В продолжение темы о
Серафимовском доме в Кишиневе. Повторюсь, это здание интересно не только тем, что оно было выдающимся архитектурным памятником нашего города. Важно то, что в его стенах проводились еженедельные просветительные беседы для народа и интеллигенции. Так, епархиальный дом служил главному - собиранию и просвещению людей.
Этой осенью мне довелось заняться исследованием внебогослужебных собеседований в Кишиневско-Хотинской епархии на рубеже XIX-XX веков (в этом году она празднует свое 200-летие). В ходе работы с источниками (в основном, с подшивкой Кишиневских епархиальных ведомостей за полвека - с 1867 по 1917 гг. - в общей сложности больше тысячи номеров) удалось раскопать много интересного. Продолжаю публиковать некоторые выписки из рубрики "Епархиальная хроника".
На этот раз - две записи с собраний членов Кишиневского Христо-Рождественского братства. Одна из заметок опубликована примерно за две недели до освящения епархиального дома, а вторая - вскоре после этого события. Интересна не только сама концепция этих чтений, но и то, что она не осталась лишь на бумаге и на протяжении несколько лет, вплоть до 1917 года, плодотворно претворялась в жизнь.
Примечательно и то, что подобные духовно-просветительные беседы проводились не только в Серафимовском епархиальном доме. Известно также о регулярных чтениях и внебогослужебных собеседованиях для взрослых в Пушкинской аудитории, церковно-приходской школе при Вознесенском соборе в Кишиневе, а также в некоторых сельских приходах. Кроме того, Кишиневский отдел
Императорского православного Палестинского общества проводил по всей епархии чтения о Св. Земле, на которые собирались сотни человек.
"Жизнь современная круто изменилась, очень многих застала неподготовленными; многие устои, подпорки, поддерживавшие ранее здание гражданской жизни, рухнули или оказались малопригодными; то же явление мы видим и в жизни духовной. В частности, по интересующему нас вопросу, господствовавшая мысль о достаточности одних истовых богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений оказалась отсталою. В прежнее спокойное время одних богослужений, богослужебных поучений и требоисправлений, по-видимому, было достаточно, но не то мы видим в настоящее время..." ("
О средствах, содействующих развитию внебогослужебных собеседований в сельских приходах" // Симбирские епархиальные ведомости, 1906, № 15, цит. по: Кишиневские епархиальные ведомости, 1907, № 40, с. 1378 - 1379).
Программа чтений в Кишиневском Епархиальном доме
7 декабря 1911 года, в 6 часов вечера, под председательством
Преосвященного Гавриила, Епископа Аккерманского, в покоях Преосвященнейшего Серафима, Епископа Кишиневского и Хотинского, состоялось общее собрание членов Христо-Рождественского Братства, корпорации духовно-учебных заведений, директоров Кишиневских гимназий и реальных училищ и городского духовенства в количестве 57 душ. В общем собрании заслушано было предложение Его Преосвященства, Преосвященнейшего Серафима, Епископа Кишиневского и Хотинского, выработать программу чтений в имеющем открыть 18 декабря сего года Епархиальном доме и выбрать лекционную комиссию, при чем чтения по предложению Владыки должны быть устраиваемы для интеллигенции, для простого народа, для учебных заведений и солдат.
А. По всестороннем обсуждении предложения, собрание постановило:
1) чтения устраивать по воскресным и праздничным дням в течение всего года, кроме летних месяцев с 15 мая по 15 августа.
2) по праздничным дня устраивать чтения для учащихся средних учебных заведений: гимназистов и гимназисток (4 старших классов), для воспитанниц епархиального женского училища (старших 3 классов), для воспитанников духовной семинарии (всех классов), для воспитанников духовной семинарии (всех классов) и городских шестиклассных училищ старших двух классов, при чем воспитанников и воспитанниц, по предложению г. г. директоров постановили соединить в отдельные группы и устраивать чтения для той и другой групп в различные дни во избежание всевозможных недоразумений.
По воскресным дня чтения а) для интеллигенции и б) для простого народа, причем чтения для группы, обозначенных литерами «а» и «б» должны чередоваться. Для солдат по будним дням.
Б. По вопросу о времени начатия чтений постановили:
1) для интеллигенции начинать чтения в 7 часов вечера,
2) для простого народа тотчас после окончания акафиста в крестовой церкви, а для солдат по соглашению с военным начальством.
