О броуновском движении

Nov 26, 2015 08:31

Умный православный человек мне возражает: миром правит Сам Бог. Люди - слепые котята, неспособные планировать политические процессы. Исторический процесс - броуновское движение, в котором нелепо искать пренамеренность человеческой воли. Только Бог может понимать и контролировать происходящее. Потому теория элит несостоятельна именно в религиозном плане, не укладывается в православную философию бытия.

Спешу разссеять недоумение. Мой тезис: надо четко разделять Действие Бога и Его попущение. Без этого невозможно правильно ориентироваться в жизни, различать добро и зло.

Прежде всего, уточним, что согласно нашему миропониманию, никогда ничего не происходит случайно или "просто так". Как любая случайность, так и закономерность, вытекающая из законов природы, есть проявление Промысла всемогущего Богочеловека Иисуса Христа, Который Сам устанавливает законы природы и для Которого нет ничего неожиданного, непредвиденного, случайного, но всё случающееся есть лишь часть Его замысла.
В этом мы согласны и у нас нет возражений.

Разногласие у нас возникает в тот момент, когда я постулирую, что всё, совершающееся действием Иисуса Христа, есть безусловное благо и образец для подражания, и начинаю делать выводы их этого тезиса.

Ибо все, чему Иисус Христос лишь попускает совершиться, не есть благо (ибо всякое благо - от Бога и при Его содействии совершается) и не достойно подражания. Мы должны делать то, что делает Он и мы должны бездействовать, когда Он бездействует.

Однако всё, чему Он лишь попускает совершиться, совершается опять-таки не случайно, не как попало и не закономерно (ибо законы природы - от Бога). Всё попускаемое Им, совершается опять-таки по воле и выбору разумных существ, которых Он наделил свободной волей. За всё, что совершается по попущению, кто-то несет персональную ответственность перед Ним.

В мире нет ничего безличного, за всякой вещью стоит чья-то воля: либо Божья воля, либо злая воля впавших в своеволие тварей.

Потому если мы думаем, что "броуновское движение" совершается по воле Бога, то мы должны мыслить такое состояние как благо и образец для подражания. Если же нет, то мы должны помышлять, что за всё это кто-то будет отвечать перед Богом на Страшном Суде. Если же мы помышляем это "броуновское движение" как неблагое, но вместе с тем полагаем, что всем этим управляет Бог, то мы невольно впадаем в хулу на Промысел, всеблагой и всесовершенный.

Итак, либо нынешнее состояние человечества - благо и образец для подражания (в том случае, если это дело Бога). Либо же оно есть своевольное дело разумных и наделенных свободной волей тварей - а значит, зло и подсудное дело (в том случае, если это попущение Бога). Невозможно совмещать одно с другим, признавая его делом Бога и вместе с тем считая злым.

Но если мы признаем ненешний ход человеческой истории неблагим, если мы считаем его попущением, а не делом Бога - то мы должны усматривать в происходящем чью-то злую волю и персональную ответственность, которая завершится воздаянием в День Суда! В противном случае мы теряем веру в Промысел, либо отдавая этот мир на волю безличного случая, либо полагая действие Промысла неблагим и не заслуживающим подражания.

Но если так, то кто именно несет ответственность за творящееся в мире беззаконие?
Может быть, дьявол? Должны ли мы мыслить, что Бог предал человечество во власть дьявола, уготовляя ему геенну огненную?

Нет, не думаю. Ибо не напрасно "всякая власть от Бога". Бог дает не дьяволу, но человеку власть над человеками.

Это - философская основа православной элитологии.
Previous post Next post
Up