"DIE MÄNNER DER EMDEN "

Sep 23, 2013 12:33

Я тут выложил трейлер фильма " DIE MÄNNER DER EMDEN ". Фильм, между прочим основан на реальных событиях жизни экипажа легкого крейсер германского Кайзеровского флота "Эмден" ("Emden").



Германский вспомогательный крейсер «Emden», в одиночку действовал в Индийском океане. С 14 августа по 28 октября 1914 он захватил 28 торговых судна, хитростью потопил русский бронепалубный крейсер "Жемчуг" (один из немногих кораблей выживших в Цусимском сражении), французский эсминец "Мушкет", а также произвел бомбардировку Мадраса. Его капитан Карл фон Мюллер прославился как истинный джентельмен на войне, в результате действий крейсера не погиб ни один человек из числа команд и пассажиров захваченных судов. С уверенностью можно сказать, что "Эмден" совершил самую успешную рейдерскую операцию в Первую мировую войну. Но речь пойдёт не о легендарном крейсере, а о судьбе его команды после гибели судна.



«Эмден» был обнаружен при выполнении важного стратегического задания - уничтожения кабельной релейной станции на о. Директория в архипелаге Кокосовых островов. На остров была высажена десантная партия в количестве 53 человек под командованием старпома капитан-лейтенанта Гельмута фон Мюкке.

Они уничтожили оборудование, оставив тем самым Австралию без телеграфной связи с внешним миром, но работники станции успели передать по радио сигнал о помощи. Несмотря на попытки немцев заглушить передачу, её принимают на проходящем поблизости австралийском конвое. От конвоя отделяется крейсер HMAS «Sydney», значительно превосходящий германского рейдера по бронированию и огневой мощи. «Сидней» появляется внезапно для немцев и надо сказать, что шансов у «Эмдена» было не больше, чем в своё время у «Варяга». В результате полуторачасового боя немецкий крейсер получает порядка 50 прямых попаданий и капитан Карл фон Мюллер решает спасти хотя бы часть команды, выбрасывает судно на риф и затапливает машинные отделения.



Гельмут фон Мюкке с отрядом оказался предоставлен самому себе. Не имея возможности оборонять остров и не желая сдаваться в плен, он решился на одну из самых отважных авантюр Первой мировой войны.

У пирса рядом со станцией была обнаружена дряхлая марсельная шхуна “Айша”, и это было единственное судно, дающее шанс смыться с острова. Исход боя был решен, но на «Сиднее» не знали про десант и не торопились высаживаться - крейсер был сильно поврежден. Отряд Мюкке спешно погрузил на шхуну воду, провизию, и вышел из бухты острова. Они решили во что бы то ни стало вернуться на родину.



Вторая часть путешествия Гельмута фон Мюкке описана только в его мемуарах, к сожалению на русский язык не переведенных.
После затоплении шхуны «Айша», путешествии Гельмута фон Мюкке и десанта с крейсера «Эмден» продолжилось на пароходе «Чойсинг». Отряд пересек на нём Индийский океан, но путь в Красное море был закрыт английскими патрулями. Проскочить без досмотра было практически невозможно, но Мюкке снова спасает случайность - на борту «Чойсинга» он находит журнал, в котором говорится о железной дороге в Йемене. Он решает найти эту дорогу, чтобы добраться до Константинополя.

Пройдя Баб-эль-Мандебским проливом, десант высаживается на аравийском побережье Красного моря близ города Ходейда. Тогда это была территория, подконтрольная Османской Империи, союзнику Германии. Оттуда они направляются в Сану, к местному губернатору, обещавшему помощь с припасами и возвращением на родину. Но по прибытию они ничего не получают, а губернатор всеми силами оттягивает выход отряда из города под предлогом прибытия важного столичного чиновника. В конце концов Мюкке смекнул, для чего их задерживают. Турция контролировала регион только номинально, постоянно существовала угроза восстания племён бедуинов, щедро спонсируемых Британской Империей и периодически разграбляющих все города, не имеющие солидного гарнизона. Губернатор хотел использовать моряков как подкрепление в случае нападения повстанцев.

Оказалось, что отряд из 50 дисциплинированных и опытных немецких моряков вооруженных 27 винтовками и 4 пулеметами - грозная военная сила в регионе. Но в планы Мюкке благотворительность не входила. Он понял, что помощи в Сане ему не дождаться и вернулся в Хиджаз. Оттуда на двух лодках доу отряд добрался до порта Лит. Именно там морякам пришлось пересесть на «корабли пустыни» и отправиться в сторону Мекки. Но это было ошибочным решением. Мекка того времени была центром антиосманского сопротивления, а местный эмир Яхья мечтал объединить племена и обрести независимость.

На третий день пути к Мекке моряки подверглись нападению нескольких сотен кочевников. Бой длился почти весь день, но 4 пулемета раз за разом заставляли атаки бедуинов захлебываться. В этом сражении Мюкке потерял всего лишь трёх человек. На следующий день к морякам прибыл отряд старшего сына эмира Яхьи с извинениями за нападение «диких кочевников». Его речь не вызывала у немцев доверия: те бедуины были слишком хорошо организованы, а ко всему прочему - вооружены новейшими британскими винтовками Ли Энфилда. Сын эмира тепло общался с отрядом и проводил их до Джидды, предлагая продолжить путь в Мекку вместе. Гельмут фон Мюкке не доверял повстанцам, и ночью отряд улизнул из города на рыболовецком судне.


Путешествие по морю продолжалось не долго. Чуть не нарвавшись на английский патруль, они решили, что дальше следовать морем слишком опасно, и высадились на берег. Измождённый отряд шёл на север, вода кончалась, и они практически потеряли надежду найти дорогу, как вдруг наткнулись на рельсы. Той самой железной дороги, которую два года спустя взорвал некий сэр Томас Лоуренс, по прозвищу Аравийский. Добравшись до ближайшей станции, они сели на поезд и без приключений добрались до Константинополя 2 мая 1915 г.

По прибытию, Гельмут фон Мюкке доложил ошарашенному германскому послу: «Командир десантной группы крейсера «Эмден» прибыл», и вручил ему корабельный флаг крейсера, пронесенный им через полмира.

Отряд благополучно добрался до Германии, где их встретили как героев. Все они были награждены железными крестами. Дальнейшая карьера Мюкке складывалась удачно, сначала он получил назначение старпомом на крейсер «Ниобе», а потом - командующим дунайской флотилии, на которой успел отличиться. Катера дунайской флотилии первыми вошли в Севастополь, за три дня до прибытия «Гебена», но это, наверное, достойно отдельного поста. После войны Мюкке стал убежденным пацифистом и даже попал за свои взгляды в тюрьму, а после падения нацистского режима продолжил политическую деятельность и написал мемуары. Умер Мюкке в 1957 году в возрасте 76 лет.

История

Previous post Next post
Up