Как рождаются новые идеи в головах политиков, не знает никто. Лишь много лет спустя мы случайно узнаем, что в основе важнейших исторических событий лежали… застольные разговоры. В общем, продолжаю свои историко-кулинарные миниатюры.
В декабре 1949 года китайский лидер Мао Цзэдун впервые приехал в СССР. Сталин принял его у себя на Ближней даче в Кунцево. Один на один они проводили долгие беседы, переходившие далеко за полночь. Естественно, приходило время обедать, и на столе появлялись излюбленные блюда советского руководителя.
Столовая на Ближней даче, где сидели друг против друга Сталин и Мао.
В торце стола было место переводчика - единственного свидетеля разговоров двух лидеров
Единственный свидетель этих разговоров - переводчик Николай Федоренко - уже в 1980-х годах вспоминал эту сцену. Когда из угловой двери официантка выносила поднос с едой, хозяин приглашал словами: «Попробуйте борщок, рекомендую!» Водку на ночных бдениях не пили вообще. Сталин пил только грузинское вино. Делал известный только ему купаж, в одном фужере смешивая красное и белое вино. "Наливаю только сам, - говорил Иосиф Виссарионович. - Только я знаю, как, когда и сколько надо налить".
Пока разносили тарелки, Мао спросил шепотом переводчика, почему Сталин смешивает красное и бело вино.
- Что у вас там за нелегальное перешептывание, от кого утаиваете? - раздался голос Сталина.
- Товарищ Мао Цзэдун интересуется, почему вы смешиваете разные вина, а другие этого не делают, - выпалил Федоренко.
- А почему вы не спрашиваете меня? Я давно уже заметил, что он подозревает меня в чем-то, не доверяет.
- Извините, но Мао Цзэдун настаивает этого не делать, считая такое обращение к вам нарушением приличий.
- А вы кого предпочитаете здесь слушать, - не без лукавства Сталин спросил Федоренко. Улыбнувшись из-под своих усов, хозяин стал объяснять гостю, почему он смешивает вина. - Это, видите ли, моя давняя привычка. Каждое вино, грузинское в особенности, обладает своим вкусом и ароматом. Соединением красного с белым я как бы обогащаю вкус, а, главное, создаю букет, как из пахучих степных цветов.
Мао и Сталин. Протокольное фото 1949 года
Кто знает, может быть из этой сталинской фразы и родился китайский лозунг «Пусть расцветают сто цветов». Выдвинув его восемь лет спустя, Мао предложил свободу мнений, разрешив критику и плюрализм в партии. А потом по примеру советского «учителя» уничтожил и бросил в тюрьмы всех, кто обнаружил несогласие с его мнением.
Тогда же в заснеженной Москве оба лидера приступили к обеду. И кисло-сладкий русский суп-борщок вдруг неожиданно напомнил Мао пряный и яркий вкус его детства - кухню провинции Хунань на юго-востоке Китая. Все-таки Сталин был великим психологом и умел найти подход к своим собеседникам!
Борщок с острыми гренками
Вышедшая уже после смерти Сталина монументальная советская книга "Кулинария" (1955 года) сохранила для нас рецепт этого блюда. Оно и сегодня выглядит весьма аппетитным.
Процеженный мясной бульон осветлить: оттяжку приготовить из дичи, тонко нарезанной свеклы, уксуса и яичных белков. После введения оттяжки бульон нагреть до кипения и варить в течение 15-20 минут. В конце варки заправить красным острым перцем. Для улучшения вкуса в бульон можно добавить небольшое количество сахара. С готового бульона снять жир, а затем процедить. Бульон (борщок) должен иметь красный цвет и кисловато-сладкий вкус.
Подавать борщок в бульонной чашке, отдельно на пирожковой тарелке подать острые гренки. К бульону можно также подать пирожки или гренки из слоеного теста.
Для приготовления острых гренков из белого хлеба нарезать куски в форме прямоугольников размером 4х6 см, толщиной около 0,5 см и слегка обжарить их на масле. Сыр натереть на терке и смешать с томат-пастой (кетчупом), яйцом и маслом. Для большей остроты добавить красный острый перец. Полученную массу аккуратно намазать на поджаренные ломтики хлеба, уложить их на противень и запечь в духовке.