В рамках #ThrowbackThursday я периодически вспоминаю свои старые посты, которые не получили в свое время должного внимания. Недавно я решил продолжить просмотр сериала "Орвилл", у которого пока смотрел лишь первый сезон в год выхода. Чем это не повод освежить пост, который я писал под впечатлением от этого самого первого сезона?
Так вышло, что культ «Стар Трека» прошел преимущественно мимо нашей страны. В шестидесятые сериал по понятным причинам не показывали, а когда наступила гласность, всем как-то было не очень интересно смотреть на шоу тридцатилетней давности. Да и «Следующее поколение» у нас в стране практически не транслировалось. И космическая телефантастика дошла до нашей страны уже в виде «Звездных врат» и «Вавилона-5». Ну и еще по ОРТ недолго шел сериал «Космическая полиция».
Но на Западе ситуация была совершенно другая. На «Стар Треке» выросло не одно поколение американцев, сериал вдохновил множество других произведений, из него было вытащено огромное количество клише и сценарных идей. Отсылки к сериалу встречаются в огромном числе произведений, а «Футурамы» без «Стар Трека», наверное, вообще бы не существовало.
Вселенная «Стар Трека» содержит несколько сериалов, полнометражных фильмов, мультфильмов и даже комиксов. Но что делать, если ты хочешь снять «Стар Трек», а у тебя ни авторских прав, ни бюджета, ни желания быть затасканным по судам? Все просто: нужно снять шоу за те деньги, что у тебя есть, изменить названия, добавить немного юмора и назвать все пародией! Именно так и поступили создатели сериала «Орвилл».
Автором идеи и исполнителем главной роли выступил Сет Макфарлейн. Если вы застали золотой период канала «2x2», то вам прекрасно знакомо это имя. Да, именно этот парень создал два мегахита взрослой мультипликации - «Гриффинов» и «Американского папашу». Ну еще «Шоу Кливленда», но давайте не будем о грустном.
И когда я узнал, что сериал «Орвилл» будет пародией, а снимает его Макфарлейн, я очень насторожился. Дело в том, что его творения всегда изобиловали черным юмором и юмором ниже пояса. В изначально трешовом мультике «Гриффины» это в целом заходило - в конце концов, это анимация, и в ней абсурдные ситуации и жесткий юмор воспринимаются как-то проще и легче. А в космическом сеттинге, да еще и с живыми актерами... Я боялся, что шоу быстро скатится в дешевую похабщину. Да и первая сцена сериала не внушала доверия…
Но как же сильно я ошибался! Да, в сериале оказывается много черного юмора, есть юмор «18+», но при этом первый воспринимается очень легко из-за правильно сбалансированного настроя, а пикантного юмора так и вовсе мало. Да, без него не обходится почти ни одна серия, но при этом он выполнен так изящно и непошло, что этот сериал можно смотреть с мамой, не боясь, что ты щас умрешь от стыда. Интересно, что самая «откровенная» серия, где персонажей стало влечь друг к другу, - единственная на данный момент, к которой Макфарлейн не писал сценарий или не режиссировал. Забавное совпадение.
Собственно, в чем суть. Главный герой космопилот Мерсер (Сет Макфарлейн) разводится с женой (Эдрианн Палики) из-за того, что она изменяет ему с синим пришельцем. Собственно, это и есть первая сцена сериала. Спустя какое-то время он получает назначение капитаном космического крейсера. А старшим помощником ему дают… его бывшую жену!
И смотреть на эту парочку - одно удовольствие. Палики еще в горячо любимом мной сериале «Агенты Щ.И.Т.» завоевала мои симпатии за роль эффектной Бобби «Пересмешницы» Морс. Ну и Макфарлейн просто обезоруживает своей улыбкой в 32 зуба. Знаете, я всегда любил в сериалах парочки, которые либо разошлись, либо никак не могут сойтись, и между ними вечно возникают неловкости. Именно поэтому первый, второй и четвертый сезон «Теории Большого взрыва» я люблю больше, чем третий и последующие. Леонард с Пенни хорошо взаимодействовали, когда не были парой.
