"Порко Россо", по моему мнению, это самый тонкий, самый сложный и самый «реалистичный» фильм Миядзаки. Единственный, в котором колдовство ПОЧТИ не играет роли в сюжете. Языческое искусство - к которому несомненно относится и волшебная сказка (как и вообще народная сказка) прямо или косвенно повествует о встрече и взаимодействии человека и демона. Но в христианском культурном ареале эта тема была неприличной, и поэтому музам приходилось проделывать более тонкую работу. То, что в волшебной сказке говорится открыто (или ясным намеком) и легко доступно сознанию разумеющего, в европейском искусстве и литературе говорится прикровенно, туманно, тонким намеком. Европейское искусство адресовано не столько сознанию человека, сколько его бессознательному. Если в сказке мы часто встречаем людей в зверином обличии, то в европейском (особенно реалистическом) искусстве чаще звери скрываются под масками людей - читающий да разумеет. Отсюда происходит тончайший психологизм европейского искусства и литературы. Здесь самое главное-то как раз подается намеком и полунамеком, тончайшим движением, микроинтонацией, микрожестом. Европейское искусство - это великий и грандиозный спектакль, в котором сказочные мифические персонажи принимают облик обычных людей, а подлинный их лик лишь чуть просвечивает сквозь маску. «Порко Россо» - это именно реалистическое произведение, в котором таинственная мифологема скрывается под личиной быта. Однако это все же сказка: главный герой в нем - человек, имеющий облик свиньи, что намекает на подлинное содержание этой истории. [Spoiler (click to open)]Ее можно было бы считать вообще не сказкой, а совершенно реальной историей, если бы не загадочное проклятие, наложенное на главного героя по кличке Порко Россо - Красная Свинья. Это человек по имени Марко, который имеет облик свиньи. Тело как будто у человеческое, тело толстяка, а лицо - морда свиньи. Внимание сразу останавливается на том обстоятельстве, что никто из персонажей не удивляется, как это может быть - свинья в одежде, которая расхаживает по улицам, пьет вино в кабаке, управляет самолетом. К Порко все относятся как к обычному человеку, имеющему некое уродство. Его облик вызывает у других героев фильма к кого сочувствие, у кого насмешку - но ни у кого не вызывает удивления. У большинства вообще ничего не вызывает. Значит, мы имеем дело все-таки со сказкой. По законам этого мира подобное проклятие не столь уж необычно. Бывает. И в то же время действие фильма нарочито и конкретно привязано к определенной исторической эпохе и географии. Порко ходит по улицам Милана, летает над Адриатическим морем в те годы, когда к власти в Италии рвутся фашисты. Можно сказать так: Порко Россо - это история человека, который сам себя считает свиньей, и потому все вокруг считают его свиньей. Суть истории в том, что среди всех персонажей именно он-то и является самым положительным героем! К концу фильма начинаешь искренне любить Свинью, потому что на фоне прочих действующих лиц он смотрится самым достойным человеком. Он единственный, кто знает себе подлинную цену - он знает, что он свинья. Все остальные даже не догадываются о подобном. Антиподом Порко Россо выступает абсолютно самодовольный американец Кёртис, который верит, что он герой, и оттого все вокруг считают его героем. Эта сложная психологическая картина достойна руки великого художника. В «Порко Россо» мультипликация возвышается до вершин европейской литературы. По художественному уровню Порко Россо можно легко сопоставить, например, с Хемингуэем. (Вообще, в этом фильме чувствуется много Хемингуэевского.) Если обычно Миядзаки пользуется жанром волшебной сказки, то здесь он пишет почти реалистическую картину. Потому толковать «Порко Россо» необыкновенно трудно, и я не мог его истолковать, не прибегая к молитве о вразумлении. Слава Богу! все возможно Господу. Итак, вот толкование фильма. Это история о гении