По ходу дел и тел: мое личное интервью, которого не было....

Jan 29, 2016 18:40



Говорили же мне, что нельзя читать газеты на ночь и смотреть новости по телевизору!
В итоге полного пренебрежения этим народным советам, аккурат сегодня мне и приснилась всякая хрень!
Причем, все так четко, с толком и расстановкой, то проснувшись, я еще долгое время был под впечатлением и поспешил к газетному киоску, но по пути к двери из квартиры одумался и остановился...
Развернулся и бросился к компьютеру,  дабы быстренько записать то, что мне привиделось в моем странном и зыбком сне....

А приснилось мне вот что...
... Был обычный серый рабочий зимний день и привычный алгоритм незатейливых манипуляций и действий, именуемых под работой патологоанатома, прервал звонок из администрации нашего учреждения...
Я уже не помню с кем разговаривал (даже не скажу - мужчина или женщина), но кто-то из начальства сообщил мне, что по согласованию с облздравотделом, мне, как выдающемуся работнику медицинской отрасли области (приснится же такое!!!), выпала высокая честь пообщаться и ответить на все вопросы корреспондента республиканской газеты со странным названием «ПК».
В тот момент меня охватили смешанные чувства от «наконец-то!» до «ну вас всех на фик с вашими розыгрышами!»...
Мне сообщили, что отказаться я не имею права, хотя бы по тому, что опыт моей длительной работы на ниве здравоохранения области - бесценен...
Приснится же такое?
Ну да ладно, говорю, присылайте вашего корреспондента, говорю, раз нет других вариантов.
А корреспондента, говорят в ответ, не будет...
Будут вопросы, на которые мне надо только правильно ответить...
Тоже мне, викторина... Присылайте!
И далее начинается самое загадочное: я четко помню все вопросы и все ответы, которые я дал!
Невозможно?
А Менделеев с его таблицей? Вот... И я говорю, что такое бывает...
Помню все вопросы, особенно меня поразил один из них о том, люблю ли я свою профессию? А то как же! Не представляю себе, как можно работать, если ты ненавидишь свою работу...
И так, представляю вашему вниманию интервью, которое я дал во сне корреспондентам «ПК» (естественно согласованное в том же сне)!

Вопросы:
1) Все представляют патологоанатомов людьми, которые ежедневно вскрывают трупы, вытаскивают органы и прочее в лучших традициях фильмов ужасов "Пила". Чем на самом деле занимаются патологоанатомы и сколько раз в неделю практикующий патологоанатом видит труп?

