О культе N-штейна и Хокинга

May 13, 2017 21:13

Давно хотелось затронуть вопрос публичного восприятия учёных и их достижений. На всякий случай замечу в явном виде: речь пойдёт не о конкретных людях и их биографиях, а скорее об их культурном образе, - о распространённом в обществе наборе мифов и мифических персонажей, основой для построения которых являются реальные люди и их работа. (Конечно, "реальные люди" - это тоже продукт мифотворчества, и каждый человек де-факто сочиняет - конструирует - самого себя и свою историю, но в данном случае в такие дебри уходить не будем).
Думаю, будет трудно поспорить с тем, что в популярной культуре самым известным и разрекламированным учёным уже не первое десятилетие является Эйнштейн. Он давно уже стал именем нарицательным для таких категорий как "гений", "великий человек", "умный человек", "учёный" и т.п. Между тем представляется, что его реальный вклад в науку отнюдь не соответствует (он несоизмеримо меньше) уровню его публичной узнаваемости. То есть мы имеем дело с "рекламой", с мемом, если хотите, - люди передают друг другу некий пустой образ, набор знаков, и в итоге возникает иллюзия его значимости. Ну и ладно Эйнштейн, но я хочу поговорить не только о нём, но одновременно и о другом человеке - Хокинге.

На мой взгляд, после смерти Эйнштейна (не буквально после, а через какое-то время) именно Хокинг занял его место в качестве живущего блюстителя культа "гениальности" и носителя звания "умнейшего из живущих" (привет Сократу, или даже скорее Эдипу). Здесь тоже явно не обошлось без "рекламы" - в смысле преувеличивания реальных заслуг. Причём в случае Хокинга, по-видимому, этих заслуг даже меньше, чем в случае Эйнштейна.
Я уже публиковал тут пост, который как бы намекает, что многое приписываемое Эйнштейну даже названием своим вопиёт о том, что имеет своим источником труд другого человека. Но всё-таки, несмотря на явное эпигонство (а быть может, даже и плагиат) Эйнштейна во многих областях, есть идеи и концепции, которые были более-менее оригинальны у него, - например, идея отказа от эфира, или идея описания движения через искривление пространства-времени. Насколько я вижу, это единственные заметные высказывания собственно Эйнштейна как учёного (были ещё некоторые работы в статистической механике и теории лазеров, тоже весьма эпигонского характера, и т.п.).
(В принципе по поводу второй идеи тоже можно сказать, что и Пуанкаре ещё за несколько лет до появления ОТО писал о том, что пространство - это в значительной степени произвольная категория, и в одинаковой степени "истинны" представления как о "прямом", так и об "искривлённом" пространстве: см. раз, два, три, - и для описания явлений можно использовать любое пространство, какое заблагорассудится).

Что же мы видим у Хокинга? Его наиболее известная работа - отчасти развитие идеи Бекенштейна (да, и тут ещё один "енштейн") о применении термодинамических понятий к описанию чёрных дыр. Чёрным дырам можно приписать температуру, а значит, они должны излучать (физически - через разделение пар виртуальных частиц вблизи горизонта событий) - что и было названо "излучением Хокинга" (на самом деле впервые эта идея обсуждалась не им, а Зельдовичем и Грибовым, о чём он сам же и пишет, - но в виде законченной статьи изложена им первым).
То есть фактически Хокинг высказал гипотезу о наличии излучения определённого вида у гипотетического объекта. Предполагаемая температура чёрных дыр слишком мала - к примеру, у дыры солнечной массы она должна быть на несколько порядков меньше даже температуры "реликтового излучения" (если верить, что оно имеет космологическую природу, в чём лично я сильно сомневаюсь, - см. соответствующие публикации). Таким образом, это заведомо необнаружимый феномен (не говоря уже о сомнительности существования самих дыр) - это излучение, если оно вообще есть, слишком слабо, чтобы его можно было зарегистрировать. И, в общем, всё, - на этом научные труды Хокинга, по большому счёту, заканчиваются.
Для некоторой солидности в оценке реальных заслуг Эйнштейна и Хокинга можно бросить поверхностный взгляд, к примеру, на индекс Хирша (который более-менее отражает уровень успешности авторов научных работ в плане их цитируемости, - то есть полезности собственно для науки). Взгляд этот показывает, что по состоянию на февраль сего года (по данным базы Google Scholar) Эйнштейн находится на 1021 месте, а Хокинг на 714-м. Такие дела. На первом, кстати, классический "лжеучёный" (по Попперу) - Фрейд. (Сам Поппер же, что любопытно, ровно на строчку выше Хокинга).
Вообще же и помимо этого можно назвать десятки имён людей, внесших как минимум не меньший вклад в теоретическую физику, но практически не известных обывателю.

