КВН я полноценно начал смотреть в 1998 году (отдельные номера видел и раньше), а бросил - в 2010-м. После этого мной предпринимались попытки возобновить его просмотр, но в какой-то момент я сдался, махнул рукой и больше никогда не включал. Не знаю, что стало тому причиной. Может, я посмотрел «Монти Пайтона» и увидел, каким на самом деле может быть юмор. Может, причина в том, что КВН в основном затрагивает тинейджерские темы - тусовка, экзамены, шоу-бизнес, что мне уже давно перестало быть близким. Может, причина тому - подстраивание под современные реалии (клиповое мышление, номера получаются короткими, быстрыми, динамичными, не успеваешь их прочувствовать). А может, у КВН и правда сейчас кризис, кто знает. Хотя «КВН уже не тот» я слышал и в тот период, когда активно его смотрел и до слез смеялся над шутками.
Впрочем, хоть современный КВН мне перестал быть близок, никто не отнимает у меня старые «ламповые» команды и их великолепный стиль, юмор, харизму. Итак, это топ-11 моих любимых команд КВН! Почему топ-11? Потому что я украл идею у Ностальгирующего критика!
Маленькая оговорка. В конце каждого пункта я буду указывать «избранный номер». Это не значит, что он лучший или любимый. Скорее, это просто очень хороший номер, при этом один из первых, что я вспомнил, и к тому же легко находится на ютубе.
11) «Пирамида» (Владикавказ)
Главная проблема кавказских команд в КВН - их однобокость. Практически все так или иначе пытаются выехать на шутках, собственно, про Кавказ. И ладно бы тем было много, но нет, все упирается в определенный набор: долгожители, дамские угодники, беззаконие, лезгинка, плохое знание столичных традиций. На этих пяти шутках, например, в чемпионы вылезли «Нарты из Абхазии». Но были и те, кто смог выйти за рамки этих стереотипов. Таких команд навскидку могу назвать две - «Новые армяне» и «Пирамида». Армяне, конечно, поизвестнее будут. Чемпионами были, «Камеди Клаб» создали, Мартиросяна миру подарили. Но я вот попытался вспомнить их лучшие номера… И вы знаете, почему-то ничего цельного не вспомнилось. У «Пирамиды» же я навскидку вспомнил номеров пять. Признаюсь честно, тот же чемпион 2008 года «Максимум», обыгравший в финале «Пирамиду», мне нравится чуть больше. Но я его не включил в топ чисто из уважения к осетинам, сумевшим шутить не только про то, как столетний дедушка ухаживает за девушкой, пока его внук, вышедший из тюрьмы, использует мобильник как обувную ложку, а в конце все танцуют лезгинку.
Избранный номер: «Клан Болвано»
Click to view
10) «Фёдор Двинятин» (Москва - Ступино)
А тут у многих возникнет вопрос: я так признавался в любви КВНу рубежа веков, а тут внезапно включаю в топ вот ЭТО? Поясню. «Фёдор Двинятин», на мой взгляд, были кривым зеркалом эпохи, в которую они играли. Во второй половине нулевых со сцены все чаще стали звучать шутки про «вещества», про гламур, светскую жизнь, тусовки. «Фёдор Двинятин» довел эти темы до абсурда. Он просто плевал на все нормы морали и приличия, смеялся над ними и реально заставлял себя ненавидеть. Недаром с ними был связан один из самых громких скандалов Высшей лиги КВН, когда Юлий Гусман разнес в пух и прах их
пародию на Валерия Леонтьева. Эти ребята своим диким поведением смеялись над КВНом, над зрителем, над жюри. И это здорово!
Избранный номер: «Няни Пушкина»
Click to view
9) «Мегаполис» (Москва)
Не знаю, кто первый придумал концепцию «выходит капитан команды и всех гнобит», но «Мегаполис» был первым, кто возвел ее в абсолют. Данная идея у многих не находила отклика. Признаюсь, поначалу и я не проникся ей. Было тяжело смотреть на людей, которые друг друга ненавидят, хоть и в шутку. Но если не обращать внимания на эту спорную идею, то «Мегаполисом» можно только восхищаться. В их номерах постоянно были отсылки к классической литературе и музыке. Один из их первых запоминающихся номеров -
поэт-баснописец - это вообще что-то невообразимое. Команда разрывала зал не самими баснями, а их названиями или первыми строчками («однажды кит по берегу гулял. Вдруг, из воды в янтарных брызгах, взвился верблюд»). «Мегаполис», на мой взгляд, был последним отголоском старого доброго КВН - с долгими цельными номерами и блестящей театральной игрой, а не «выскочил - пошутил - убежал - и все под музыку».