Хотел бы вначале прояснить, что слово «болезнь»  - не эфемерное понятие.
Каждое заболевание отображается определённым, характерным для этого процесса комплексом изменений во внутренних органах, что и откликается изменением нашего самочувствия характерной симптоматикой.
Изучением прижизненных и посмертных органных изменений и занимается наука  «Патологическая анатомия»  и врачи, посвятившие этому свою профессиональную деятельность - патологоанатомы, они же клинические патологи (западное название), они же прозекторы.
Прижизненное исследование подразумевает под собой  исследование всего материала, удалённого при операционном вмешательстве, при инструментальных методах исследования.
Посмертные изменения изучаются патологоанатомом при аутопсии (научное название вскрытия) умерших в стационарах от причин смерти, не попадающих в понятие «насильственная».
Смертями с, предположительно и достоверно, насильственной причиной, занимаются судебные медики (судебно-медицинские эксперты).
В некоторых регионах постсоветского пространства вскрытию патологоанатомом подвергаются и  умершие на дому,  при исключении насильственной причины смерти и при отсутствии у умершего прижизненной медицинской документации.
Для любого вскрытия нужны показания. Инициатором вскрытия является не патологоанатом, а администрация того медицинского учреждения, в котором лечился больной  или наблюдался (поликлиника) и целью его определяется уточнение причины смерти, сличение заключительного клинического диагноза с диагнозом, который сформулирует патологоанатом после вскрытия.
По беларускому законодательству (Закон о здравоохранении, ст 32) «Патологоанатомическое исследование, осуществляемое в целях установления причины смерти, проводится при наличии согласия супруга (супруги) умершего, а при его (ее) отсутствии - одного из его (ее) близких родственников (родители, совершеннолетние дети, родные братья (сестры), внуки, дед (бабка)) или законного представителя, за исключением случаев, предусмотренных частью третьей настоящей статьи».
Здесь же указаны случаи, в которых разрешение родственников не требуется: «в случае инфекционных заболеваний или подозрений на них; неясного диагноза заболевания, повлекшего смерть; смерти во время и после хирургических операций, родов, переливания крови, анафилактического шока, инструментальных исследований; пребывания в стационарных условиях менее одних суток; конфликтных ситуаций в процессе оказания медицинской помощи».
Поэтому, поток вскрытий в последнее время у нас немного снизился. В этом есть свои «плюсы» и «минусы».  За неделю в нашем отделении может быть как от одного, до четырёх-пяти вскрытий». Однако, без работы мы не сидим. В настоящий момент у меня на столе ждут моей оценки под микроскопом материал от 40 живых людей. Нагрузка огромная как по объёму работы (к примеру, за год, занимаясь только одними биопсиями, врач на ставку должен просмотреть 4 000 стёкол, а мы, без учета вскрытий, просматриваем за год в 4-5 раз больше), так и в плане ответственности.
Поясню. Большое, если не преобладающее, количество болезней  требует перед назначением лечения (иногда весьма агрессивного, как в случае с онкологической патологией), «материального» подтверждения наличия болезни у больного, а именно подтверждением патологоанатомом изменений тканей органа, характерных для этого заболевания. Поэтому и берутся на исследование кусочки различных органов.
Считайте: от слизистой желудка до содержимого полости матки при маточных кровотечениях.
Кроме того, как я выше упоминал, ВЕСЬ материал, удалённый при операционных вмешательствах, «проходит через наши глаза» после предварительной подготовки и изготовления тонюсеньких срезов тканей (мы их называем «стёкла»), достаточных для просмотра под микроскопом.
Для чего?
Тот самый удалённый при операции аппендикс  под микроскопом может быть с характерными для воспаления изменениями - тогда операция выполнена по показаниям. А иногда изменения в нём могут «сказать» патологоанатому, что в брюшной полости есть другой источник воспаления, который может даже, при вести к смерти, если  лечащий врач вовремя не обратит на него внимание.
В том же самом аппендиксе могут быть злокачественные опухоли (которые определяются только под микроскопом), что требует дополнительное лечение, без которого, можно ожидать рецидив и распространение опухоли на соседние ткани.
Отдельный «экстремальный» для патологоанатома  аспект работы - работа с материалом, требующим уточнение диагноза во время операции. Если «плановый» материал изготавливается  в удобном для просмотра под микроскопом виде в течении  3-6 дней (зависит от дополнительных покрасок «на раковые»  и другие клетки), то интраоперационный материал должен по средним нормативам отвечен в течении 20-25 минут с момента доставки в отделение. От сюда вытекающие проблемы связанные с качеством изготовления (заведомо в разы ниже), скоростью ответа.  Больной (-ная) в это время находится на операционном столе и от ответа патологоанатома зависит дальнейший ход операции. Ответственность колоссальная. В этой ситуации фразочку «казнить нельзя помиловать» вспоминаешь частенько.
Для иллюстрации. Банальная операция по удалению установленной по УЗИ кисты яичника молодой нерожавшей женщине. Во время операции гинеколог видит, что киста заполнена не жидкостью, как это должно быть, а какими-то слизеобразными ветвящимися структурами. Примерно так может внешне видеть как доброкачественное, так и злокачественное новообразование, но тактика операции при них совершенно разная. Оперирующий врач вырезает подозрительный кусочек и отсылает его  с санитаркой в скромно стоящее на периферии территории больницы здание патологоанатомического отделения на срочное исследование.  И вот представьте себе цену ошибки: в случае выставленного диагноза злокачественного   новообразования - удаляется матка, придатки с двух сторон, часть брюшины, лимфоузлы. Все они идут в «плановую» работу и при микроскопическом исследовании оказывается, что опухоль не злокачественная, а доброкачественная, лечение которой могло было ограничиться  удалением одних из придатков. Или же наоборот - в «плановом» материале устанавливается диагноз злокачественного новообразования. Больному не обходимо проведение повторной операции со всеми вытекающими отсюда рисками. Можно теперь представить почему адреналин во время интраоперационных биопсий «зашкаливает»?

