Конечно же, высшая Элита Запада, которая и вершит судьбы этого мира. Их я и называю Дети Богов. Они-то и есть заказчики "гуманизма" и заинтересованные в этой идеологии лица.

По сути же все эти формы - не что иное как империализм во всех его разнообразных проявлениях.
Западная Империя может воплощаться в самых неожиданных формах. Это может быть и классическая монархия, что было характерно для XVI-XIX веков. Это может быть и Республика - например, Французская республика и США также являются Империями. Это может быть и социалистическое государство, как СССР или Китай. А может быть и либеральная демократия, совмещенная с монархией, как в Британии сегодня. И, конечно, это может быть сложное и многоступенчатое феодальное образование, как Испанская Империя в прошлом.

Формы проявления Империи разнообразны, но суть их одна и та же: это безраздельное господство "детей богов" над миром людей. В этом и смысл гуманизма.
В связи этих понятий имеет смысл разобраться.

Гуманизм есть культ человека. Но, сказав это, необходимо тут же уточнить: какого именно человека или какого типа людей?

Можно абстрактно требовать равенства всех людей. Это абстрактный гуманизм. В реальности он бессилен - уже потому, что есть люди, не разделяющие ценностей гуманизма, считающие нормальным и даже правильным нанесение вреда другим людям по тому или иному поводу. Сталкиваясь с этим обстоятельством, абстрактный гуманист должен как-то уточнять, сужать свою позицию. Например, он может сказать, что принцип гуманизма не может в полной мере охватывать "террористов" :)

И все-таки характерная черта современного гуманизма - это именно декларирование равенства людей. То есть, абстрактный гуманизм. И причина этого понятна. Абстрактный гуманизм - это низовой гуманизм, гуманизм для масс. Нижним слоям общества важно и полезно думать, что высшие считают их равными себе.
Современное общество - массовое общество, потому в нем преимущественно декларируются ценности большинства. А большинство всегда составляет и не может не составлять нижний этаж социальной пирамиды. Большинство не имеет реальной власти и не может влиять на политику, потому нереалистичность абстрактного гуманизма никоим образом ему не вредит. "Чем бы дитя ни тешилось".
Обычно под гуманизмом и понимается абстрактное преклонение перед "человеком вообще". Считается, что первые гуманисты - гуманисты Возрождения - были именно абстрактными гуманистами. Но это, конечно, не так. Достаточно почитать восторженные реплики художников и скульпторов той самой эпохи Возрождения о том, как прекрасны те или иные мышцы и кости. Ведь бывают люди уродливые, порой и вовсе лишенные вот этих прекрасных мышц и костей. Значит, гуманизм Эпохи Возрождения в действительности вовсе не был полностью абстрактным. Это был не культ человека-как-такового, а красивого, образованного, талантливого, умного и сильного человека.

Другая крайность - культ одного-единственного конкретного человека. Например, Антихриста. Это тоже форма гуманизма - конечно, весьма неожиданная и крайне нежелательная для гуманистов прошлого.

Все остальные формы гуманизма располагаются между этими крайностями. Например, пролетарский гуманизм, который отказывает целым классам в праве на бытие. Или христианский гуманизм, который отдает предпочтение единоверцам, хотя и не лишает иноверцев права на гуманное обращение.

Реальный европейский гуманизм - это именно имперский гуманизм, который ранжирует людей, расставляет их в иерархию. Все люди в той или иной мере достойны гуманного отношения. Даже террористы. Но террористы - не в той мере, в какой законопослушные граждане. А граждане стран Первого мира - не в той мере, в какой граждане Второго или, тем более, Третьего. И уж конечно, все они - далеко не в той степени как неприкасаемые Дети Богов, которые и являются центром, смыслом и источником гуманистического культа человека.

А как быть с религией? Порой говорят, будто теоцентризм априори несовместим с гуманизмом (поклоняться можно или Богу, или человеку, но не тому и другому одновременно).

С этим тезисом я, как христианин, ни в коем случае не могу согласиться.
Почему?
Потому что я верю, что Бог стал человеком! И потому культ этого конкретного человека - Иисуса Христа - органически совместим с гуманизмом, более того: он является его прародителем!
Гуманизм - это внебрачный сын европейского христианства, зачатый и выношенный в Северной Италии в эпоху Возрождения.

Место Сына Божия, Иисуса Христа, на гуманистическом Западе де-факто заняли Дети Богов, которые и сделали Европу - Европой, и Запад - Западом. Сделали - и посчитали полезным и выгодным для себя поделиться той или иной дозой гуманизма со всеми членами общества, каждого в какой-то мере приобщили к своему "божественному" достоинству.
Previous post Next post
Up