"Мне думается, что из всего глупейшего, раздражающего вздора, которым забивают нам голову, едва ли не самое гнусное -- это мошенничество, обычно называемое предсказанием погоды".
Джером К. Джером, "Трое в лодке, не считая собаки"
Среди морских сувениров, приятных глазу и небесполезных в быту, иногда встречается таинственный запаянный сосуд под названием "штормглас". Что же это такое?
На парусных кораблях, совершавших дальние плавания, эти приборы для прогнозирования погоды, появились в XVII в. Имени изобретателя штормгласа история не сохранила, но распространение подобных сосудов, содержащих жидкость сложного состава и предсказывающих даже изменение направления ветра(!), было почти повсеместным. В растворе, заполнявшем запаянную склянку, происходили удивительные явления. Он то мутнел, то становился прозрачным; в нем появлялись и растворялись фигуры, похожие то на иглы, то на пальмовые листья, то на снежинки. Внимательный наблюдатель со временем находил закономерности возникновения того или иного рисунка в зависимости от погоды и начинал делать выводы, то есть, предсказывать погоду.
Наверное, штормглас появился на свет как незаконнорожденное дитя какого-то алхимика, искавшего философский камень или эликсир молодости. Не ведаю, вышла ли от этого изобретения какая-либо выгода, но странный прибор начал самостоятельную жизнь. Штормгласы завелись на многих кораблях, и шкиперы часто спорили о тех или иных признаках надвигающегося ненастья, подсмотренного сквозь мутноватое стекло пробирки. В чем-то эти признаки сходились, в чем-то имели различия…
За штормгласами, закрепленными на переборках капитанских кают, внимательно следил хозяйский глаз -- знать погоду на море значило многое! Увы, более чем двухсотлетнее наблюдение так и не выявило явных признаков, указующих на определенные погодные явления. "Волшебная" склянка предсказывала все что угодно: и наступление бурной погоды, и изменение направления ветра, и падение тумана, и трескучий мороз, и подъем воды в реках, и многое другое.
Пристальное внимание уделил этому прибору английский адмирал Фицрой. Он долго пытался разобраться в многообразии показаний "волшебной" склянки, систематизировал наблюдения и даже составил таблицу признаков изменения погоды согласно ее предсказаниям. Эти наблюдения известного мореплавателя и организатора регулярной метеорологической службы в Англии, выполненные в разных районах Мирового Океана, позволили более грамотно разбираться с показаниями штормгласа. Но время неумолимо двигалось вперед, появился барометр, который быстро заменил пробирку с широким спектром вариантов толкований, оставив штормглас лишь на полках сувенирных магазинов да в каютах яхт замшелых любителей старины.
Как же следует толковать показания этого необычного прибора? Вот какие рекомендации дал на страницах журнала "Химия и Жизнь" доктор ф.м.н. Балабуев по выпискам из английского метеорологического журнала, сохранившимся в его архиве.
Прозрачная жидкость предвещает ясную погоду, мутная - дождь.
Мутная жидкость с маленькими звёздочками - грозу.
Маленькие точки - туман, сырую погоду.
Большие хлопья, для зимы - снег, летом - покрытое небо, тяжёлый воздух.
Нити в верхней части жидкости - ветер.
Кристаллы на дне - густой воздух, мороз.
Маленькие звёздочки - зимой при ясной погоде - снег на другой или третий день.
Чем выше зимой поднимаются кристаллы, тем сильнее будет стужа.
В книге Г.Далле (G.Dalle) "Предсказание погоды" приводится следующее наблюдение: "Количество образовавшихся кристаллов тем больше, чем значительнее будет возмущение атмосферы".
