Боль, унижение и Зак Снайдер. Почему провалилась Киновселенная DC

Sep 20, 2018 16:13

Вы наверняка слышали выражение «забивать гвозди микроскопом». А если нет, то, скорей всего, уже поняли его смысл. Использовать что-то, обладающее огромным потенциалом, для грубой и примитивной работы. Так вот, мне кажется, руководители киновселенной DC не забивают гвозди микроскопом. Потому что при таком действии ты хоть и испортишь дорогое приспособление, но гвоздь хотя бы забьешь. А вот руководители киновселенной DC пытаются использовать микроскоп как парашют. И в итоге превращаются в кашицу из крови, костей и осколков микроскопа. Этот пост - полное боли описание причин провала киновселенной DC.


Сейчас, когда я уже дописал пост, понял, что получился он какой-то слишком узкоспециализированный, больше для меня и для фанатов. Возможно, вам будет не так интересно. Думал вообще его не публиковать. Но потом решил: это ж историческая эпоха, потом ее будут в учебниках истории проходить. Так что пусть мой пост побудет как летопись эпохи.

Для начала я хочу объяснить, что такое киновселенная DC. В 2013 году, через 5 лет после запуска киновселенной Marvel, их главные конкуренты в сфере комиксов DC выпустили первый фильм своей киновселенной, так называемой DCEU (DC Extended Universe). Киновселенная - это серия фильмов про разных персонажей и разные события, которые, несмотря на это, существуют в одном мире и могут пересекаться друг с другом. Но нужно понять, что предыдущие фильмы по комиксам DC в эту киновселенную не входят - это сторонние проекты. В том числе трилогия «Тёмный рыцарь» Кристофера Нолана и Бэтмены Тима Бертона. Таким образом, в DCEU сейчас существует 5 фильмов: «Человек из стали», «Бэтмен против Супермена», «Отряд самоубийц», «Чудо-женщина», «Лига справедливости». И, казалось бы, за DC все козыри в сравнении с Marvel: два самых популярных супергероя в истории - Бэтмен и Супермен, владение правами на экранизации всех своих персонажей (из-за контрактов в Киновселенной Марвел долго не мог появиться, например, Человек-паук, и до сих пор не могут появиться те же Люди Икс с Росомахой), а также опыт предшественника, который можно использовать для разработки своего ответа. Но с самого начала все покатилось под откос. И в этом посте я хочу рассказать, почему Киновселенная DC - это чудовищный провал, который нужно свернуть как можно скорее.


Одной из первых проблем стало позиционирование этой киновселенной. Причем эта проблема распространилась гораздо шире самой киновселенной и породила абсолютно, в корне неверный стереотип. Я сейчас говорю о пресловутой мрачности. Дескать, киновселенная Марвел вся такая красочная и с шутейками, а мы сделаем свой мрачный и депрессивный ответ. Дескать, конкурент делает одно, а мы - совсем противоположное. Марвел снимает веселые фильмы, мы снимем мрачные. Марвел делает сольники, а потом командный фильм, а мы почти сразу сделаем командный. Марвел снимает успешные фильмы, а мы снимем невнятную херню.


Но ведь Киновселенная Марвел не позиционировала себя как что-то «яркое и с шутейками». Она медленно пришла к этой формуле путем проб и ошибок. Второй фильм Киновселенной - «Невероятный Халк» - вышел довольно мрачным, почти без шуток. Он не выстрелил в прокате (хотя причиной тут была не только мрачность, конечно), и вектор сменился в сторону первого «Железного человека». И в связи с таким антагонизмом у людей в головах засела мысль: «Марвел» делает что-то красочное для детей, а DC - мрачное для взрослых. Этот стереотип сыграл еще и за счет достаточно взрослых и серьезных фильмов Кристофера Нолана о Бэтмене (которые, напомню, в киновселенную DC не входят). В итоге множество слабо посвященных людей считают, что такое противостояние (красочность vs. мрачность) действует и на мультфильмы, и на сериалы, и на комиксы Марвел. Это доходит совсем уже до абсурда. Помню, как некоторые ругали  «Лигу справедливости» и «Чудо-Женщину»: «Вы что же это, ШУТИТЕ?! Вы что, посмели ШУТКУ произнести?! Вы что, МАРВЕЛ КАКОЙ-ТО?!!!» Дебилов, конечно, не переубедить, но все же им не мешало бы посмотреть дисишного «Супермена» 1978 года и марвеловского «Блэйда» 1998-го. Или сериалы «Флэш» и, например, «Джессика Джонс».