Не лишним будет упомянуть и некоторый корпус работ научно-популярной тематики. Здесь, надо сказать, Хокинг преуспел больше Эйнштейна, - возможно, сыграло роль увеличение роли СМИ в последние десятилетия (исторические вопросы я затрону чуть позднее). Его книжка "Краткая история времени" является классикой в плане пересказов космологических и астрофизических баек про большие взрывы и чёрные дыры, и в значительной степени обложкой всего современного научного журнализма и так называемой популяризаторской деятельности вообще (см. работы К. Сагана, Н. Тайсона, М. Каку, Б. Ная и т.п., - вся эта волна каналов Discovery, бесконечных физик невозможного и курилок гутенберга). Надо полагать, именно этой работе и связанной с нею пропагандистской деятельности он и обязан львиной долей своей известности.
Другой критически важный ингредиент его популярности - это, конечно же, инвалидность. Собственно, это как раз та черта, которая сделала его идеальным преемником Эйнштейна на посту "Учёного": единоличного олицетворения героических потуг всего человечества в познании окружающего мира и оракула, полного оху невероятных историй и временами исторгающего их через газеты и новостные сайты (см. произвольно отобранные недавние примеры: один, два).

По всей видимости, этим поползновениям мы обязаны самой историей развития науки и форм её присутствия в обществе (включая её репрезентацию пресловутыми журналистами - переходным слоем между учёными и обывателями, по словам Ницше). Существенный индустриальный рывок XIX века, породивший быстрое реформирование общества под знаменем проекта модерна, привёл к слому многих примитивных моделей, в том числе и научных, - плоский и безмятежный горизонт, по мере быстрого приближения к нему на катере науки, вдруг стал принимать формы ужасающих скал. Известная байка о декане, говорящем молодому Планку: "Все важные открытия уже сделаны", - и последовавшие за этим научные революции, - как раз об этом. К началу XX века было уже ясно, что что-то не очень-то клеится в нашем понимании реальности.
Конечно, одновременно с попытками решить эти проблемы научными путями развивались и антимодерновые течения, - появился т.н. традиционализм (как отрицание модерна) и т.п. В значительной степени это напоминало ситуацию столетней давности (т.е. начало XIX века) с её нарождающимся декадентством, первыми ростками жёсткого и последовательного нигилизма и тому подобным. Думаю, в этом плане можно провести некоторую параллель между де Садом в начале XIX века и Кроули в начале XX. Точно так же в обе эпохи наблюдалась некоторая неудовлетворённость людей и сомнения в прогрессе, предчувствие или даже жажда некой скорой катастрофы (частично разрешившаяся через крупные войны), обретали популярность утопические проекты (сенсимонисты XIX века и марксисты XX века как пример).

И точно так же, как наполеоновская эпоха популяризировала романтизм в культуре с его буйной фантазией и потусторонними мирами, войны XX века породили стремление к эскапизму, примитивизации (дадаизм и т.п.), сюрреализму, уходу в иное, чтобы не видеть всех ужасов проливающейся авиабомбами в сознание реальности. Это стремление не миновало и науку, и контринтуитивные и парадоксальные теории (квантовая механика и теория относительности) быстро были приняты в оборот академическим сообществом. Не в последнюю очередь они были хороши именно тем, что как бы разрывали связь с реальностью, разрушали наивную очевидность. (Этот отказ от очевидного в пользу более сложного и абстрактного с тех пор - общая тенденция; см. в качестве одного из локальных примеров переход к "новой физике" в физике частиц 60-х и последовавшее за этим рождение Стандартной модели).
Однако это же, с течением времени, подложило и большую свинью научному журнализму и "популяризации науки", - отныне этим уже нельзя было заниматься в том же смысле, в каком это делал Галилей или, к примеру, Максвелл. Теперь "истина" выглядела сложнее и нарочитее "очевидности", а следовательно, менее привлекательной и более "лукавой". В результате, с одной стороны, каста учёных постепенно стала замыкаться на себе, схоластизироваться, а с другой научные журналисты стали в догматическом формате спространять "слово божие", пересказывая "тёмным и неграмотным массам" содержание скрижалей, полученных учёными в ходе их ритуалов на синаях лабораторий и кабинетов.

