Власть и энтропия

Mar 24, 2013 02:16

Чрезвычайно интересным является рассмотрение отношений господства-подчинения в контексте уже обозначенной мной концепции культуры как совокупности способов поддержания низкого уровня энтропии.

Ницше говорит: во властных отношениях низшее подчиняется высшему, придавливается к некоторой его функции. (Условно: раб берёт на себя часть задач деятельности хозяина).
Что это значит в терминах энтропии? - Поразительным образом именно её уменьшение.
То есть низшее упорядочивается подчинением высшему, принятием на себя части его фактических задач. Высшее же, в свою очередь, выигрывает отведением части своих процессов низшему: с точки зрения высшего, низшее включается в него, и перенимает некоторую долю энтропии высшего на себя, становится своего рода резервуаром, стоком для неё.
Можно сказать, что это именно "игра смыслов": "высшее" видит своим смыслом подчинение как можно большего количества "низшего" (для возможно большего уменьшения энтропии), а "низшее" видит своим смыслом подчинение как можно более сильному "высшему" (с аналогичной целью). - Конечно, здесь напрашиваются определённые аналогии с половыми вопросами, но это факультативно и эпизодично в данном случае.
При этом парадоксальным образом получается, что и с точки зрения низшего энтропия уменьшается (ибо низшее упорядочивается подчинением), и с точки зрения высшего - аналогично (ибо часть его энтропии распределяется вниз), то есть подчинение низшего высшему, выходит, взаимовыгодно в этом смысле. Исходя из уже очерченной концепции культуры, по-видимому, можно сказать, что именно оно является одним из основных средств культуры как таковой, да и жизни вообще.
Вполне вероятно, что система "высшее-низшее" в результате действительно совокупно "более жива" (более упорядочена, менее энтропийна), чем простая сумма высшего и низшего как "не взаимодействующих". Конечно, при этом общий экспорт энтропии во внешнюю среду для этой системы, скорее всего, также выше, но это нас не интересует в данном случае.

В качестве дополнительного рассуждения можно было бы отметить, что, по-видимому, в этой системе важно отсутствие "сломов", "разрывов" в цепи подчинения. То есть не допускается "конечность" цепочки подчинения, - иначе "низы" заподозрят недобросовестность и обман. - Царь должен быть ставленником неба на деле, а не только на словах (ведь он может решить и отказаться для себя от самого представления о небе), - т.е., по-хорошему, он сам должен по факту верить в "небо" и подчиняться его распорядку.

В качестве ещё более факультативного рассуждения можно было бы предположить наличие некоего "вселенского порядка", заключающегося в иерархии и фрактальности подчинения как такового, когда электрон подчиняется атому, атом подчиняется молекуле, молекула подчиняется полимеру, полимер подчиняется клетке, клетка подчиняется ткани, ткань подчиняется организму, организм подчиняется стае, стая подчиняется виду, вид подчиняется биосфере, биосфера подчиняется планете, планета подчиняется планетарной системе, планетарная система подчиняется галактике, галактика подчиняется скоплению, скопление подчиняется Вселенной, Вселенная, по-видимому, подчиняется чему-то ещё, и т.д. - Или что-то вроде того.

власть, интерпретации, иерархия, энтропия и культура, культура

Previous post Next post
Up