Короче, вот такая четкая позиция «Мы мрачная вселенная» привела к серьезной проблеме. Когда «Бэтмен против Супермена» вызвал бурю негодования, студия заметалась и стала в спешном порядке менять уже снятый «Отряд самоубийц», добавлять в него и в последующие фильмы юмора, и в итоге получилось «ни нам, ни вам». Фанаты, которые готовы простить фильму любую тупость, лишь бы он был мрачный (привет, «Логан»), плевались, обычный зритель был недоволен несбалансированностью повествования и так далее.


Вторая серьезная проблема, частично связанная с первой - это попытки строить киновселенную вокруг личности одного режиссера. Причем очень специфичного режиссера. Зака Снайдера. О да, в спорах об этой персоне множество копий было сломано. Люди при оценке его творчества делятся на два непримиримых лагеря. Первый - это фанаты. Они ценят фильмы Снайдера за эффектный визуал, яркие кадры, эффектный визуал, кадры яркие, эффектный визуал, отсылки к страницам комиксов, а также эффектный визуал и яркие кадры. И еще визуал эффектный я забыл упомянуть. Второй лагерь - это нормальные люди, которые считают, что Снайдер - не режиссер, а клипмейкер. Даже не клипмейкер, а стоп-кадр-мейкер. В любом его фильме можно собрать большую папку скриншотов на рабочий стол. Любители визуального повествования испытывают глазной оргазм, видя идеальное построение кадров и готовы простить Снайдеру что угодно. Я же считаю, что никакой красивый визуал не спасает фильм, если в нем нет внятной ИСТОРИИ. Да, Снайдер снял две любимых фанатами экранизации комиксов - «Триста спартанцев» и «Хранители». Но в обоих случаях он просто очень талантливо переносил на экран первоисточник. Это, конечно, тоже нужно уметь. Но вот в киновселенной DC конкретного первоисточника у фильмов нет, все они были оригинальными творениями с небольшими отсылками к комиксам.


И тут у фанатов Снайдера вступил в силу два новых аргумента: 1) Это плохая студия не дает ему развернуться, а вот дали бы свободу творчества, он бы ух как выстрелил! 2) А надо смотреть пятичасовую режиссерскую версию, там все логично и гораздо лучше!
Ну по первому пункту: как в футболе за результат отвечает тренер, так и в кино за фильм отвечает в первую очередь его режиссер. Если Снайдер не может показать весь свой потенциал при съемках «Бэтмен против Супермена», то фильм должен снять другой режиссер. В конце концов, Киновселенная DC - это не авторский проект, это огромный корпоративный проект. И это не место для экспериментального кино без сюжета с красивыми статичными кадрами. По второму пункту: если режиссер не в состоянии рассказать историю за приемлемое для фильма время (полтора - три часа), то это проблема не истории, а режиссера. Если Снайдеру нужно снять пять часов материала, то виноват в этом только сам Снайдер, а зритель не обязан смотреть все эти пять часов, чтобы насладиться задумкой автора. Ярчайший пример того, как надо делать расширенную версию, показал нам Брайан Сингер в "Люди Икс: Дни минувшего будущего". У него и сам фильм вышел хорошим, а расширенная версия добаваляла одну интересную сюжетную линию со знакомым персонажем.