Избранный номер: «Гусарская баллада»
Click to view
8) БГУ (Минск)
Единственный двукратный чемпион КВН в мою эпоху. Эта команда запоминалась тем, что у нее не было какого-то определенного стиля. То есть выезжали белорусы не только на Лукашенко и картошке. Они брали юмором. При этом ни один из их культовых номеров не был похож на другой. Да, в 2001 году у них появился Галыгин с пародиями на вышеупомянутого «Алэксандра Хригорьэвича», но при этом команда не скатилась к бесконечным самоповторам. А еще БГУ были единственными, кто показал на сцене КВН самый настоящий…
порнофильм! Мое поколение поймет, о чем я. Это даже по тем, более свободным временам, казалось очень смелым ходом.
Избранный номер: «Концерт «Машины времени»
Click to view
7) «Прима» (Курск)
Скажите, любители КВН, какая первая ассоциация у вас возникает при названии этой команды? Конечно, картинки. Иллюстрированный юмор - это была их фишка, их ноу-хау, многие вообще считают это едва ли не их изобретением, хотя, конечно, так шутили аж в шестидесятые. И да, номера у них были просто великолепными. При этом никогда не знаешь, где, когда и на какую тему они выдадут шедевр. В принципе, рассказывать об их рисунках нет смысла - все это легко находится в интернете. Но говоря о «Приме», многие упускают другую их фишку, нетипичную для их поколения. Просто обратите внимание на их юмор вне картинок: депутатские дебаты, реформа ЖКХ, «в гостях у Ерохиных», ремонт в квартире,
мюзикл «Грузчики»… Команда шутила на бытовые темы, близкие не москвичам, а простым провинциальным россиянам. Не стеснялась ввернуть в свой номер политической сатиры. Жаль, что запомнились они в первую очередь картинками, а во вторую - стихами. Да даже песни у них очень часто использовались такие, которые кто-то из современного поколения даже не слышал. Взять, например, переделку «Миленький ты мой» про поездку в Турцию.
Избранный номер: а вот не будет вам картинок! «Клей-разлучник»
Click to view
6) DasISTfak’t (Ярославль)
Самая неизвестная команда в этой подборке. Эти ребята провели на телевидении всего два сезона, причем в премьер-лиге, тихо испарились и остались в целом непонятыми. И это легко объяснимо - шутки про Жанну Фриске гораздо понятнее среднестатистическому телезрителю, чем, например,
«Охота на куниц с бумерангом». Мне кажется, если бы Сергей Курехин играл в КВН, его команда чем-то напоминала бы «DasISTfak’t». По реакции зала даже видно было, что порой они элементарно не врубаются в то, что ребята делают на сцене. Но увы, главной причиной того, что этих ребят так и не пустили в вышку, является не нестандартный юмор. И даже не неблагозвучное название (поначалу они вообще назывались «Дас Истфак», потом их заставили букву «т» добавить). Главная причина - в темах для юмора. Их самое первое выступление содержало в себе фразу «Там же все эти - «Наши», «Молодая гвардия», у всех глаза по пять копеек, им зерна кинь - они клевать будут». Я вообще не понимаю, как их пустили в телевизор с таким убойным юмором времен настоящей свободы слова. К сожалению, КВН с годами все больше используется как политическая площадка для прививания молодежи «правильной» идеологии и «правильного» образа врагов. И редкий социальный юмор вроде переделки
«I want to break free» выглядит очень неуместно, как попытка показать: «Смотри, народ, у нас типа свобода слова!». Хотя на самом деле... но не будем о грустном.
Избранный номер: «Пока все дома» на чешском»
Click to view
5) «ЛУНа» (Челябинск)
У многих команд бывает так: посмотришь пять номеров, запомнишь двести шуток, а потом ходишь и цитируешь. С «ЛУНой» ситуация была несколько иная. Навскидку я у них вспомнил только две отдельные шутеечки, но зато одна из них уже давно стала крылатой. Первая -
«березка, мне бы столько почек, сколько у тебя». Ну, и вторая - легендарная фраза про фильм (неважно какой):
«Книга лучше. Причем любая». «ЛУНа» брала другим - цельностью номера. Ни у одной команды КВН XXI века никогда не было так много цельных номеров, разбитых не на несколько кусочков, а выдержанных в одной теме. Взять хотя бы мой самый любимый -
«Формула любви». Фактически там идет полный пересказ советской комедии, причем еще и не самой известной (не «Бриллиантовая рука», не «Иван Васильевич»). Команда на сцене в СТЭМах и «Домашках» являла собой настоящую театральную постановку, хоть и сжатую временными рамками. Настрогать много хороших шуток - это, конечно, непросто. Но настрогать много хороших шуток на одну тему - это уже высший пилотаж.