пилота. Гений - это демон, делающий человека мастером. Собственно, главное действующее лицо этого фильма - это все тот же невидимый конь из предыдущего фильма про ведьму Кики. Но теперь он действует еще более скрытно, проявляя себя в необыкновенном мастерстве главного героя. Мальчик с побережья Адриатики, по имени Марко имеет гения; он с 17 лет является мастером полетов, ассом. Он влюблен в девочку по имени Джина. Но проходят годы - Джина выходит замуж за другого военного пилота, за друга Марко по имени Бенельди. Сразу после свадьбы Марко и Бенельди идут в бой, где Бенельди погибает. Как гений, Марко, быть может, мог спасти друга. Но был очень тяжелый бой, погибли буквально все. Сам Марко остался жив чудом, демонским «чудом»! Когда уже совсем не осталось надежды, Марко вошел в транс и видел странное инфернальное видение, а потом пришел в себя уже далеко от преследовавших его истребителей противника. Формально, Марко ни в чем не виноват. Но подспудно Марко чувствует вину, потому что смутно догадывается, что его гений мог спасти Бенельди, как спас самого Марко. Сам Марко не мог спасти никого, он же не гений - по правде-то говоря, он не мог и сам спастись. Но тот, кто спас Марко, мог спасти и Бенельди. Марко боится признаться себе, что это не случайность, но догадывается, так как знает, что у гения не бывает случайности. С этого-то дня Марко и становится Порко (в переводе - Свинья). Гений Порко погубил Бенельди для того, чтобы Порко мог жениться на Джине. Но Порко не хочет принимать такой свинячьей услуги. Он уклоняется от близости с Джиной, они остаются только добрыми друзьями. Бенельди считается пропавшим без вести, и Джина как будто ждет его. Но на самом деле она ждет, когда Порко сделает первый шаг - и она готова шагнуть навстречу, и насколько позволяет приличие намекает ему на это. Но Порко испытывает угрызения совести. Он чувствует себя свиньей. Он-то знает, что он, именно он виновен в гибели Бенельди, хотя не умеет объяснить себе, каким образом это может быть. Это действительно тонкий психологизм, достойный кисти великого художника, гения Миядзаки. Итак, Порко Россо - как бы заколдованный принц, Джина как бы принцесса. Принцесса должна поцеловать Свинью, чтобы Свинья снова стала человеком. Но Свинья подсознательно боится, что от такого поцелуя Джина сама станет свиньей, ведь он убил ее мужа. И поэтому держится от «принцессы» подальше. А сам тем временем гениально борется с воздушными пиратами, нападающими на суда в Адриатическом море. Воздушные пираты в этом фильме - символ посредственности, систематически окружающей любого гения. Все это - предыстория. Как правило, в реалистическом искусстве как раз главное подается намеком, мимоходом, в то время как внимание зрителя занято второстепенным. Это облегчает манипуляцию сознанием зрителя, открывает каналы бессознательного восприятия. Итак, смысл происходящих перед нами событий в том, что раз у Джины не получается роль принцессы, расколдовывающей принца, эту роль должен сыграть кто-то другой. Собственно история начинается с того, что воздушные пираты, приведенные в отчаяние необходимостью выживать в конкуренции с гением, нанимают себе защитника, тоже имеющего воздушного гения, американца Кёртиса. И вот, между Кёртисом и Порко Россо происходит воздушный бой, в котором американец берет верх. Победу американца тоже можно объяснить материалистически - у Порко старый самолет, он не собирался драться, а летел в Милан менять двигатель. Все понятно. Но гений есть гений - он должен учитывать все. Почему Порко выскочил из облака? Почему мотор отказал в самый ответственный момент? Почему вообще пересекся с американцем, когда у него не в порядке техника? Гений должен учитывать все, у него не бывает случайных ошибок. «Ошибка» гения - это всегда только хитрость, прикрывающая некую подлинную цель. Дальнейшее развития сюжета заставляет подозревать, что поражение Порко - не