2) Как работа влияет на психику и влияет ли вообще?
Любая работа откладывает свой отпечаток на человеке. У патологоанатомов (возьму на себя ответственность ответить за всех) - это выражается в том, что у него бытовой интерес, характерный для всех людей в той или иной степени, к теме смерти удовлетворён. Могу сказать, что в толпе сторонних зевак, наблюдающих за похоронной процессией, Вы стопроцентно не увидите патологоанатомов. Не будут патологоанатомы так же среди толпы, наблюдающих за извлечением исковерканных тел из груды металла при аварии. Мы, наверное, действительно искренне любим ЖИЗНЬ. А как иначе? Это защитная реакция.
 Как без этого, когда за один рабочий день ты можешь поставить до 4-5 диагнозов онкопатологии живым людям? Мы понимаем, что жить надо «во всю». Потому, что смерть - это не какое-то иллюзорное понятие, а она тут, ходит рядом с нами.  И ценить надо её не вообще, а сейчас и конкретно!! Не люблю разного рода передач с криминальной тематикой, особенно с кровавыми подробностями. Насколько знаю из общения с коллегами - это у нас общее.
Потихоньку уже свыкся со вскрытиями  ровесников. До сих пор стараюсь не иметь отношения к детским вскрытиям.

3) Зачем вообще проводятся вскрытия людей, умерших естественной смертью?
«Естественность» всегда относительна. Я полностью разделяю Вашу точку зрения, что Смерть сама по себе, как и Рождение «ЕСТЕСТВЕННЫ».
В реальной жизни не всё так просто. Смерть по «изношенности» организма сейчас так же редка, как и тараканы в доме.
Основной пик смертности (я имею сейчас ввиду «постсоветское» пространство)  -  у женщин 70-85 лет,  у мужчин - 50-65 лет. Это при всём при том, что организм человеческий, запрограммирован на более длительный срок существования. Изучение истинной структуры причин смертности,  отображающейся в сухой статистике, важно для направления потоков финансирования различных программ.
Некоторые процессы, которые выявляются при вскрытии, при своевременном выявлении и соответствующем лечении могли быть излечены. По итогам вскрытия, даже при совпадении воззрения на причину смерти между клиницистом и патологоанатомом,  проводится учёба.
Случаи же расхождения диагнозов (при вскрытии выявлен другой патологический процесс, приведший к смерти) - приводят к серьёзным разборам, иногда  с привлечением научено-профессорского  состава и это даёт свои плоды в учебном плане.  Лечащий врач всегда заинтересован, что бы умершего больного отдала администрация без вскрытия. В этом случае, он сильно укрепляется в  самомнении по поводу своих «лекарских»  способностей. И периодически надо таких «макать носом» в то, в чём патологоанатом копается иногда каждый день, что бы показать, что его действие (не действие) привело к смерти больного.  Представьте себе, что по статистике среднеевропейский процент расхождения диагнозов достигает 40-50% (П.Ф. Калитиевский «Макроскопическая дифференциальная диагностика патологических процессов», Медицина, 1987г.).  А теперь представьте, каков процент расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов в Вашем регионе. И после этого подумайте о том, нужны ли вскрытия? Вам нужна самоуспокоенность в самомнении Вашего лечащего врача или постоянное самосовершенствие  своих профессиональных навыков?

4) Какие самые редкие заболевания вы обнаруживали при вскрытии и какие самые частые?
«Серая» повседневность - сердечная патология, инсульты головного мозга, хронический алкоголизм,  циррозы печени различной причины. Обычными стали вскрытия  умерших от СПИДА от 17 лет, до 65 лет.
Незаурядная аутопсия больной умершей от первичного амилоидоза. Очень редкая патология. Тело и органы по внешнему виду и консистенции напоминали воск. Вот такая «скульптура музея мадам Тюссо»  в полный рост. Женщина родилась и всю жизнь прожила в Семипалатинске и приехала на свою историческую Родину в Беларусь к родственникам после распада СССР.  Запомнился  случай смерти молодого человека от идиопатический панникулита Пфайфера-Вебера-Крисчена, системной формы. Прежде всего безисходностью от крайне тяжёлого течения.

5) От какого заболевания внутренние органы разлагаются сильнее всего?
Любое острое инфекционное заболевание, сепсис разного происхождения  - приводят с быстрым проявлениям разложения после смерти.
Способствуют быстому разложению (иногда считанные часы после вскрытия - и родной человек не узнаваем),  сытная еда незадолго до смерти, наличие тяжёлых форм сахарного диабета у умершего.

6) Зачем вообще определять, от чего человек умер?
Частично отвечено выше

7) Какова реакция родственников на вскрытие?
Естественно, отрицательная. Процентов 60% отрицательная 40% безразличие. Встречался с единичным случаем злорадства по поводу вскрытия злорадства дочери по случаю вскрытия матери. Однако, в статистику этот случай не вносил, по причине явного душевного неблагополучия этой женщины.

