«Лапута» уже только с большой натяжкой может быть отнесена к жанру НАУЧНОЙ фантастики. Это явно волшебная сказка, в которую, правда, в большом количестве вплетены технократические, «научные» элементы.
Лапута - это летающий город. На самом деле это не город, а огромное летающее ДРЕВО. Древо-город, притом Древо, парящее в небесах! Это очень сильный образ, заимствованный из древних мифов и сказаний. Мировое Древо - языческий символ мироздания в целом. Кроной оно врастает в небо (верхний мир, обиталище богов, высших духов), корнями - в преисподнюю (где демоны, нижние духи). Оно символизирует единство мироздания, единство верха и низа. Этот образ и использует Миядзаки. Древо господствует над землей, парит на воздухе. Что держит его? Какая-то волшебная сила, воплощенная в волшебном камне, светящемся кристалле. Малые частицы этого кристалла можно находить и на земле, но сам Кристалл парит над Землей.
В христианстве воздух символизирует пространство между Небом и Землей. Небо принадлежит Самому Богу, Землю же Бог дал во власть людям. Люди пали, согрешили пред Богом. И воздушное пространство над ними - это область, где обитают демоны. Демоны выше людей, но ниже Неба. Демоны встали между Богом и падшим человеком. Языческое Древо, парящее в воздухе, явно символизирует демонический мир. Лапута - это экологический чистое место, там растут прекрасные цветы, там живут «райские» птицы. Это РАЙ БЕЗ БОГА, рай, в котором нет никакого упоминания или намека на Бога. Это место тихого счастья и единения с Матерью-Природой.
Но вот парадокс! Лапута вдруг выступает у Миядзаки концентратом страшной военной силы, разрушительной мощи! Как эти противоположности соединяется у него? Сверху дерево как дерево, зато снизу, ниже кроны и ствола, ниже предполагаемого уровня почвы Лапута оказывается как бы охваченной панцирем, каким-то необыкновенно твердым камнем, которого не могут прострелить из пушки. Впрочем, корни дерева насквозь пронизывают этот камень. Это летающее подземелье Лапуты - целый летающий город, сквозь который проросли корни. Этот город - военного назначения. Собственно, это - военная база, населенная летающими роботами-убийцами. Какой странный и интересный символ! Преисподняя, парящая в воздухе, висящая на корнях Мирового Древа.
Может быть, Мировое Древо вырвано с корнем из Земли, вырвано вместе с прицепившейся к нему преисподней? Нет, выясняется, что Лапута как город - это человеческая постройка. Здесь у Миядзаки опять звучит мистическое понимание техники, особенно военной техники. Военная техника - это злая демоническая сила, сила огненного Нижнего Мира, почему-то вступившая в союз с людьми Европы. Между прочим, некогда Лапута владела всей землей. Все земные цари были рабами Лапуты, так как никто не мог противостоять военной мощи Летающего Города. Что это? Похоже, что Лапута как Город (точнее, военная база) символизирует собой то же, что в «Долине Ветра» символизировал «Божественный Воин». Это злые демоны, духи Огня, заключившие союз с людьми. Союз, в котором люди думают, что демоны им служат, но на самом деле сами служат демонам. Итак, Лапута как военная сила - это Европа. А Лапута как Мировое Древо - это языческий мир древности.
А что означает соединение того и другого? [Кликните, чтобы прочитать] Это очень интересный вопрос, так как вообще-то Миядзаки решительно противопоставляет дух огня-милитаризма-технократии духу дерева-покоя-природы. Но в данном случае мы имеем союз этих крайностей. И в этом заключена очень глубокая жизненная правда: «зеленые» и «красные» демоны по сути одно и то же. Но сама идея такого единства для Миядзаки, пожалуй, неприятна. И фильм «Лапута» - повесть о разрушении этого неприятного и непонятного для Миядзаки союза.
Если начать копаться глубже, Лапута как единство камня и огня с деревом и воздухом вполне может означать для японца угрозу европейской (американской) мощи. Японец может подспудно недоумевать: почему боги предали Японию во власть христианских народов? Почему боги помогают тому, кто им не служит? Лапута символизирует это неприятное предательство богов. Впрочем, в рамках сюжета это смягчается тем, что пока Лапута обезлюдела и она ничем не владеет. Владычество Лапуты над всей Землей было много лет назад по непонятным обстоятельствам разрушено, так что теперь люди даже сомневаются: да существует ли вообще Лапута? Лапута опустела, людей там нет.