Иными словами, был утерян дух соревновательности, собственно научного дискурса, когда одна теория в открытую противостоит другой в описании происходящего. Эти дискуссии отныне заметаются под ковёр даже внутри самого научного сообщества, а то и вовсе игнорируются, - а вовне транслируется "готовый продукт" в виде пресс-релиза или ещё более готовый в формате научно-популярного видео или книги. Таким образом, фигурально выражаясь, была убрана лестница, по которой ещё можно было без потерь слезть с неверной теории в случае её обрушения (или был запрещён вывод денег, возвращаясь к метафоре финансовых пирамид).
Отныне наука ничего не обсуждает и не "объясняет", - она "диктует", как всё обстоит "на самом деле" (да и как вам, ширнармассам, квантовую механику-то объяснишь? слушай умного дядю и помалкивай). От формата переписки XVII-XIX веков с её корреспондентами к началу XX века она переняла формат "радио" с его "вещателем" и "приёмниками" (что, кстати, вполне понятным образом совпало и с распространением тоталитарных режимов).
Ядерная гонка, холодная война и космическая гонка только усугубили этот "тоталитаризм" в науке, сделав "НИИ Паца" - крупный закрытый институт или КБ - типичным центром развития науки. Естественно, что в таких условиях ни о каких "научных революциях" или дискуссиях речь идти не может. Вообще очень любопытная получилась ситуация, когда весьма маргинальные идеи начала XX века внезапно институционализировались и стали предметом массированного государственного финансирования к его середине. Вроде как маленькая иудейская секта христиан была в итоге поднята на знамёна огромной империи и впоследствии превращена в догматизированную церковь. У церкви науки, конечно, должны быть и свои святые, - и, по-видимому, их роль как раз и играют (среди прочих) Эйнштейн и Хокинг.

Возвращаясь к феномену этих "святых", попытаюсь вкратце перечислить основные ингредиенты их культа:
- культурные (усталость от войны, тяга к пацифистскому типу поведения, желание эскапизма и сюрреалистических миров);
- социологические (гибель или отстранение старых учёных, формирование нового сообщества, классовые соображения, - см. Галковского);
- медийные (поиск икон для поклонения, рекламы проектов, образца для подражания на службе у институций и государства);
- религиозные (наука как замена религии в роли пастыря человечества).
Слово "культ" и вообще религиозный ассоциативный ряд не является, на мой взгляд, большим преувеличением. Здесь просматривается прямая аналогия (местами даже слишком прямая, - см. труды Леметра, придумавшего "Большой взрыв" как пересказ акта творения иными словами). Социальные роли и образы Эйнштейна и Хокинга совершенно аналогичны таковым у жрецов, волхвов или шаманов: они представляются как минимум людьми незаурядными, а как максимум вырожденцами, калеками, юродивыми, больными, - ведь от имени "высшей реальности", мира истины (коим в наших реалиях является мир науки) может вещать только "маг", - и его необычность (к примеру, рождение от кровосмешения, как в Персии, или какой-нибудь нечеловеческий ритуал типа годичного лежания в дупле перед тем, как стать шаманом) гарантирует ему связь с этими горними мирами.
И Эйнштейну активно приписывали разного рода странности (за примерами даже ходить лень), ну а в случае Хокинга и выдумывать ничего не нужно.
Конечно, подобного рода примысливание (или гиперболизация) черт - обычная реакция "народа" на "великого человека", и имеет место сплошь и рядом, - но примечательно, что это играет существенную роль даже применительно к образам персон, вроде как должных нести свет рациональности.

