Эта эпоха, которая длилась всего лишь 50 лет, стала настоящим мифом американской культуры, заложив основы многих современных вещей и процессов. Здесь есть всё: ковбои, бандиты, войны с индейцами и друг с другом. Но реальный образ Америки XIX века выглядит совсем не так, как мы привыкли видеть в фильмах. Дикий запад реально был диким.
Всё, что мы знали о Диком Западе из фильмов и массовой культуры - неправда
Так уж сложилось, что основной источник сведений о Диком Западе для современного человека - фильмы-вестерны. При этом стоит учитывать, что практически все значимые вестерны были сняты итальянцами, а не американцами. В результате мы видим серьёзное изменение реальных исторических образов. Во-перых: настоящие ковбои были отнюдь не героями, а обычными пастухами, гоняющими стада коров взад-вперёд по прериям. Во-вторых: ковбои никогда не воевали с индейцами. «Краснокожих» притесняли все кому не лень: бандиты, контрабандисты, больше остальных, конечно, американская армия, но только не ковбои. А ещё ковбои никогда не устраивали тех самых знаменитых дуэлей посреди центральной улицы городка. Да и вообще своё оружие они доставали крайне редко.
Мужчина не считался мужчиной без оружия
Раз уж мы заговорили об оружии. Оно во времена Дикого Запада было у всех. Реально у всех. Мужчина не мог считаться мужчиной, если у него не было «кольта». Ну и, естественно, из него нужно было уметь стрелять. С этим тоже не всё так радужно, как в фильмах-вестернах. Конечно, было немало людей, которые умели филигранно обращаться с револьверами и попадать в крыло мухе с 50 метров. Но основная часть населения владела огнестрельным оружием на уровне достаточным для охоты и защиты своей собственности. Кстати, именно с времён Дикого Запада в Америке повелась традиция обязательно держать в доме оружие.
Закон устанавливало не государство, а частные конторы
Те самые бандиты и разбойники Дикого Запада в крупных городах были довольно редкими гостями. Хотя бы потому, что в таких городах полиция действительно обеспечивала безопасность. Нужно понимать, что никаких предупредительных выстрелов и долгих переговоров тогда не практиковалось. Если ты кого-то ограбил или того хуже убил, в тебя просто стреляли без предупреждения. Поэтому большинство преступников предпочитали обитать в сельской местности. Здесь они вполне успешно занимались угоном скота, ограблениями поездов и банков. Официальных американских властей в таких местах практически не было. Порядок и закон были отданы в руки частных охранных агентств, так называемых «земельных контор». Они торговали своей экстерриториальной юрисдикцией и справлялись с правоохранительными функциями.
Бандиты поддерживали образ мстителей
Не самый лучший уровень общественного порядка был обусловлен ещё и тем, что многие бандиты успешно манипулировали страхом своих преследователей. Так, например, они уверяли, что если шериф будет его преследовать, то он перебьёт всю его семью. Будет убивать днём и ночью, охотиться, идти по следу, пока не уничтожит всех его родственников. И, нужно сказать, что иногда это были совсем не пустые угрозы. Поэтому многие шерифы предпочитали просто не связываться с бандитами.
Белые не всегда побеждали в схватках с индейцами
В тех же вестернах американская армия всегда выходила победителями в любых столкновениях с индейцами. Справедливости ради, нужно сказать, что довольно часто именно так и было. Но далеко не всегда. Одно из самых больших поражений случилось летом 1876 года, когда объединённые силы Лакота и северных Шайенов выступили против седьмого кавалерийского полка армии Соединённых Штатов. Это сражение стало известно как Битва при Литтл-Бигхорн. Силы сторон изначально были не равны, индейцев было почти в три раза больше: 650 солдат против почти 2000 индейцев. Знаменитому командиру Джорджу Кастеру не смогла помочь даже тяжёлая артиллерия. Несколько часов продолжалась жуткая кровавая схватка, результатом которой стала уверенная победа индейцев.