Также в команду входят:
- раздолбай, но при этом невероятно талантливый летчик лейтенант Малой;
- пришелец лейтенант Бортус, с которым связано множество смешных моментов из-за разницы людских и инопланетных менталитетов;
- офицер Алара Китан, скромная и неуверенная в себе инопланетянка, которая при этом обладает сумасшедшей силой;
- офицер Айзек - не обладающий эмоциями робот, выполненный в духе дешевых сериалов восьмидесятых.
Ну и еще несколько героев, характеры которых толком не раскрываются.
Сериал не является связной историей, каждый эпизод - отдельный рассказ, впрочем, отсылки к предыдущим событиям часто встречаются, причем порой даже с «ломанием четвертой стены» (довольно редко). И все эти рассказы… И вот тут будет сюрприз… В большинстве своем серьезные и взрослые истории! Да, сериал называется пародией, но от пародийности тут разве что чуть увеличенное число шуток, ну и дешевые спецэффекты. Типа это ж пародия, мы снимаем с себя ответственность серьезного сериала!
Сериалу просто тесно в жанре пародии, и он регулярно выходит за ее рамки, поднимая невероятно важные вопросы: моральный выбор, толерантность, религия, ужасы войны, зависимость от соцсетей, синдром толпы… Шоу в якобы шуточной форме обыгрывает действительно страшные и грустные вещи. А еще оно содержит немало различных отсылок к поп-культуре, но при этом не состоит только из них, а умело вписывает их в нужном количестве в сюжет.
То, как через шутку можно грамотно подать важные идеи, очень классно показано в седьмом эпизоде. Там по сюжету герои попадают на планету, где все население живет исключительно на основе лайков и дизлайков в соцсетях. Один из героев навлекает на себя гнев народа и оказывается приговорен к исправительным работам, в рамках которых он должен ходить по ток-шоу и пытаться заставить людей себя полюбить. В результате герои вынуждены запускать всякие слухи и фейки. Особенно сильно меня рассмешила сцена, в которой герой якобы возвращается с войны, а его радостно встречает пес. Это было настолько подчеркнуто манипулятивно, что нельзя было не улыбнуться - а ведь так общество и работает! Так сказать, фабрика кремлеботов в действии!
И ведь очень похожий эпизод был в сериале «Черное зеркало». Но при этом в «Зеркале» было показано гротескное антиутопическое общество, все подавалось через чернуху, безыходность и депрессию. И в это было попросту трудно поверить - ну не может такого быть! В «Орвилле» та же тема была раскрыта с шутками, стебом, смехом и все это выглядело гораздо убедительнее. Потому что ты понимаешь, что сериал стебет УЖЕ существующее общество, доводя до абсурда проблему лайкодрочерства.
В общем, «Орвилл» сделан настолько добротно, юмор в нем настолько приятный, сюжеты настолько захватывающие, что мне в какой-то момент захотелось сказать: «Сериал, ну прекрати уже быть таким классным! Я должен тебя за что-то не любить!».
Да, по идее, есть в сериале определенные проблемы. Например, слишком положительный главный герой. С учетом того, что Макфарлейн писал роль под себя, это порой выглядело как какой-то синдром Мэри Сью. Впрочем, все равно он не выглядит как идеальный образец для подражания, есть в нем пара минусов, просто для юмористического шоу хотелось бы более… ну я не знаю, глуповатого или трусоватого протагониста. Возможно, кому-то некоторые идеи сериала покажутся старыми. Но ведь важно, как они поданы! Ну да, графон тут на уровне первой «плэйстейшн», ну и что! Разве дешевая картинка делает плохим сериал, задача которого - рассказать интересную историю и сдобрить ее хорошим юмором?
На данный момент у «Орвилла» всего один сезон из 13 серий, но сериал был продлен на второй! Так что пока продолжение не вышло, срочно смотрите первые эпизоды! Ну а если я для вас все еще неубедителен, то добавлю, что в «Орвилле» снялись Лиам Нисан и Шарлиз Терон! При этом у второй было не маленькое камео, а центральная роль в одной из серий! Причем весьма любопытная роль…
P.S. Пишите в комментариях: смотрели ли вы «Орвилл»? Нравится ли он вам? И вообще, можно ли его считать пародией, или это полноценное произведение с реверансами в адрес предшественников?