Фильм повествует о девочке по имени Сита. Она, конечно, принцесса - наследница опустевшего королевского престола Лапуты. Но сама Сита об этом не подозревает! Единственный знак ее королевского достоинства - волшебный камень, который является иконой Кристалла, держащего Лапуту на воздухе. В этом камне сосредоточена сила древних богов Лапуты. Сама Сита не знает силы своего камня. За Ситой охотятся военные, которые хотят овладеть Лапутой - то ли с целью установления мировой диктатуры, то ли с целью уничтожения Лапуты, чтобы устранить риск установления мировой диктатуры.
Первую цель - завоевание Земли - очевидно преследует некто Муска - другой потомок древних королей Лапуты, дальний родственник Ситы. Он служит в какой-то секретной службе. Очевидно, его начальство предполагает, что Муска, овладев мощью Лапуты, подчинится земному правительству - но у самого Муска свои собственные планы - он намерен стать королем Лапуты и завладеть всей Землей. Он является самым отрицательным героем истории и погибает в тот момент, когда Лапута становится только летающим Древом, полностью освобождаясь от приставшего к ней Города.
Вторую цель - уничтожение Лапуты - очевидно преследует Генерал, возглавляющий военных, охотящихся за Лапутой. Он тоже рисуется мало приятным типом. Миядзаки его не любит - это ясно, ведь Миядзаки любит Лапуту. Настоящая цель промысла гения Миядзаки - освободить Древо от прицепившегося к нему Города. Символически это означает - освободить древних богов от противоестественного услужения людям. Как боги попали в подчинение людям, Миядзаки не обсуждает, но принимает за исходный факт. Действительно, в мире Миядзаки образы машин (особенно летающих машин) несут на себе явный налет какой-то божественности (то есть, в христианском понимании, демонизма). Мне кажется, это нормальный, здоровый взгляд язычника. Люди живут на земле уже не первую тысячу лет, но никогда еще люди не заставляли природу так много и тяжело работать на себя - тут явно какая-то чертовщина. Миядзаки принимает служение демонов людям за очевидный, хотя и необъяснимый факт. Но надо же восстановить справедливость!
Двойственность Лапуты подчеркивается в фильме противопоставлением Ситы и Муска. Муска - самый отрицательный герой, Сита - положительный идеал. Очевидно, зритель должен отождествляться с Ситой. А если он мальчик, то с мужественным другом и спасителем Ситы, мальчиком по имени Пазу. Если Муска воплощает собой намерение бледнолицых технократов подчинить себе демонов Лапуты и заставить их работать на войну, то добрая Сита - член партии «зеленых», бескорыстная служительница богов Мирового Древа. Эти добрые демоны и помогают ей на протяжении всего фильма.
Наконец, Лапута освобождена от власти людей, каменная военная база рассыпалась, злой Муска погиб злой смертью, предварительно уничтожив всех до одного посланных вместе с ним военных. После гибели служивых наступает счастливый конец - свободное мировое Древо парит над Землей. Остается только упомянуть о воздушных пиратах.
Разбойники как положительные герои - это стало в детских сказках уже общим местом, начиная с маленькой разбойницы в «Снежной Королеве». Миядзаки оригинален тут только тем, что разбойники у него почти до середины фильма выступают отрицательными героями. Мать-атаманша преследует Ситу, чтобы отнять у нее волшебный камень. Она становится союзницей Ситы и Пазу только после того, как Камень оказывается в руках военных. Итак, в данном случае работает основной принцип манипуляции сознанием: разбойники хорошие потому, что военные еще хуже.
Миядзаки заставляет нас полюбить демонов Лапуты, потому что они защищают и оберегают симпатичную Ситу. Когда ребенок смотрит фильм первый раз, он поначалу интуитивно отвращается и от разбойников, и от страшных роботов Лапуты. Но к концу фильма он уже искренне любит и тех, и других, зато ненавидит военных и особенно гадкого Муска. Миядзаки искусно передает зрителю свое мировоззрение.