Итогами раскручивания этого культа стала чрезвычайная медийная узнаваемость ("культ личности" и вера в непогрешимость, героизм; приписывание и узурпация чужих достижений; догматизм в науке - в то время как сам "реальный" Эйнштейн, к примеру, переписывался с тем же Великовским и т.п.). Эйнштейн и Хокинг становятся тотемами, недосягаемыми и непостижимыми; хранителями мира науки - в том числе от мира обывателей. Образ учёного отныне неразрывно связан с этим савантизмом святого; под таким углом зрения человек вообще не воспринимается как полноценный, а скорее как игрушка или инструмент (см. кино "Человек дождя") - может, это издержки той самой классовой специализации? Тут как тут подоспела и культура ток-шоу с их атмосферой "цирка уродцев" ("мы пригласили Наташу с тремя ногами; Наташа, расскажи, как тебе живётся; а вот тут у нас учёный, - поглядите и на него").
Ещё один ингредиент успеха Эйнштейна и Хокинга - их работа с сугубо гипотетическими и ненаблюдаемыми объектами (Большой взрыв, чёрные дыры), либо вовсе с безразличными понятиями (как отмечалось выше, использование как кривого, так и прямого пространства даёт одинаковый результат, - иначе была бы невозможна, к примеру, гравитация Логунова; то же с отсутствием эфира, - Лоренц, скажем, получил свои преобразования исходя из его присутствия), - этим, во-первых, достигается принципиальная непогрешимость. А во-вторых, это дополнительно усиливает их обрисованный выше образ, ибо савант и юродивый не должен быть запятнан "грязной", осуществимой и проверяемой "практикой", или уж тем более "политикой" - он всецело есть дитя божье, и лишь во славу Господа (Истины и т.п.) его работа и осуществляется. Это "чистая наука". Спор Хокинга с Сасскиндом ("black hole wars") - дискуссия, длящаяся десятилетия, в ходе которой они обсуждают, исчезает ли информация в чёрной дыре (т.е. опять-таки в некоей гипотетической ситуации её наличия), и при этом даже не дают определения информации (а то мало ли что, вдруг ещё ответ выяснится), - очень яркий пример подобного рода деятельности.
В общем, на мой взгляд, в современном "общественном сознании" Хокинг является прямым наследником иконического положения Эйнштейна (и для этого у него есть все задатки, исходя из самой модели раскрутки учёного и из сложившихся в современном социуме представлений об учёном); он как бы с тоской и снисхождением взирает на осиротевшее человечество из величественной башни науки. Но собственно в саму науку собственно сам Хокинг, как и Эйнштейн до него, внёс весьма незначительный вклад.

Хочется ещё отметить другую вещь. Точно так же как модерн породил антимодерн, так и культ Эйнштейна (и Хокинга, пророка его) породил соответствующую ересь - культ Теслы. (Впоследствии таких ересей возникли ещё десятки, если не сотни и даже тысячи; в значительной степени и "электрическая Вселенная" является одной из них). Технология распространения этого культа, в общем, та же самая, только с постоянной оглядкой на уже существующий и в постоянном диалоге с ним ("их святой плохой, а наш хороший, их делает то, а наш сё").
Таким образом, происходит определённая концентрация "богоборческих" настроений на Эйнштейне (против "официальной науки" и т.п., - см. подробнее в моём материале о "лженауке"). "Борцам с Эйнштейном" кажется, что он огромен и представляет собой средоточие власти и своеобразный пантеон всех академических институций разом; а потому как только удастся доказать, что он был больным, ошибался и т.п., это здание сразу же рухнет, и соответствующие лавры, почёт, денежка и всё остальное перейдут защищаемой ими самими модели, и все сразу же признают её истинность.
Выходит абсолютно непродуктивная деятельность: сперва люди под действием пропаганды и под впечатлением от собственных квазирелигиозных фантазий внушают себе величие "Эйнштейна" и начинают считать, что на нём вся наука клином сошлась, - ну а поскольку сами они со своей научной (или "лженаучной") деятельностью находятся где-то на обочине, начинают неистово с этим всесильным фантомом воевать. Иными словами, "борцы с Эйнштейном" такие же жертвы рассчитанной на среднего Ивана пропаганды, как и его пламенные почитатели в футболках с известной формулой или с гримасой с высунутым языком. А может быть, даже и бОльшие жертвы, - ибо часто у этих "борцов" творческой энергии значительно больше, и потому вдвойне обидно, что расходуется она на подобные вещи вместо чего-нибудь полезного.

