Катехизация взрослых как насущная необходимость

Mar 20, 2013 08:38


Pr. Conf. Univ. Dr. Constantin Necula. Catehizarea adulţilor. O necesitate pastorală (INTER, 2007, nr. 1-2, pp. 181-192, перевод с румынского).

Свящ. Константин Некула, советник митрополита Сибиу и Ардяла Лауренциу (Стреза), доктор богословия, преподаватель богословского факультета имени митрополита Андрея (Шагуны) Университета им. Лучиана Благи (Сибиу), автор многочисленных работ по православной экзегетике, апологетике и катехетике, член церковного движения "Воинство Господне".

Одним из краеугольных камней миссии нашего Спасителя Иисуса Христа можно назвать катехизацию, Его призыв к Царству Небесному. Как следует из вышеприведенного Послания к Диогнету, миссия Христова зиждется на трех столпах - на убеждении, призывании и любви. Огласительная практика должна строиться как раз на этой троичности смыслов.

В последние годы в Румынской православной церкви были предприняты попытки перенять и осуществить на практике некоторые формы католической или протестантской пастырской практики. Сам факт того, что эти подходы были заимствованы оттуда, неоднократно вызывал разного рода реакции и противодействие, в частностях или в принципе. Но одно оказалось несомненным - необходимо что-то предпринять. Это касается и миссии как таковой, и в особенности катехизации как неотъемлемой составляющей пастырского служения в Церкви. На наш взгляд, еще многое предстоит сделать.

Для чего необходимо это уточнение? Дело в том, что слишком общий подход, который мы привыкли предлагать в богословских школах, не может привести к ожидаемым результатам. Изменение миссионерского этоса со всеми его аспектами повлекло за собой новое взаиморасположение богословских дисциплин по отношению к практическому богословию, причем не только на уровне схоластики. Это обстоятельство, под гнетом непосредственно окружающей действительности, побудило наметить ориентиры для пастырства, составить сжатое "руководство" по участию в спасении верующих, которого Церковь в лице своих священников и мирян, участвующих в миссии, желает народу Божьему.

Здесь не идет речь о понятийной, терминологической сегментации или о создании некой модели, выкроенной по меркам западного богословского мира. Задача, которую катехизическая пастырская практика ставит перед православной миссией, заключается в новом осмыслении источников научения. Следует заново утвердить учительное призвание Церкви. Такие термины, как "человек славословящий" (omul doxologic) или "научение ради Воскресения" (educaţie pentru Înviere), какими бы мистическими или метафизическими они ни казались, были ключами к осмыслению спасения. Несмотря на утрату прежней значимости, эти понятия и по сей день указывают на важнейшие задачи православной христианской миссии.

С этой точки зрения, в отношении миссионерского ритма Церкви определяющим нам кажется один из классических святоотеческих текстов. Так, в Послании к Диогнету Иустина Мученика говорится следующее: «...Ибо не земное, как я сказал, изобретение предано им, не вымысел кого-либо из смертных они так тщательно стараются сохранить, и не распоряжение человеческими тайнами им вверено. Но сам по истине Вседержитель и Творец всего, невидимый Бог, сам вселил в людей и напечатлел в сердцах их небесную истину и святое и непостижимое Слово свое. [...] Ужели для того, - подумает кто-нибудь, - чтоб показать им Свою власть, привесть их в страх и ужас? Никак, но Он послал Его с благостию и кротостию. Он послал как царь, посылающий царя сына, послал как Бога, послал к человекам, послал как спасающий, как убеждающий а не принуждающий, ибо Богу несвойственно принуждение; послал, как призывающий, а не преследующий, послал, как любящий, а не судящий (см. Ин. 3, 17)».

Таким образом, одним из краеугольных камней миссии нашего Спасителя Иисуса Христа можно назвать катехизацию, Его призыв к Царству Небесному. Как следует из вышеприведенного Послания, миссия Христова зиждется на трех столпах - на убеждении, призывании и любви.

Огласительная практика должна строиться как раз на этой троичности смыслов, на примере того, как Сам Христос относится к миру, в котором мы живем, а также на нашем чаянии жизни вечной. Спасение остается началом и конечной целью вышеназванной троичности смыслов.

Катехизический императив проистекает из того заключения из области догматики, что в условиях этого мира, искупленного Иисусом Христом, мы не можем по-настоящему жить без общения друг с другом. Общение не может быть сведено к диалогической структуре (человек - человек), но непременно стремится к модели триалогической (человек - Бог - человек). Эта триалогичность восстанавливает общение в приобщении, особенно в Божественной литургии, в причастии Телу и Крови Спасителя нашего Христа.

Каков же нынешний контекст катехизической практики, и почему речь идет именно о взрослых?

(продолжение следует)

свидетельство, свящ. Константин Некула, социум, церковь, христианство, Румыния, из переводов "в стол", катехизация

Previous post Next post
Up