3) для учащихся с 5 до 7 вечера.
В. По вопросу о характере и содержании чтений постановили:
1) для интеллигенции чтения должны быть религиозно-философского и богословского характера в популярной, конечно, форме, при чем желательна самостоятельная переработка материала по известному вопросу; недопустимо чтение по печатным изданиям чужих рефератов и статей и предпочтительна живая речь. Каждый оратор представляет нечто вполне законченное и между отдельными чтениями различных лиц может не наблюдаться систематического планообразного порядка.
2) Для простого народа систематическое изложеие вероучения и нравоучения в порядке катехизиса Филарета, причем изложение не должно отличаться сухостью, схоластическим характером; желательна иллюстрация истин веры и нравственности примерами из священной истории Ветхого и Нового Заветов и житиями святых, которые очень любезны сердцу православного народа.
Желательно, чтобы догматические нравоучительные беседы носили миссионерский характер, и даже признано необходимым внести особый миссионерский отдел (предложение А. М. Пархомовича) два или три чтения по полугодиям, каковые согласился предложить епархиальный миссионер священник Феодосий Кирика. Желательны для простого народа исторические чтения религиозно-патриотического характера.
3) Для учащихся чтения должны быть публицистического характера, причем преимущественно должны быть затронуты вопросы, волнующие современное юношество и изложение содержания апостольских посланий.
Г. По вопросу о том, кто будет принимать участие в чтениях, постановили:
а) просить г. г. директоров Кишиневских гимназий и реальных училищ предложить г. г. преподавателям и о желающих сообщить лекционной комиссии.
б) из присутствующих изъявили согласие следующие лица:
а) для интеллигенции: Преосвященный Епископ Гавриил, о. Ректор семинарии, инспектор семинарии П. И. Чижов, Секретарь Консистории А. А. Богоявленский, преподаватели семинарии г. г. Колоколов, Боголепов, Невзоров и Смирнов, преподаватель духовного училища А. И. Аннинский, священники: Василий Гума, Феодосий Кирика и Сергий Бежан.
б) для учащихся: Епископ Гавриил, протоиереи: Н. Лашков, Николай Ранинский, Василий Гума, Феодосий Кирика, Гавриил Златов, Илия Филатов, преподаватели: И. Негруцов и Я. Филатов.
в) для простого народа: Епископ Гавриил, протоиереи: С. Кульчицкий, Михаил Чакир, Иоанн Савва, Кирилл Гинкулов, Константин Попович, священники: Феофан Дубневич, Василий Гума, Василий Гобжила, Феодор Бивол, Феодосий Гаврилович, Феодосий Кирика, Иоанн Бивол, Константин Урсул, Георгий Абаджер, Иоанн Курбет и Павлов.
Д. По вопросу об избрании лекционной комиссии постановили:
Просить под председательством Преосвященнейшего Епископа Гавриила войти в состав комиссии следующих лиц: о. Ректора семинарии, протоиереев: Спиридона Мураневича и Николая Лашкова и священников: Гавриила Златова, Феодосия Кирику и Сергия Бежана и преподавателея семинарии Боголепова.
(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, № 1, с. 32-35)
22 декабря 1912 года - слово епископа Кишиневского Серафима (Чичагова) на совете Кишиневского Христо-Рождественского братства: "...Третий вопрос о чтениях. Нужно приспособляться к жизни и духу народа; связать всех с церковью; военным, конечно, отдельные чтения, внушающие им, что при одной дисциплине можно отлично стрелять, но этого недостаточно, а надо еще иметь дух Божий, стоять пред лицем Господним.
Предпочтительнее говорить своим живым простым языком, а во втором отделении и читать из духовной беллетристики, так нравящейся слушателям; давать, так сказать, и хлеба, и молочка: первый отдел т. н. проклятый, а второй приятный, размягчающий характер настроения; современная интеллигенция требует такого же чтения популярного, как и простой народ; самые ведь ученые говорят только теоретически, а практически ступить не могут; а безжизненных не слушают.
Возможно чаще подмечайте, чего хотят слушатели; прежде всего, обратите внимание на молодежь, на этот источник всего будущего, и знакомьте ее с апостольскими посланиями, с их целью и задачами. К чести здешней верующей публики, что она с большим интересом относится к нашим беседам; это очень отрадно; работать здесь можно".
(Кишиневские епархиальные ведомости, 1912, № 1, с. 20)