Возвращаясь к историческому аспекту дела: место, на котором я оставил дело выше (говоря про крупные институты), - это ведь по духу где-то 70-80-е годы (когда и зажглась звезда Хокинга). Но что же происходит дальше - грубо говоря, после крушения СССР?
На мой взгляд, в современной ситуации происходит постепенная эрозия научных догм и этой жёсткой институциональной системы. Большую роль играет демократизация, привнесённая интернетом и социальными сетями, когда квазинаучный продукт получили возможность распространять и не связанные с академическим сообществом люди и организации.
Сама наука теперь в значительной степени концентрируется на прикладных и инженерных вещах (где скорее имеется культ какой-либо технологии или материала, чем человека), но и теоретики не дремлют: в последние годы появляются довольно интересные работы, посвящённые в том числе наиболее фундаментальным теориям и аспектам реальности. И, на мой взгляд, одной из основных черт их является смешение различных теорий и подходов прошлого.
Просто в качестве одного примера недавней сильной теории: Маккаллох предлагает описание феномена инерции как следствия асимметрии квантового эффекта Казимира, возникающего из излучения Унру (кстати, в некотором смысле это аналог излучения Хокинга, в силу принципа эквивалентности). То есть тут сразу отовсюду по чуть-чуть намешано. То же самое справедливо, например, для эмерджентной гравитации Верлинде и т.п.
В общем, можно констатировать, что теоретическая физика уже несколько десятилетий находится в фазе "постмодерна" и своеобразного послеалександровского "эллинизма", - всё-таки плоды развития эпистемологии и социологии науки (как ещё относительно сохранившей рассудок и не выпрыгнувшей из окна вместе с Делёзом философии, - см. работы Латура, Пикеринга, Глазерсфельда и пр.) какими-то окольными путями проникают и в умы учёных. Но пока что эти вещи в основном происходят внутри сообщества, а через медиа по-прежнему транслируется всё тот же "культ", и крупные институтции диктуют свою повестку. Как долго это будет продолжаться, и что ждёт нас дальше? Может быть, нас ждёт ренессанс "скептической", дискуссионной науки? (Теперь с привлечением масс посредством интернета и т.п.). В последние годы, очевидно, крупные институции лихорадит в связи с происходящими политическими процессами, и как дело повернётся дальше, не очень понятно.

Если после Einstein'а мы имели Zweistein'а в виде Хокинга, то будет ли ещё и Dreistein (а потом и N-stein, и N+1-stein), и как он будет выглядеть? Может, это вообще будет какой-нибудь "голем" (как у Лема): искусственный интеллект, который будет учить глупеньких людишек жить (опять-таки своей необычностью и нечеловечностью создавая предпосылки для почитания)?
Вспомнился, кстати, любопытный комментарий, что, дескать, кресло Хокинга и является настоящим ИИ, который говорит с нами собственным синтетическим голосом, - "а этого инвалида возит на себе для прикрытия", чтобы никто не догадался. (Почему ещё никто не написал об этом рассказ или снял кино? Это же мощная тема, - представьте, к примеру, ужас и вообще умонастроение человека, прикованного к подобному весёлому креслу, особенно если он знает, что оно затевает, а сказать никому не может).
Или, может быть, в будущем наука вообще избавится от своего догматистского проклятья, и эти культы вместе с эпохой модерна отойдут на второй план? Это по крайней мере любопытные вопросы, которые не лишним было бы обдумать.

[Hidden finale]Как всегда после большой публикации, у меня осталась пара-тройка разрозненных крох (и ещё больше было сметено со стола за мелкотой), которые я не имею возможности собрать во что-то осмысленное и последовательное. Поэтому, наверное, просто изложу их тут как есть.

Одним из оснований накручивания культа гения является человеческое самомнение (как отмечал Ницше, называя кого-то гением, люди признают, что "здесь нам не нужно соперничать", - вроде, а, ну этот-то, вы его видали вообще? Он же ненормальный - гений, - а обычные люди типа меня так не могут; зато я "нормальный", как и вы). Возможно, одно время на роль Хокинга пристраивался Саган, но как-то не вполне подошёл, хотя некий ореол "святости" теперь есть и вокруг него (помогла относительно ранняя смерть).
Помимо типа "святого" этим ребятам иногда приписывается и тип "героя", - но в современных условиях герой это скорее пламенный пацифист и миротворец, - отсюда всякие письма и выступления "против всего плохого".
Какова роль в пропаганде образа Хокинга new age-культуры и тяги к экзотизму? Или социалистических тенденций и welfare государств (помимо собственно формирования крупных институций и существенного государственного финансирования академической науки)?
Эйнштейн как американский проект против Хокинга как британского.

теории, история, герои, ИИ, лженаука, гносеология, социология, Хокинг, христианство, философия, Большой взрыв, Эйнштейн, государство, физика, учёные, религия, политика, эпистемология, наука, социализм, чёрные дыры, будущее, СМИ, общество

Previous post Next post
Up