Так мы плавно подобрались к еще одной проблеме. Фанатизм. Здесь у DC все очень плохо. Потому что фанаты Зака Снайдера смешались с фанатами DC в адскую смесь неадекватности и «читайкомиксизма». Серьезно, у поклонников киновселенной Марвел я такого не замечал. Большинство из них понимает большинство проблем фильмов, понимают, что это развлекательный аттракцион, не нацеленный на что-то большее, понимают, что фильмы полны ляпов и косяков. Фанаты киновселенной DC - это очень часто какие-то бешеные неадекваты, которые закрывают глаза на все серьезные проблемы фильмов только потому, что это ж ДиСи, а не марвел какой-нибудь, а еще там мрачность и философия. Ну а на претензии очень часто отвечают: «А ты прочитай комиксы, там все написано и рассказано. Но вашужмаму, я не хочу читать комиксы, чтобы мне понравился фильм! Почему «Железный человек» я могу посмотреть не читая комиксы, «Первый мститель: противостояние» могу, «Темный рыцарь» могу, даже «Хранителей» могу, а «Бэтмен против Супермена» не могу?!
В общем, таким фанатам хочется посоветовать: в следующий раз просто откройте слайд-шоу скриншотов из фильмов Снайдера, возьмите в руки комикс, и это для вас будет лучший DC фильм в истории.


Еще одна проблема пришла совсем откуда не ждали. Бен Аффлек. Как только его утвердили на роль Бэтмена, общественность взбунтовалась. Писали даже петиции провести рекаст и взять кого-нибудь другого. То ли в памяти был свеж довольно посредственный фильм о другом супергерое («Сорвиголова»), то ли другие спорные проекты Аффлека, но народ его возненавидел еще на стадии кастинга. Однако когда появилось первое фото с ним в костюме, критика поутихла. При выходе трейлера народ уже говорил: «А что, может получиться неплохо». Ну а когда вышел фильм, даже самые ярые его ненавистники (вроде меня), отметили: Аффлек - едва ли не единственное светлое пятно в фильме, несмотря на черный костюм.


Однако после того, как «Бэтмен против Супермена» был разгромлен критиками и зрителями (кроме кучки отбитых фанатов), у Аффлека начались трудности. Сперва он отказался от поста режиссера в сольнике о Бэтмене (изначально планировалось, что Бэтфлек и снимет фильм, и сыграет главную роль), затем в «Лиге справедливости» у него был уже очень усталый вид и казалось, что он отыгрывает роль через не могу. Потом выяснилось, что у Аффлека проблемы с алкоголем, а сейчас уже вовсю ходят слухи, что он вообще откажется от роли Бэтмена. И мне, надо сказать, очень обидно. Мне нравится Аффлек в этой роли. Его Бэтмен вышел более брутальным, менее лощеным, чем у Китона и Бэйла. Впрочем, дело вкуса.


В броне просто шикарен
Еще одну проблему почему-то в основном народ забывает, а мне кажется она существенной. Несвязность Киновселенной. Я сейчас говорю не о связях фильмов, а об общем тоне. Понимаете, Киновселенная Марвел изначально по шла по научно-технологичному пути. Типа все суперспособности так или иначе объясняются либо технологиями, либо генетикой, и даже Тор и Локи - не боги, а пришельцы из другого измерения, которых когда-то древние скандинавы приняли за богов. В киновселенной Людей Икс, например, все объясняется особенностями строения ДНК. А в киновселенной DC крутые технологии Бэтмена соседствуют с древней магией Чародейки и преданиями о боге Зевсе. При этом нет ни намека, что это могли быть пришельцы, например. Нет, амазонки, Зевс, Арес - это не миф (кстати, финальная сцена с Аресом оооочень сильно так портит впечатление от хорошего фильма о Чудо-Женщине). Такая вот несбалансированность, неопределенность ставит в недоумение при попытке сшить все воедино.