Избранный номер: «Бесприданница» (хотя «Формулу любви» люблю больше всех)
Click to view
4) Сборная Пятигорска
В КВН было и, наверняка, есть много команд, которые хотят выглядеть эдакими простецкими ребятами из провинции. Но увы, очередная шутка про то, как Николай Басков катался в лифте весь день, потому что там было зеркало, выдает в ребятах или, как минимум, их авторах, самых что ни на есть столичных граждан. Пятигорцы же были настоящими провинциалами. С самого первого выступления казалось, что они увидели КВН где-то на заре девяностых, а потом в их единственный телевизор на селе ударила молния. Да, у них уже было много юмора про современные реалии, но порой создавалось впечатление, что шутят они на эти темы неохотно. Гораздо лучше у них получались номера про Средневековье, Сельский роман, Чапаева… В общем, они делали примерно то же самое, что и «ЛУНа», но при этом у них есть пара преимуществ над уральскими товарищами. Во-первых, у них для номеров брались еще менее популярные фильмы. Во-вторых, их юмор порой до того абсурден был, что ты не сразу понимаешь, что они так пошутили, и сидишь, ждешь завершения шутки. А потом до тебя доходит… Ну и еще немаловажный факт - Пятигорск был очень хорош в разминках. А это, как вы понимаете, самый сложный конкурс КВН.
Избранный номер: «Новый год» (с «Богемской рапсодией»)
Click to view
3) «Уральские пельмени» (Екатеринбург)
О том, чем занимаются «Пельмени» на канале СТС, говорить не будем - зачем о грустном? Вообще лично я застал у «Пельменей» только чемпионский сезон 2000 года. И из него помню только «Can’t touch this» на подручных приборах, а также фееричное «Сальто Делчева». Но главное - то, что они делали после ухода из «вышки». Большинство Юбилейных игр и недолгий проект «КВН. Вне игры» держались именно на номерах «Пельменей». Плюс их постоянные выступления на сочинских фестивалях, включая 2003 год, когда они подарили нам, пожалуй, лучший номер КВН последних лет 15 (думаю, вы понимаете,
о чем речь). Юмор у них строился на абсурде и неожиданном ломании четвертой стены, причем до того, как это стало мейнстримом. Как-то раз я поймал себя на мысли, что при построении шуток они мне очень напоминают «Монти Пайтон». А потом узнал, что «Пельмени» и правда вдохновлялись «Монти Пайтоном»! А самое главное - они умело использовали образ неадеквата в команде (Дима Соколов). То есть в КВНе многие строят почти весь свой юмор, все свои номера вокруг человека, который как бы «не от мира сего». «Пельмени» же использовали Соколова как эдакого джокера, когда надо добить уже умирающую от смеха публику.
Избранный номер: «Шоу «Двери» («Гладиолус» все и так сто раз видели)
Click to view
2) Сборная Санкт-Петербурга
Сборная Санкт-Петербурга - это уникальное явление в КВН. Пожалуй, такой сильной народной любви не получала ни одна команда, не становившаяся чемпионом. Питер у многих поклонников КВН моего возраста стал первой настоящей любовью. Они брали какой-то легкостью, живостью юмора. И смотрелись очень по-молодежному. В то время, как другие в тех же приветствиях выходили и просто шутили «в линейку», эти ребята прыгали и бегали по сцене, просто вынося мозг невероятно крутым юмором. Они сочетали в себе легкость современного юмора с питерской интеллектуальностью. В их юморе чувствовалось уважение к зрителю - посмотрите хотя бы их номер про
визит Боба Марли в СССР. Таких музыкальных номеров в КВН не показывал почти никто. Кроме еще одной команды (о них позднее). А как они одевались! Посмотрите - большинство команд КВН либо надевают форму единого стиля, либо игроки одеваются в определенные образы (например, «Уездный город»). А здесь они выходили на сцену как будто только что из гримерки и переодеться забыли.
