Тревожное пришло письмо:
- Батюшка! Девушки из группы "ВКонтакте" указывают, что по 17-му правилу Гангрского собора нельзя снимать с головы платка, и нельзя стричь волос. А кто нарушает, тот проклят. Я очень переживаю и боюсь...
Вот такая неприятная история. - Пришлось написать ответ аж в четырех частях! Можете цитировать подряд и вразбивку, вдруг еще кто-то захочет снять платок, подстричь волосы - или просто лучше понять происходящее вокруг.
1) Церковные каноны и их применение, в частности, правила Гангрского собора
Применение канонов Церкви представляет собою прерогативу Священноначалия: "девушкам из группы" эта функция не принадлежит". Точно так же, государственные законы интерпретирует (применяет) судебная власть, а приводит в исполнение исполнительная. Если кто-либо, ссылаясь на Уголовный Кодекс РФ, запрет в подвале на пару лет своего соседа, объявив его дебоширом или вором, он сам отправится в зону на куда более продолжительный срок. Это вполне очевидно каждому - но, когда речь заходит о Церкви, "девушки из группы" с легкостью заменяют собою Архиерейский собор.
Далее. Чтобы только оценить возможность интерпретации того или иного канона, необходимо воспринять ту реальность, к которой указанный канон относится. К счастью, в случае Гангрского собора, это не составляет затруднения. 17-й канон, наряду с остальными, противодействует разрушению семьи под воздействием сектантов, фанатиков, лже-аскетов, лже-старцев и т.п.
Таким образом, Гангрский собор в самом деле может быть весьма актуальным для современного состояния общества (что и подтверждается ссылками на него в Основах Социальной концепции Русской Православной Церкви) - но в направлении, прямо противоположном указанному: как средство противодействия фанатизму, сектантству и самоуправству, а вовсе не как самоучитель парикмахерского или шляпного дела.
2) Обычаи, касающиеся внешнего облика, в частности, головных уборов
Не следует никого убеждать (кроме фанатиков, которых убедить невозможно, и врагов Церкви, которые знают свое дело), что внешний облик человека относится к области обычаев, а не догматов или канонов. - См. "Жарким днем на пляже" и "Мода и норма" в разделе "Вера и Жизнь" на сайте
http://СвященникОтвечает.рф .
Стоит сказать несколько слов непосредственно о женских головных уборах. Женщины покрывают голову в православном храме (как и в местах молитвы многих других конфессий) из уважения к прямым словам ап. Павла, 1Кор.11:3-15; фасоны, расцветка, размеры и др. свойства головного убора при этом остаются на их собственное усмотрение. Заметим, что ап. Павел говорит именно о молитве, а не о повседневной жизни - хотя, разумеется, в условиях современной ему культуры, внешний облик женщин был совершенно иным и регламентировался гораздо строже, чем ныне.
В христианской культуре европейских народов, до ее извращения и распада в ХХ веке, как и в России, постоянно покрывать голову было особенностью замужних женщин; незамужние девушки вполне могли ходить без головного убора. Но распущенные волосы были абсолютно недопустимы ни для кого, кроме малых детей. Пояснять причину этих обычаев полагаю излишним: sapienti sat.
В условиях упомянутой деградации культуры, в т.ч. сексуальных отношений, символизм указанных обычаев утрачен, и сегодня наличие или отсутствие головного убора, прически, заплетенных кос и т.п. воспринимается людьми индифферентно; тем самым социальное и культурное значение головных уборов и причесок свелось к нулю. Обычай же женщинам покрывать голову в храме остается в силе, хотя и нередко нарушается посетителями храмов. Для них нередко устраивают ящики с простыми косынками, которую можно повязать при входе; глядя на эти ящики, склонные к суевериям лица утверждаются во мнении о "необходимости носить платок в храме..."
3) Основное направление промывки мозгов, выполняемой врагами Церкви
Каждый, кто следит за событиями гражданской, общественной и церковной жизни в их связи, прекрасно понимает: Церковь, следуя Спасителю, продолжает свой подвиг, начатый Апостолами без малого две тысячи лет назад, причем именно сегодня открылись беспрецедентные возможности для активизации этого подвига свидетельства о Христе перед всем миром. Ответный шаг противника (противник - евр. "сатан", гр. "диаволос") ?
- Маргинализация Церкви, оттеснение её в сторону, прочь с магистральных направлений культуры и цивилизации, прочь из общественной мысли, образования, просвещения, национального сознания. Пусть сидит где-то в углу, в компании астрологов, тупиц, порнографов и шарлатанов. А как этого добиться??
Нет лучше способа, чем стимуляция фанатизма. В Исламе эта стратегия врага работает надежно, как автомат Калашникова (r.i.p.), разрывая мусульманский мир, заливая кровью и ненавистью Ближний Восток, Африку и отчасти нашу Родину. Нельзя ли сделать то же самое с Православием? Вдруг можно?...
Вот они и пытаются. Заставить православных неофиток начиняться динамитом и взрывать себя в толпе женщин и детей - это всё же навряд ли, но вопить и визжать, якобы "исходя из канонов Церкви", о платках, волосах, локонах, завитках и челках - это можно, это получается, и даже довольно громко...
Вы-то, конечно, думаете, говоря словами поэта, "Им в сумасшедшем доме ужели нету места?..." - но в ушах нашей необразованной, наивной, сырой и непривыкшей к самостоятельной мысли публики эти визги и вопли заглушают голос Христа, голос Евангелия, голос Церкви. "Если тут всё дело в том, - говорят и думают они, - чтобы не стричь волосы и не снимать с головы платка, то не потянуться ли лучше за каким-нибудь фень-шуем?... Оно надежней, да оно и тише".
Что и требуется нашей "несистемной оппозиции".
4) Финансирование таковых из-за рубежа
Это самая простая из четырех частей.
Учитывая темпы укрепления позиции Церкви в России (если сегодня не загнать ее в гетто, завтра уже не загонишь), рост влияния Церкви на российское общество (безбожное советское поколение и его попугаи покидают общественную арену), усиление Православия в мире и Русской Православной Церкви в США (после воссоединения Патриархии и Зарубежной Церкви), - если бы сегодня такие меры не финансировались людьми в погонах, чей секретный бюджет превышает весь военный бюджет РФ, то этих людей в погонах просто уволили бы от должности их хозяева, как увольняют истопника, который не топит печь, или дворника, который не чистит двор от снега.