Итак, подведем промежуточные итоги перед тем, как назвать главную беду киновселенной DC. Мы назвали следующие проблемы: подчеркнутый упор на мрачность и лихорадочный отказ от нее, построение фильмов вокруг спорного стиля Зака Снайдера, некинематографичность («читай комиксы, смотри пятичасовую версию, тогда все поймешь»), несвязность технологий и мифов, проблемы актера, играющего одного из центральных персонажей вселенной и самого популярного супергероя в истории. Но все это меркнет на фоне одной очень и очень серьезной беды, которую заметили уже вообще все, кто следит за кривым развитием этой киновселенной.
Беду эту можно описать одним простым словом. ПОСПЕШНОСТЬ.


Думаю, те, кто смотрел хотя бы «Бэтмен против Супермена», понимают, о чем речь. Создатели киновселенной как будто поставили себе цель впихнуть в сюжет всех более-менее значимых героев за два-три фильма. Вспомните, как развивалась киновселенная Марвел. Сперва нам показали Железного Человека, затем Невероятного Халка с появлением Железного человека в концовке. Затем был сиквел Железного человека, где лучше раскрылся Ник Фьюри, появились Воитель и Черная вдова. Затем был Тор, где также появились Локи и Соколиный глаз, ну и наконец, Капитан Америка, намеки на которого были еще во втором ЖЧ. И вот все увенчалось грандиозным объединением героев, которых уже все знают и любят. У всех было время на раскрытие (кроме Соколиного глаза, разве что), на проработку образов. В том числе у главного антагониста первых «Мстителей» Локи.


Что было у DC? Сперва все было нормально - сольник о Супермене. Не шедевр, конечно, куча снайдеровщины, но в принципе приемлемый. И тут же, уже во втором фильме:
- Супермена сталкивают лбами с Бэтменом, которого даже толком не представляли;
- Лбами их сталкивает Лекс Лютор, который и не Лекс Лютор вовсе, а какой-то сын Лекса Лютора с характером Джокера;
- Появляется и играет важную роль в сюжете Чудо-женщина;
- Появляется Думсдей;
- Появляются ролики с Акваменом, Флешем и Киборгом (кстати, более убогие камео героев представить себе невозможно);
- Супермен типа погибает. Во втором сука фильме! Да, мы прям поверили, что он погибнет уже во втором фильме киновселенной, которую планируют на десятилетие вперед.


Уже в третьем фильме в сюжет с нуля вводят целую пачку врагов Бэтмена, раскрывая из них только Харли и Дедшота. Ну и Пиро частично. А ведь там был Джокер! Новый Джокер, который заслуживал гораздо больше времени. И да, его возненавидело много зрителей, но скорее тут сыграла неадекватно сильная любовь к Джокеру Леджера. Доходило до того, что были истерики, мол, почему у Джокера щеки не порезаны, неканон.


Затем выходит прекрасный сольник Чудо-Женщины, хоть и испорченный в конце. Опять качественный сольник. Но уже затем появляется многострадальная Лига справедливости, которой нужно успеть:
- Ввести в сюжет Флеша, рассказав его предысторию;
- Ввести в сюжет Киборга, рассказав его предысторию;
- Ввести в сюжет Аквамена, не рассказав его предысторию;
- Ввести в сюжет Степного Волка, просто так, чтоб было с кем сражаться;
- Собрать команду;
- Объединиться командой;
- Оживить Супермена;
- Сразиться с Суперменом;
- Привести Супермена в порядок (очень жаль, что не именем «Марта», было бы смешнее);
- Сразиться со Степным Волком;
- и, наконец, Супермену в одиночку одолеть Степного Волка, показав бесполезность остальной команды.


Кстати, выбор Степпенвульфа на роль врага Лиги - это тоже еще один провал. У Мстителей в фильме 2012 года врагом был уже знакомый зрителю Локи. Со своим обаянием, своими идеями, взглядами. Степной Волк - это просто нарисованный на компе монстр с целью захватить мир. И блин, это даже не самый популярный злодей по комиксам! Не Думсдэй, не Дарксайд, не Джокер, не Лютор...
Когда зарождалась киновселенная Марвел, у студии не было прав на экранизацию своих самых популярных героев: Людей Икс с Росомахой, Фантастической Четверки, Блэйда и главное - Человека-паука. Но они спокойно, с толком с расстановкой строили сюжет вокруг тех персонажей, что у них были. А там и Паучок подтянулся, а в ближайшее время Иксменов и Четверку могут затащить, но это еще только на уровне теоретической возможности.