случайность! Например, характерно, что Порко не только остался в живых, но не был даже контужен, потерпев крушение. Через пару дней он уже снова на белом коне и грозит расквитаться с американцем. То есть, у гения вовсе не было намерения убить Порко - намерение тут иное. Мне кажется, неожиданное поражение Порко в борьбе с американцем - это символическое «искупление» его вины перед Джиной. Говоря, на жаргоне современной психологии, Порко бессознательно наказывает себя за бессознательное же «преступление» прошлого. Так или иначе, именно с этого момента в судьбе Порко совершается решительный поворот. Добравшись до Милана, Порко заказывает новый самолет в компании Пикколо, хозяин которой тоже не человек, а какое-то животное, вроде грызуна. Это, конечно, не случайное совпадение. У грызуна имеется симпатичная молодая внучка по имени Фиа (кстати, прибывшая из Америки), которая тоже имеет гений - инженерный гений. Она гениально конструирует самолеты. Именно Фиа и выполняет заказ Порко - и выполняет наилучшим образом. Скорее всего, она одержима тем самым гением, который помогает Порко летать. Останавливает внимание, что новый самолет для Порко сделан женскими руками. Все рабочие в фирме - женщины. Материалистически это объясняется надвигающейся войной, но здесь явно есть переносный смысл. Порко, чуждающийся женщин, должен смириться с тем, что его самолет «подарен» ему женщиной. К тому же, воздушные пираты, которые подкараулили возвращение Порко с его новым самолетом, не изрубили этот самолет на куски только за красивые глаза Фио. Мало того, счета за постройку самолета оплатил Кёртис! Увидев Фио, он немедленно влюбился, и готов драться со Свином, чтобы заслужить ее благосклонность. В случае поражения Американец обязуется оплатить счета Порко за новый самолет. Итак, новый самолет для Порко целиком и полностью обеспечен гением Фио! Это - подарок «принцессы», призванный заслужить благосклонность Порко. Гений Фиа организует и рыцарский турнир между Порко и Кёртисом, так что Порко остается только принять свершившийся помимо его воли факт. Накануне боя демон на какое-то мгновение показывает Фиа человеческое лицо Марко, и девушка немедленно влюбляется в него. Кульминация сюжета - гротескный рыцарский турнир между Свиньей и Американцем. Ставки сторон: Фиа и мешок с деньгами. Очень долго гений воздушного боя не дает перевеса ни тому, ни другому. Все решает в конце концов подчеркнуто грубая и бессмысленная драка на кулаках, особенно забавная в передаче японца, прекрасно умеющего изображать гения боевых искусств. Порко поражают не столько удары Кёртиса, сколько его намек, что для роли рыцаря у Свиньи многовато дам сердца. Слишком очевидной вдруг становится неожиданная параллель с тем роковым боем, когда погиб Бенельди. Но пораженный насмешкой «рыцарь» немедленно «воскресает» от слов Джины: «Неужели ты хочешь сделать несчастной еще одну девушку?» Действительно, ведь теперь Порко сражается за честь Фио, а не за обладание чужой женой. Итак, Порко избавляет Фиа от обязательства выйти замуж за Кёртиса. Победа в этом комедийном бою также является символическим «искуплением» неудачи того давнего боя. Американец просто оплатил Порко сбитый в прошлый раз самолет. В сущности, победила дружба. Восторженная Фиа целует Свинью, исполняя (несколько условно) роль принцессы, с которой так и не справилась Джина. И тут Миядзаки как-то внезапно обрывает повествование. Можно догадываться, что после этого поцелуя к Порко возвращается человеческий облик и он все-таки женится на Джине. Счастливый конец. В контексте всего творчества Миядзаки противостояние Американца и Порко Россо можно рассматривать как символическое противостояние Природы и Цивилизации. Если это не натяжка, то интересно, насколько здесь это противостояние условно! Кажется, для гения самого Миядзаки военно-воздушные силы воплощают в себе идею реального единства этих кажущихся противоположностей (Лапута).