В 2005 году Питер внезапно решил вернуться, хотя уже явно не тянули на молодежь. И они вернулись совсем другими. У них появилась форма (бежевые пиджаки), а юмор уже не был таким легким и быстрым. Они снова, как и на рубеже веков, казались анахроничными. Но анахроничными уже в другую сторону. Стали ли они хуже? Нет. Они просто поменяли стиль и стали другими. Это уже были солидные мужчины и женщина с более солидным юмором. Но чемпионами они все равно не стали. Вообще тот сезон окончательно убедил меня в том, что КВН выигрывает не та команда, которая лучше, а та, которая «надо». Дважды - в 1999 и 2002 году Питер в финале проигрывал командам, которые не должны были в эти финалы попадать. Сперва они вынесли в полуфинале БГУ, но решением Маслякова белорусы также прошли в финал, где выступили объективно лучше всех. Затем абсолютно такая же история получилась с «Уездным городом» (хотя их преимущество уже не было таким очевидным). А в 2005 году Питер в полуфинале отстал от победителей на 0,1 балла. 0,1!!! (прописью) Одну десятую! Я даже не буду в этой ситуации напоминать, что те оценки были явно занижены. Масляков холодным голосом сказал, что «цифры говорят следующее…», и Питер покинул КВН уже навсегда.
Избранный номер: «Плохое радио»
Click to view
1) «Дети лейтенанта Шмидта» (Томск)
Сборная Пятигорска на сцене смотрелась как эдакий «привет из прошлого». Питер выглядел опережающим свое время. «Дети лейтенанта Шмидта» - команда вне времени. Их номера (за исключением реалий эпохи) отлично смотрелись бы в восьмидесятые и отлично смотрятся сейчас. Томичи не были первооткрывателями какого-то жанра или символом какой-то эпохи. Они просто выдавали юмор высочайшего качества. Как говорится, выходили и разрывали зал. При этом для них было без разницы, в каком конкурсе это делать - «домашке» или «разминке». Я вообще не видел ни одной команды, которая была бы так крута в разминке. При этом их основной фишкой было выбегание на ответ до истечения необходимого времени - находчивость Григория Малыгина (R.I.P.) и компании в те годы просто поражала. А еще у «ДЛШ» были невероятно крутые певцы. Вот есть команда РУДН, которая выставяла на показ свое умение петь. Для «Детей» это было само собой разумеющимся. При этом, имея на в команде Гасаева и Винса, они вообще могли бы не запариваться над текстами песен, а просто брать зал голыми руками за счет мощных голосов. При этом они не только делали уморительные переделки (
«как отвратительно в России по утрам»), но и песенное выступление превращали в маленький спектакль.
Но самым главным вкладом «Детей» в КВН, да и вообще в историю нашей страны, стало умение легко шутить про сложившуюся в те годы в России ситуацию. Кризис, разруха, вечно бухой президент, закрытие НТВ - все эти темы «ДЛШ» легко обращали в шутку, подстебывали действующую власть, но при этом оставляли в сердцах людей надежду на то, что все в конце концов устаканится, все будет хорошо. И как подтверждение - их непременные финальные песни с деревенско-народным уклоном. В современном КВНе для поднятия духа патриотизма почему-то считается необходимым кинуть камень в огород Америки. «Шмидты» же заставляли развернуться русскую душу и почувствовать за себя гордость без псевдопафосных фраз, без задорновского «русская смекалочка». И это было невероятно круто!
Я уже много написал про «ДЛШ», но вынужден выделить еще один абзац про «Сибирских сибиряков». В 2001 году томичи практически в полном составе выступили под новым названием и новой пропиской. Да, они получили усиление из команды НГУ, но все же тон задавали все те же лица. За единственным исключением - Александр Пушной. И вот в тот год они как будто решили не бороться за чемпионство, а показать народу то, что нравилось им самим. Вы только вдумайтесь: в 2001 году со сцены КВН звучала пародия на
«ПИНК ФЛОЙД». Причем даже не на Another brick in the wall, а на Shine on your crazy diamond! Пушной был первопроходцем стиля «рок-КВН». Жаль, что на Пушном этот стиль по большому счету и закончился.
Избранный номер: «Счастливый случай»
Click to view
P.S. На всякий случай напомню: этот топ - чисто мое субъективное мнение. Обязательно пишите в комментариях свое. Какие команды КВН любили и любите вы? «Торт» ли КВН сейчас? Если нет, то когда он, по-вашему, стал «не торт»? В общем, ждем-с!