У DCEU было всё. Были абсолютно все герои, включая самых популярных супергероев в истории - Бэтмена и Супермена. И первая их встреча на большом экране вышла скомканной, нелепой, перегруженной ненужными деталями вроде мини-сценки Флэша, выглядывающего из будущего (она же блин никак на сюжет не влияет и только вводит в заблуждение непосвященных). И конечно, невероятно тупой сцены с именем «Марта». И даже ее отбитые фанаты DC защищают, считая, что она очень философская и вообще символизирует. Нет, ребята, что бы она ни символизировала, она очень тупая. Первый перенос Лиги Справедливости на большой экран получился монстром-франкенштейном, которого сперва снимал в своем безумном стиле Зак Снайдер, затем попытался хоть что-то исправить Джосс Уидон, а вместо благодарности наткнулся на вопли «это чего это в ДиСи шутить стали?! Вы что, МАРВЕЛ КАКОЙ-ТО?! Почему режиссера «Мстителей» взяли?! Он же сделает фильм для тупых школьников! А Диси всегда был МРАЧНЫМ!».


Вывод у меня один. Эту фразу повторяют уже давно, и сейчас самое время ее вспомнить: «DCEU is doomed». Спасти вселенную может только такая схема: привести Бэтфлека в чувство, взять нормальных режиссеров и снимать ФИЛЬМЫ, а не набор красивых картинок и пасхалок для фанатов.

Ну и в завершение мой рейтинг фильмов DCEU:
1) Чудо-Женщина. Хорошая отдельная история, обаятельная героиня с четкой мотивацией - быть хорошим человеком и поступать по совести. Живые диалоги, интересный посыл. Увы, концовка оказалась смазана. Было бы прикольно, если бы оказалось, что никакого Ареса и правда нет, и люди воюют просто потому что идиоты. Это бы несло очень классный посыл и неожиданный для такого жанра поворот. Но увы, супергероике нужен крутой махач в конце. И хоть была попытка немного донести до нас эту мысль - мол, Арес не контролировал умы людей, он только направлял их идеи, но все равно это уже не так эффектно смотрелось.
2) Человек из стали. Да, фильм содержит много глупостей и нелепостей вроде Зода, зачем-то пытавшегося превратить Землю в Криптон. Зачем, если они на Земле и так себя прекрасно чувствуют и даже могут летать и стрелять глазами? Но в целом вышло смотрибельно и с неожиданным ходом в конце. Фанаты в ярости - Супермен убивает! Но мне эта сцена понравилась. Хватит со злодеями цацкаться.
3) Лига справедливости. Описать фильм можно словами «хотя бы можно смотреть». В начале двухтысячных такое кино зашло бы на ура. Но сейчас уже другие стандарты супергероики, особенно командной, поэтому фильм смотрелся морально устаревшим. Хотя пара приятных моментов все же есть. Флэш хорош поначалу, пока не начинает раздражать, Чудо-Женщина все еще чудо как хороша. Ну и Аквамен. Отличный баланс брутальности и юмора. Сцена, когда он сел на лассо правды - это вообще шикарный момент.
4) Отряд самоубийц. Кроме крутейшей Харли Куинн в исполнении Марго Робби, в фильме нет ничего. Одни из злейших врагов Бэтмена, включая Дедшота, показаны хорошими парнями с золотыми сердцами. Довольно странно, а как потом мы должны будем против них болеть?
5) Бэтмен против Супермена. Фильм-катастрофа.

P.S. Пишите в комментариях: хватило ли у вас сил осилить мою писанину? Какие из пяти фильмов DCEU нравятся вам? Как по-вашему, что нужно сделать для спасения киновселенной?

Супергерои, Кино

Previous post Next post
Up