Снимать скальпы начали не индейцы
И уж коль скоро мы заговорили об индейцах, не лишним будет рассказать и о самом известном их «обычае» - снятии скальпа со своих жертв. Насколько странно бы это не звучало, но снимать скальпы начали именно белые охотники на «краснокожих». Всё дело в том, что в конце XIX века на индейцев началась настоящая массовая травля. На них устраивали облавы и отстреливали как каких-то диких животных. Причём делалось это не только силами регулярной армии. В геноциде охотно участвовало огромное количество наёмников, ведь за каждого убитого индейца можно было получить от властей целых 25 долларов. Нужно только доказать факт убийства. А самый надёжный способ сделать это - привезти в качестве подтверждения голову убитого. Но возить с собой головы слишком хлопотное занятие, они сложны в транспортировке и занимают много места. Гораздо удобнее просто снять с головы скальп, бросить его в сумку, а потом предъявить при выдаче денег. Так головорезы и поступали. А индейцы позже просто стали платить им их же монетой.
Приличные люди никогда не надевали джинсы
Сегодня это прозвучит довольно забавно, но в середине XIX века ни один приличный человек не позволил бы себе появиться на людях в джинсах. Тогда их носили только ковбои, золотоискатели и рабы. Джинсы появились как дешёвая, практичная рабочая одежда для работ на плантациях на юге Карибского бассейна. Оттуда они позже пришли в южные штаты США, а затем разошлись по всей стране. Причём первые образцы джинс были белого цвета. Красить их начали уже потом.
У ковбоев был весьма своеобразный кодекс чести
Как мы уже выяснили, настоящие ковбои не имеют практически ничего общего с тем образом, который создали для них в фильмах-вестернах. Ковбои были достаточно бедным классом населения. Чаще всего они работали по найму на чужих ранчо и пастбищах, даже не имея собственной лошади. И тем не менее, у ковбоев был свой настоящий кодекс чести, которые все представители этой профессии старались соблюдать. В частности, в этом кодексе строго-настрого запрещалось стрелять в безоружного мужчину и уж совсем никогда не разрешалось стрелять в женщину. Ковбой никогда не должен был примерять чужой шляпы, а уж езда на чужой лошади и вовсе приравнивалась к сексу с чужой женой. Конокрада разрешалось повесить без каких-либо колебаний и мук совести, а покидая город после бурных выходных позволительно было стрелять из револьвера в воздух и безумно кричать. Это называлось «почтить» город.
Некоторым из пионеров приходилось есть людей
Пример «чёрной» сатиры в названии. На самом деле никакой «вечеринки» там, конечно, не было, да и вообще пришлось не весело. Вечеринка Донера или в оригинале Donner Party - страшная история, которая случилась с группой американских пионеров, отправившихся обозом по одной из известных троп в Калифорнию в мае 1846 года. Обычное путешествие на запад таким образом в те времена занимало от 4 до 6 месяцев. Но группа под руководством Джорджа Доннера и Джеймса Рида пошла новым, более длительным маршрутом, через опасные горные хребты. Именно там, в горах Сьерра-Невада из-за серии неудач, ошибок и поломок обозов, группе пришлось задержаться и провести зиму 1846-1847 годов. 87 человек, попавшие в ловушку в горах, 4 долгих месяца пытались выжить и дождаться спасения. Удалось это сделать лишь 48 из них. Некоторым членам группы для того, чтобы выжить пришлось есть своих умерших товарищей.
Бизонов уничтожали миллионами
Жуткая бесконтрольная массовая охота на бизонов, которая началась в 1830-х годах и чуть было не привела к полному исчезновению этого вида животных во всей Северной Америке. Традиционно бизоны были одними из самых важных животных, обеспечивающих выживание многих индейских племён. Индейцы охотились на них для пропитания, изготовления одежды, жилища, орудий и утвари. Но убивали всегда ровно столько, сколько нужно для удовлетворения своих жизненных потребностей. Но белые американские охотники и железнодорожные компании начали хищническое истребление бизонов в основном ради шкур для снабжения армии и отправки их в Европу. Если в начале 1800-х годов убивали около 200 тысяч бизонов в год, то в период с 1870 по 1875 год ежегодно убивали примерно 2,5 миллиона бизонов. В результате численность бизонов сократилась с 30 миллионов в 1800 году до менее тысячи к концу века.