Осторожно, царские врата закрываются?

Aug 26, 2013 14:50


Pr. Constantin Sturzu. Atenţie, se închid uşile împărăteşti!? 29 сентября 2012. Перевод с сокращениями.

Свящ. Константин Стурзу - советник по культуре Ясской архиепископии, священник в храме Рождества Богородицы в Талпаларь (Яссы). Окончил факультеты православного богословия и философии.

Те, кто думает, что можно обойтись без причастия, что достаточно присутствовать на литургии, обманывают себя. Нельзя выжить, если ты садишься за стол, но не ешь, а только смотришь, как едят другие. Точно так же невозможно жить духовной жизнью, если ты не стремишься как можно чаще приступать к Святым Тайнам. Нам (священнослужителям) проще и удобнее всего закрыть царские врата перед теми, кто хочет причаститься (повторюсь, без оснований для отлучения!), в качестве оправдания ссылаясь на каноны и местные традиции, сваливая все одну в кучу.

Вопрос о частоте причащения мирян с давних пор занимает Церковь. Каждое поколение заново начинается в нем разбираться и тем или иным образом умножает аргументы в пользу той или другой позиции. Не стану останавливаться на этих аргументах - они изложены в 500-страничном томе, который выпустило издательство "Deisis", "Непрестанное причащение Святых Таин. История спора - свидетельства Предания" ("Impartasirea continua cu Sfintele Taine. Dosarul unei controverse - marturiile Traditiei"). Переводчиком этого издания стал свящ. Иоанн И. Икэ-младший, написавший также подробное вводное исследование. Я же осмелюсь в этой статье коснуться вопросов об основаниях отлучения от причастия и потребности человека в Евхаристии, исходя из некоторых убеждений, родившихся в исповедальной практике.

...Если верующий выполняет эти условия (не скрывается от Бога, не перекладывает вину на других, исповедуется и приносит покаяние, желая жить во Христе), тогда духовник может позволить ему приступить к Чаше. В какой момент ему причаститься - сразу после исповеди или спустя определенный период времени, это уже решает только духовник на основании канонов, при этом принимая во внимание возможные послабления. Здесь мы не можем руководствоваться исключительно сроками (продолжается ли сейчас пост, прошло ли сорок дней после последнего причастия). Ведь, как говорит свт. Иоанн Златоуст, достойными нас делает не время, а подготовка и чистая совесть. Путеводительными для нас являются слова нашего Спасителя: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин 6:53). Если нет обоснованных причин для отлучения кого-либо от причастия, но мы все равно отлучаем человека, не оказываемся ли мы в положении тех, кто покушается на саму его жизнь? Это болезненная вещь, когда верующего не допускают к причастию только потому, что он причастился за несколько дней до этого (и не имеет грехов, препятствующих приступить к Святым Тайнам). Так же неестественно допускать к причастию человека, который на исповеди больше рассказывает о грехах других, нежели о своих собственных. Так исповедуются многие из тех, кто приходит Великим постом. В связи с этим вспомнилась одна история из разряда «и смех, и грех». Один священник, исповедовав всех верующих в селе, сказал прихожанке, которая пришла после всех на исповедь: "Тетушка, не знаю, имеет ли смысл тебе что-либо еще рассказывать о своих грехах. Думаю, остальные мне все уже про тебя рассказали".

…Мы не можем залечить свою рану, причиненную грехом, без этого божественного лекарства - без Тела и Крови Христовых. И мы не можем возрастать без этой небесной пищи. Те, кто думает, что можно обойтись без причастия, что достаточно присутствовать на литургии, обманывают себя. Нельзя выжить, если ты садишься за стол, но не ешь, а только смотришь, как едят другие. Точно так же невозможно жить духовной жизнью, если ты не стремишься как можно чаще приступать к Святым Тайнам. Нам (священнослужителям) проще и удобнее всего закрыть царские врата перед теми, кто хочет причаститься (повторюсь, без оснований для отлучения!), в качестве оправдания ссылаясь на каноны и местные традиции, сваливая все одну в кучу. Если быть последовательными до конца в этих взглядах, что стало бы, если бы мы вывели из церкви всех верующих, которые не причащаются? Ведь, в соответствии с 9-ым Апостольским правилом и 2-ым правилом Антиохийского собора, те, кто участвует в литургии, должны причащаться. Поэтому не существует никакой ектении наподобие этой: "Еще молимся о присутствующих на этом богослужении, о тех, кто не хочет или не может причаститься, об их здравии и спасении". Напротив, все в чине литургии указывает на то, что Святые Тайны должны быть преподаны "всему народу".

Итак, причащаться часто или редко? Мой ответ: чаще исповедоваться. Каждый духовник отвечает перед Богом за принятое решение. И дай нам Бог не услышать в день Суда слова укоризны: "Почему ты, служитель алтаря, вкушал Мою Плоть и пил Мою Кровь, а тех, кого Я тебе вверил, держал голодными или не заботился о том, чтобы приблизить их ко Мне?"

свящ. Константин Стурзу, сакраментология, церковь, Евхаристия, из переводов "в стол"

Previous post Next post
Up