8) Вы верите в Бога?
Среди патологоанатомов мне знакомых есть люди, верующие в Бога, традиционной религии, постующиеся и каждый раз осеняющие себя крёстным знамением при входе в помещение, где находятся умершие. Что касается меня - я не крещён и не обрезан. Я агностик. В поиске себя. Критически отношусь к различным случаям «чудодейственного» излечения от тяжёлых заболеваний. Большая часть (10 процентов всё-таки хочется оставить на наличие чуда в нашей жизни) «внезапно» излеченных онкологических заболеваний - считаю следствием отсутствия биопсийного подтверждения диагноза или ошибкой патологоанатома, на основании которого  и был выставлен диагноз.

9) В юности вы кем хотели стать?
Как и все пацаны моего времени - космонавтом, лётчиком, разведчиком. Уже повзрослев - лесником.  А после окончания школы поступил в медучилище и пошёл дальше в медицинский институт после получения диплома о среднем медицинском образовании и службе в советской армии. Долгое время продолжал работать на «скорой помощи».

10) Какие проблемы существуют в патологической анатомии?
Как и везде - непрофессионализм, чванство, мания величия некоторых руководителей.

11) Вы ходите или ходили к психологу в связи со спецификой профессии?
Нет. А зачем?

12) Как другие врачи относятся к патологоанатомам?
Врачи, которые знают суть работы патологоанатома (хирурги, гинекологи, эндоскописты, реаниматоры и т.д), довольно уважительно. Те, чья деятельность далека от диагностического поиска (часть врачей терапевтического профиля поликлиник, санаториев) - так же как и простой обыватель  - как к исключительно к тупым «трупорезам». Но это, прежде всего, говорит об уровне профессионального и общего развития самого врача.

13) Патологоанатомы знают методику бальзамирования трупов?
Это как задать вопрос акушеру: знает ли он методику изготовления кукольной коляски?
Если акушер помимо своей работы увлекается плотничеством,  он даже будет знать методику изготовления  деревянных лошадок для детей, которые родились при его профессиональной помощи.
Так вот отвечу: бальзамирование не является врачебной процедурой. Так как ни какой прямой  (как биопсия),  ни косвенной  (экспертиза прижизненной диагностики и лечения) связью никакого отношения к медицине не имеет.
Во всём мире процедуры по сохранению и реставрации тела  до похорон осуществляют люди никакого отношения к медицине не имеющие. В той же Москве любому человеку достаточно заплатить и пройти определённые курсы, для приобретения навыков и получения «корочки» позволяющей оказывать эти услуги.
Тело умершего после смерти в услугах человека с высшим медицинским образованием не нуждается, если этот врач, не оказался человеком, оказывающим такого рода услуги. Я знаю врачей, работающих грузчиками и на стройке для поддержания семейного бюджета, так это  - «из той оперы». И реклама типа «врач-патологоанатом 1 категории качественно произведёт бальзамирование умершего»  - нечестный маркетинговый ход, типа «бывший депутат  Государственной думы качественно произведёт уборку в Вашей квартире». Депутат теоретически знает как протереть рабочий стол от пыли для подготовки работы, патологоанатом теоретически тоже знает как обеспечить сохранность тела до вскрытия, если вскрытие затягивается. Но это не есть его обязанность.
Зная анатомическое строение, человека, нюансы процессов разложения трупа при различных заболеваниях,  во внерабочее время, патологоанатом может создать фирму по оказанию услуг подобного типа, по типу как знакомый патологоанатом оказывает сварочные услуги, виртуозно владея газосваркой.

14) Существует ли какая-либо опасность при вскрытии трупа для патологоанатома?
Конечно. Трупный яд, от которого умер гражданин Базаров в «Отцах и детях» Тургенева  - в эру антибиотикотерапии стал сказкой.  Однако, на смену ему пришли туберкулёз, которым  часто заболевают патологоанатомы и другой медицинский персонал моргов. Смертельну. Опасность представляют по-прежнему и, я так понимаю надолго, среди прочего разного вида вирусные гепатиты и СПИД.

15) Повлияла ли работа на чувство юмора?
Оно у меня отменное! Жаль, что не все его понимают....

Вот такой сон был мне сегодня.
Бывает же такое?
А какой у Вас, мой дорогой читатель, был самый экзотичный сон?
ИСТОЧНИК: http://gomel.today/andrey_podolskiy/63597/


патологоанатом, рабочее, патологическая анатомия

Previous post Next post
Up