У.Годден (W.Godden) сообщает любопытный факт. Отправляясь из Лондона, он взял с собой прибор. Во время поездки в пробирке, на стенке, противоположной ходу поезда, появился ряд вертикально расположенных звездообразных кристаллов; такое же явление было замечено и на обратном пути…
В журнале "Meteorological Magazine" за 1931 г. опубликована статья Дж.Белласко (J.Bellasco) "Some Instruments of Historic Interest Exhibited at Meteorological Office, London"; один из абзацев посвящен штормгласу. Автор пишет: "Считалось, что в штормовую погоду жидкость становится мутной, а в хорошую -- прозрачной, кристаллы же остаются на дне трубки. Мнения о причинах этих явлений различны. Адмирал Фицрой считал, что эти изменения зависят от направления ветра... В связи с этим представляет интерес мнение Фарадея. В 1861 г. в письме к Фицрою он писал, что давно знаком с этим прибором... Насколько он знает, изменения возникали в результате изменений температуры, происходивших с большей или меньшей скоростью..."
В том же журнале за 1934 г. помещена статья "The Storm Glass and Weather", в которой автор Д.Чемпион (D.Champion) вспоминает, что его отец в 1891 г. проводил ряд наблюдений над прибором. "...Штормглас, кажется, был вполне активен во время сильных ветров с юго-западного квадранта и при положительных и отрицательных изменениях давления. Изменения температуры и влажности, по-видимому, мало влияют на прибор".
Упоминание о штормгласе есть в одной из статей в журнале "Soc. Roy. Belge des Ingenieurs et des Industriels" Дж.Пиккарди -- итальянского ученого, известного своими исследованиями космических воздействий на физико-химические системы. Вот что он пишет в этой статье.
"У меня есть настоящий штормглас, купленный в Лондоне, который висит всегда на одном и том же месте в помещении, где зимой я стараюсь по возможности поддерживать постоянную температуру +18--20° С. Рядом с этим штормгласом я поместил другие ампулы, изготовленные в моей лаборатории, и смог таким образом установить, что все они показывали одновременно одинаковые изменения: кристаллические наросты возникали и растворялись одновременно во всех трубках, свидетельствуя о том, что они строго подчиняются воздействию одних и тех же причин. Я также заметил, что высота кристаллов зависит не только от температурных колебаний: в июле, когда температура в комнате достигала днем +28--30° С, высота осадка увеличилась с 2 до 9 см, во время октябрьских наводнений кристаллы полностью заполнили трубку, достигнув высоты 15 см, а в марте при температуре +20° С кристаллы выросли с 5 до 9 см, чтобы затем растаять. Нет никакого сомнения в том, что на кристаллизацию в этих приборах влияет какое-то внешнее воздействие.
Затем я прикрыл некоторые из этих ампул колпачками из латунной сетки и заметил, что, в то время как в неэкранированных трубках кристаллы энергично поднимались на несколько сантиметров, в трубках, защищенных экраном, кристаллы или не росли вовсе, или вырастали всего на несколько миллиметров.
Какова причина этих явлений? Очевидно, речь может идти только о внешнем воздействии, имеющем либо электрическую... природу, либо кто знает какую еще".
Судя по этим отрывкам, штормглас может быть очень интересен для людей, не потерявших вкус к различного рода исследованиям. Может быть, современное отношение к нему как к забавному раритету, иллюстрирующему тупиковые пути развития метеорологической науки, несправедливо? И он только ждет своего кропотливого исследователя?
Вот два старинных рецепта приготовления жидкости для "волшебной" склянки.
Рецепт №1
В 19,5 г спирта (древесного или денатурированного) развести 4,4 г камфары; отдельно в 16 г дистиллированной воды растворить 2,3 г селитры и 2,3 г нашатыря. Когда растворы станут совершенно прозрачными, второй раствор влить в первый. Жидкость тотчас же замутится белыми хлопьями, и ее надо сильно встряхивать. Этой жидкостью наполнить пробирку на 4/5 высоты...
Рецепт №2
3,5 г камфары, 2,6 г селитры и 1,8 г нашатыря растворить в 71 г хорошего(?) спирта. Такая порция рассчитана на пробирку длиной 12 дюймов и шириной в 3/4 дюйма.
Via